Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Денверская модель раннего старта для детей с аутистическими нарушениями
Автор: Галина Павловна Соловьева
Аутизм — сложное многофакторное нарушение развития. На сегодняшний день в мире не существует методов лечения или лекарств, которые могут исцелить от аутизма. Однако существует ряд подходов, которые позволяют эффективно справляться с теми трудностями, которые есть у ребенка с аутизмом, и помогают значительно улучшить возможности по реализации потенциала его развития.
Исследования показывают, что самыми эффективными в работе с детьми и взрослыми с РАС являются подходы, разработанные в рамках прикладного анализа поведения (ABA — Applied Behavior Analysis) Это важнейшее направление науки и практики в России пока находится в стадии становления, и у многих семей пока еще нет доступа к качественным программам помощи.
Денверская модель раннего вмешательства учит родителей пониманию причин и важности последствий поведения. Она дает родителям возможность видеть особенности ребенка с аутизмом научиться помогать ему эффективнее развиваться.
Раннее вмешательство (в России также иногда используется термин «ранняя помощь») — это программы для семей, в которых растут маленькие дети (от рождения до трех лет, а в некоторых странах и до шести лет). Как известно, первые годы жизни невероятно важны для всего дальнейшего развития ребенка. Современные исследования о развитии мозга показывают, насколько пластичным является мозг ребенка. Окружение, в котором живет ребенок, оказывает огромное влияние на его развитие и модели поведения. Это обеспечивает огромные возможности для эффективной реализации программы помощи. Серьезные изменения, которых трудно достичь в дальнейшем, в это время могут быть достигнуты с меньшими усилиями.
Важной особенностью программ раннего вмешательства является то, что родители принимают в них активное участие, а поставленные задачи непосредственно связаны с реальной жизнью ребенка и семьи. Денверская модель раннего старта для детей с аутистическими нарушениями (ESDM) — это научно-обоснованное вмешательство, базирующееся на психологии развития и законах поведения.
Цель модели — развитие у детей способности к социальному взаимодействию, общению и обучению в игре и во взаимодействии с людьми. Она фокусируется на построении прочных, позитивных социальных отношений.
Подход реализуется обученными специалистами по раннему вмешательству и воспитателями либо членами семьи во время сенсорно-социальных повторяющихся игр/занятий, игр с предметами и в быту.
Модель развивает навыки во множестве областей (социальные навыки, рецептивная и экспрессивная коммуникация, игра, когнитивная деятельность, мелкая и крупная моторика, адаптивное поведение) и способности детей учиться на основе повседневного опыта и взаимодействия.
Подход стимулирует спонтанную склонность ребёнка вступать в контакт и взаимодействовать, проявляя инициативу, с другими людьми. Он следует интересам и склонностям каждого ребёнка, образуя «трамплин» для развития коммуникации и взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
ESDM предназначена для детей младшего дошкольного возраста примерно до 48 месяцев. Эффективность Денверской модели раннего старта подтверждена мета-анализом.
Данная модель является одной из наиболее эффективных методик, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей с аутизмом. Основная цель Денверской модели заключается в создании условий для формирования и развития социальных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные принципы Денверской модели включают в себя следующие аспекты:
Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Использование различных методов и техник обучения, соответствующих уровню развития ребенка.
Создание комфортной и безопасной среды для детей с аутизмом.
Работа в команде специалистов (педагогов, психологов, логопедов и др.) для достижения наилучших результатов.
Применение Денверской модели позволяет значительно улучшить качество жизни детей с аутизмом, повысить их социальную адаптацию и интегрировать в общество.