Публикации "Проектная деятельность как способ формирования нравственно –патриотических чувств дошкольников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Проектная деятельность как способ формирования нравственно –патриотических чувств дошкольников"
Автор: Кобылина Наталья Владимировна

«Проектная деятельность как способ формирования нравственно –патриотических чувств дошкольников»Детство - это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало,прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входилакрасота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая гордость за свою Родину.В.А. Сухомлинский. Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются В чём же особенность проектной деятельности в ДОУ? Ребёнок дошкольного возраста ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, установить цель и задачи, и поэтому проектная деятельность в образовательном пространстве детского сада носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, вовлекаются члены семей воспитанников. Родители могут быть не только источником информации и помощниками в реализации проекта, но и полноправными участниками образовательного процесса, что в свою очередь, позволяет им обогатить свой педагогический опыт, реализовать свой творческий потенциал, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:
  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку;
  • Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
  • Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;
  • Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
  • Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычиям русских людей;
  • Развитие элементарных знаний о правах человека;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  • Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
  • Использование технологии проектирования помогает мне в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.Вашему вниманию хочу представить несколько значимых проектов, которые я реализовала с детьми и родителями по формированию нравственно – патриотических чувств,Опрос детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Проект проходил в течении года, Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Каждая семья интересна по-своему; у каждой – свои традиции: встречать гостей, организовывать труд и отдых, проводить семейные торжества. Семьи отличаются друг от друга привычками, укладом, обычаями, атмосферой. Там, где родители в семье уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых. Ежедневно с детьми мы беседовали о семье, составляли рассказы о семье, ее традициях, праздниках. На занятиях рисовали свою семью, портреты родителей. Учили стихи о семье. На уровне ДОУ участвовали в конкурсе чтецов.Играли в сюжетно – ролевые игры.При составлении Генеологического древа и герба семьи, родители принимали активное участие .Они с интересом находили своих предков.Дети готовили подарки к праздникам и поздравляли мам.На утренниках, посвященных 23 февраля и 8 Марта, родители с интузиазмом участвовали в конкурсах. И заключительным этапом состоялись совместное с родителями спортивное соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья», Этот проект помог родителям лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.Интересным был краткосрочный проект «Защитники Отечества»тотпроект особенно актуален в наше время, когда дети черпают информацию, порой очень противоречивую, из телевизионных передач.В работе над данным проектом я знакомила детей с историей, культурой, традициями нашей армии, воспитывала патриотические чувства относительно своей Родины; приобщала к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект был направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание физических качеств: смелость, ловкость, сила.Во время проведения проекта дети рассказывали о своих папах, их увлечениях. Провели занятие «Защитники Родины»ы с детьми изготовили стенгазету «Мой папа самый, самый».Дети рисовали своих пап. Составили альбом «Защитники отечества» празднику 23 февраля изготовили подарки для пап и дедушек.А в заключении проекта состоялось праздничное развлечение.В настоящее время я реализовывала краткосрочный проект «Никто не забыт, ничто не забыто»,посвященный 80- летней годовщины Сталинградской битвы. В рамках проекта с детьми учили стихи о Сталинградской битве. Провели занятие «Сталинградская битва. Город- герой Волгоград».Показали презентацию. Рассказали о событиях тех лет. Дети выполнили коллективную работу «Никто не забыт, ничто не забыто». В завершении проекта провели, на уровне детского сада, конкурс - чтецов, где дети проявили свои творческие способности. В ходе проекта у детей появился интерес к истории Сталинградской битвы, ее героям и детям войны, пережившим голод и холод, потерю близких;Такой проект способствует развитию у дошкольников патриотических чувства к родному городу, к своему народу, формированию понимания значения победы в Сталинградской битве в ходе Великой Отечественной войны,В результате реализации вышеперечисленных проектов у наших воспитанников:- расширились знания о семье, ее ценностях и традициях, родственных отношениях; появилось желание и стремление к доброжелательному общению с родными и близкими, уважительное отношение к старшему поколению.- Сформировались чувства: любви к родному городу и краю, интерес к его прошлому и настоящему, гордости за своих земляков, ответственности и сопричастности ко всему, что происходит в городе и крае.- У детей повысился интерес к истории своей страны, расширились знания о ВОВ, появилось осознанное уважение к заслугам и подвигам воинов-участников ВОВ, сформировалось уважительное отношение к ветеранам войны и труженикам тыла, приобретен опыт поисковой деятельности.-Родители, принимая участие в наших проектах, осознали важность патриотического воспитания детей.Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта..Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему именно общие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.Результаты реализации проектной деятельности всегда радуют, но всегда есть над чем нужно поработать в дальнейшем.