Публикации ПРИМЕНЕНИЕ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ В ГЕОМЕТРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРИМЕНЕНИЕ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ В ГЕОМЕТРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА
Автор: Овчаренко Юлия Юрьевна

Овчаренко ЮлияПРИМЕНЕНИЕ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ В ГЕОМЕТРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССАНовые стандарты геометрического образования в школе выявили проблему разработки новой методической системы обучения математике в «культурно-исторической среде». При обучении геометрии нужно формировать представление о науке как части мировой культуры, вскрывать социальные, культурные и исторические факторы становления математической науки. Основной формой представления исторического материала является представление исторической информации на уроке. Стоимость нескольких минут урока по историческим отступлениям окупается ростом интереса к науке, отражая отдельные факты. Независимо от формы передачи исторической информации использованное время не может считаться потраченным впустую, если учитель смог представить исторический факт в тесной связи с теоретическим материалом, изученным на уроке.На мой взгляд, исторические сведения могут быть внедрены в процесс обучения геометрии с помощью:
  • сообщения учителя и/или учащихся на уроке;
  • выпуска стенгазет;
  • онлайн-викторин по истории математики;
  • использование веб-сервисов для создания заданий по истории геометрии.
  • Сообщение учителя и/или учащихся на уроке. Приведем конкретный пример проектирования фрагмента урока в 7 классе по теме «Треугольники» с элементами историзма. Пример 1. При изучении темы «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника» на уроке геометрии 7 класса учащиеся знакомятся со следующей теоремой: «В равнобедренном треугольнике углы при основании равны».Равнобедренный треугольник обладает рядом геометрических свойств, которые привлекли к себе внимание ещё в древности. В задачах на треугольники, содержащихся в папирусе Ахмеса (ок. 2000 г. до н.э.), на первый план выступают равнобедренный и прямоугольный треугольники. На практике часто применялось свойство медианы равнобедренного треугольника, являющейся одновременно и высотой и биссектрисой. Термин «медиана» происходит от латинского слова mediana  «средняя» (линия), от лат. bi —  «двойное», и sectio «разрезание».То, что углы при основании равнобедренного треугольника равны, было известно ещё древним вавилонянам 4000 лет назад. Впервые доказал эту теорему Фалес Милетский.Далее надо рассмотреть рассуждения Фалеса о доказательстве равенства углов при основании равнобедренного треугольника: равнобедренный треугольник симметричен относительно биссектрисы угла при вершине, а значит, при перегибании чертежа по биссектрисе углы при основании совпадут.Выпуск стенгазет по истории геометрии. В стенгазете важно как текстовое содержание, так и художественное оформление. Из-за плохого оформления могут остаться незамеченными интересные материалы, так же как и бедную по содержанию стенгазету не спасут даже самые красочные фотографии и рисунки. Так, например, представление великих математиков древности в современном виде заинтересует и учеников, и учителей.Рисунок 1.1 – Макет стенгазеты по истории математикиОнлайн-викторина по истории математики.Учитель, владеющий навыками пользования социальными сетями, например, ВКонтакте может, следуя календарному планированию размещать исторический материал на тематических публичных станицах. Это может быть интересный факт, биография учёного, фото, видео и т. д. Одним из интересных и эффективных способов привлечения учащихся к историческим сведениям в моей практике была публикация в сообществе ВКонтакте онлайн-викторины (рис. 1.2). Рисунок 1.2 – Задание 18 викторины по истории математикиИспользование веб-сервисов для создания заданий по истории геометрии. Современный урок по геометрии невозможно провести без привлечения средств наглядности, поэтому на помощь пришли компьютерные технологии. Рассмотрим веб-сервис leamingapps.org, который создан для поддержки учебного процесса и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (упражнений). Так, например, при проведении урока геометрии «Измерение отрезков» в 7 классе можно ознакомить учащихся со старинными русскими мерами длины для расширения знаний по теме «Начальные геометрические сведения» и использовать готовые электронные ресурсы. С помощью готового шаблона игры «Парочки» ученики могут запомнить старинный аналог современных мер длины, отыскав пару каждой карточке. Рисунок 1.3 – Задание 1, созданное на сервисе learningapps.orgСозданные на сервисе learningapps.org дидактические материалы можно использовать не только при проведении уроков, а также на внеклассных мероприятиях по математике.  Мультимедийные слайды-визуализации к историческим фактам. Исторический материал, на мой взгляд, не следует пересказывать, а умело вплетать в программный материал и использовать его в воспитательных и образовательных целях. Именно поэтому в качестве приложения к вышеупомянутым историческим фактам мною были разработаны мультимедийные слайды-визуализации для учителя (см. приложение А) в программе MS Power Point. Рисунок 1.4 –Слайд презентацииТаким образом, включение исторических материалов в учебный процесс будет способствовать формированию мировоззрения школьников, станет средством развития у учащихся интереса к предмету, будет способствовать развитию творческих способностей и в условиях новых образовательных стандартов позволяет реально обеспечивать новый качественный уровень в обучении геометрии.Литература
  • Гусев А.В. Психолого-педагогические основы обучения математике / А.В.Гусев. – Москва: ООО «Издательство «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003. 432 с.
  • Берман Г.Н. Очерки по истории математики / Г.Н.Берман. – Москва, 1963.
  • Ях Т.В. Элементы истории математики на уроках в общеобразовательной школе/ Т.В.Ях. – Амвросиевка, 2014. 6 с.