Публикации Дополнительная общеразвивающая программа "Юный эколог"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеразвивающая программа "Юный эколог"
Автор: Богдана Богдановна Усачева

Дополнительная общеразвивающая программа
Юный эколог
Возраст обучающихся: от 7 до 18 лет
Общее количество часов: 24
Направленность программы:
Естественнонаучная
Автор: Усачева Богдана
Богдановна
воспитатель
г. Малая Вишера
2021 г.
Актуальность.
Дополнительная общеразвивающая программа Юный эколог (далее - Программа) имеет естественнонаучную направленность и предназначена для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении, проходящих реабилитацию в отделении социального приюта для детей.
Программа определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях и нацелена на формирование у воспитанников системы знаний об окружающем мире, развитие навыков изучения и сохранения живой природы, рационального природопользования, экологической культуры и любви к природе родного края.
Программа ориентирована на решение проблемы сохранения и защиты окружающей среды, дает возможность будущим гражданам России заботиться об окружающей природе. В современных условиях социума программа решает проблему занятости несовершеннолетних в свободное от учебного процесса время, помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Одним из основных прав человека является право на экологически благоприятную среду обитания.
Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояние практики экологического образования в образовательных учреждениях свидетельствует о необходимости совершенствования воспитательной работы с несовершеннолетними, одной из приоритетных целей которой является становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе:
- в природе всё взаимосвязано;
- человек – часть природы;
- бережное отношение к окружающей природе, рациональное использование - дело каждого человека.
Проанализировав данные по отделению социального приюта для детей областного автономного учреждения социального обслуживания населения Маловишерский комплексный центр социального обслуживания населения (далее ОАУСО Маловишерский КЦСО), мы пришли к выводу, что 89 % воспитанников не вовлечены в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
В ходе наблюдения у 75% детей социального приюта было выявлено несформированность элементарных представлений о различных методах познания природы и 85% воспитанников характеризуются недостаточно развитыми навыками в сфере экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни. Проведенный анализ, основанный на наблюдении за воспитанниками, подтверждает актуальность внедрения программы Юный эколог.
Целью программы является создание условий для формирования экологически грамотной личности, развитой, творческой, способной к жизненному самоопределению, преобразованию окружающей действительности, эмоциональному сопереживанию с миром.
Задачи программы:
- формирование стремления к познанию окружающего мира;
- формирование интереса к исследовательской деятельности, вовлечение в практическую деятельность по охране окружающей среды;
- обеспечение выработки приемов и навыков самостоятельной творческой деятельности;
- развитие экологического мышления у учащихся;
- развитие ответственности, значимости в экологическом движении своего города, края;
- развитие интереса к решению проблем окружающей среды;
- воспитание экологической культуры и активной жизненной позиции;
- воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего города и края.
Ценностно-целевые ориентиры. Данная программа опирается на ценностно-целевые ориентиры, заложенные в законе Российской Федерации Об образовании, где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является гуманистический характер образования Свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Так же основным ориентиром программы выступает Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Статья 20 данного закона о предоставлении социальных услуг предполагает оказание социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей.
Концептуальные основы разработки программы.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Основу составляют стадии физического и психического развития и условия, в которых протекает обучение и воспитание.
Коменский Я.А. настаивал на строгом учете в учебной и воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно.
Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Программа Юный эколог дает научное обоснование и понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогает выработать способность анализировать факты и материалы, выявлять причинно – следственные связи, сформировать практические умения по анализу различных экологических ситуаций.
В качестве ключевых компетенций для экологического образования выделены следующие:
- ценностно-смысловые (способность понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать своюопределяющую программу жизнедеятельности в целом и др.);
- общекультурные (ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию г. Малая Вишера, России и мира,осмысление духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, освоение научной картины мира);
- учебно-познавательные илиспециальные (формирование грамотности обучающихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа, рефлексии, адекватной самооценки и целеполагания, способности актуализировать знания и т.д.);
- социально-гражданские (практические умения по экологическому мониторингу, овладение навыками изучения и содействия решению экологических проблем своего города, способность принимать решения, ответственность за результат собственной деятельности);
- информационные (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников и др.);
- коммуникативные (умение слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата, направленного на содействие улучшению состояния окружающей среды);
- личностного роста (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности, способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки,забота о здоровье, здоровый образ жизни, формирование внутренней экологической культуры).
Предметные компетенции:
1. Здоровьесбережение – соблюдение норм здорового образа жизни.
2. Ценностно – смысловые ориентации – ценности жизни, экологические ценности.
3. Интеграции – экологический подход как основа целостного мировоззрения современного человека.
4. Гражданственность – соблюдение прав и обязанностей в области охраны окружающей среды.
5. Ответственность, долг.
6. Самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия – поиск смысла жизни, развитие профессиональных экологических ориентаций, овладение экологической культурой.
7. Социальные взаимодействия – социальное партнёрство, сотрудничество в процессе решения экологических проблем.
8. Деятельность – выявление и решение экологических проблем, экологические исследования, разработка и реализация экологических проектов.
Направление программы: естественнонаучная
Естественнонаучное направление обеспечивает образование, т.е. передачу детям определенного объема знаний об устройстве мира, о существующих в нем многочисленных связях, о человеке как части Природы. В основу всех структурных единиц программы положены шесть ключевых понятий:
- Среда и место обитания живых существ;
- Условия существования живых существ в данном месте обитания;
- Приспособление живых существ к условиям существования в их месте обитания;
- Взаимосвязи между организмами и окружающей средой;
- Цикличность природных процессов;
- Биоразнообразие как основа устойчивости биосферы.
Новизна программы. В настоящее время разработано достаточно программ и методик по экологическому воспитанию и образованию, рассчитанных на детей и подростков, обучающихся в средних общеобразовательных школах или детей, посещающих дошкольные учреждения и не рассчитанные для детей социального приюта с краткосрочным (не более 6 месяцев) пребыванием, что и привело к необходимости в создании и разработки программы Юный эколог.
Принципы организации содержания программы:
Организация и проведения занятий программы Юный эколог основывается на следующих принципах:
- Принцип добровольности (зачисление в группу возможно только по желанию ребенка);
- Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование групп обучающихся);
- Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений;
- Принцип доступности (предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка);
- Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия);
- Принцип ориентации на успех;
- Принцип взаимоуважения;
- Принцип индивидуально – личностной ориентации (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью);
- Принцип связи обучения с жизнью;
- Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности;
- Принцип креативности (творчества) и коллективности в группе;
- Принцип научности содержания методов образовательного процесса;
- Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
Категория обучающихся:
Программа рассчитана на несовершеннолетние отделения социального приюта для детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет.
Группа №1 от 7 до 12 лет,
Группа № 2 от 12 до 18 лет.
Продолжительность обучения:
Срок реализации программы – 6 месяцев. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 30 – 45 минут.
Программа реализуется в течение времени нахождения несовершеннолетнего на реабилитации в отделении социального приюта для детей и подростков.
Формы обучения: групповая. Во время проведения занятий используется индивидуальная форма работы с учащимися, что заметно сказывается на эффективности работы.
Объем курса: 24 часа.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате реализации программы учащиеся должны
знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России;
-польза представителей животного мира;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- многообразие растений, животных, экологические связи между ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
-экологически сообразные правила поведения в природе.
уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-улучшать состояние окружающей среды (ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
применять на практике:
- владеть основными экологическими терминами;
- делать заключение на основе наблюдений;
- быть способными отстаивать свою точку зрения;
- соблюдать правила поведения в природе.
Критерии и показатели, диагностируемые в процессе реализации программы:
Познавательный
- учащийся усвоил научные знания по экологии и краеведению.
- знает нормы и правила организации деятельности и поведения в природе.
- осваивает экологические и природоохранительные знания, планирует и реализует экологическое самообразование
Мотивационно-ценностный
- понимает ценности природы.
- сформировал эмоционально-личностное отношение к окружающей среде.
- ответственно ведет себя в окружающей среде.
- положительно относится к природоохранительной работе
Деятельностный
- владеет системой экологических умений и навыков, необходимых для решения эколого-природоохранительных проблем.
- участвует в экологической деятельности.
Содержание изучаемого курса
Содержание данной программы направлено на формирование в учащихся системы знаний об окружающем мире; развитие навыков изучения и сохранения живой и неживой природы, рационального природопользования, экологической культуры и любви к природе родного края.
Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию стремления у учащихся к познанию окружающего мира, интереса к исследовательской деятельности, вовлечения в практическую деятельность по охране окружающей среды, развития ответственности и значимости в экологическом движении своего города, края.
На учебных занятиях в процессе занятий обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на создание условий для всестороннего развития воспитанников на различных возрастных этапах и учета дифференцированного подхода, зависящего от возраста воспитанников.
В плане занятия:
1. Организационный момент, постановка целей и задач занятия.
2. Основная часть занятия: разъяснение теоретического материала и объяснение порядка выполнения практической работы.
3. Подведение итогов занятия.
I. Блок: Вводный раздел. Знакомство с экологией.
Теория. Знакомство детей с целями задачами программы, правилами поведения при проведении практических работ. Экология - наука, изучающая дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи между природой и человеком. Познакомить с красотой и многообразием родной природы. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Дать общее представление о природных материалах, их происхождениях и видах.
II. Практика: Экологическая тропа - экскурсия в парк, сбор природного материала. Выставка поделок из природного материала.
II. Блок: Моя малая Родина.
I. Теория. Познакомить учащихся с особенностями исторического развития нашего города, специфическими чертами культуры и природы. Знакомство с историей возникновения города Малая Вишера, с историей значимых мест города. Изучение истории улиц через знакомство их с его жителями. Знакомство с разнообразием животного мира родного края и с их условиями жизни в дикой природе.
II. Практика. Конкурс фотографий и рисунков Любимый город.
III. Блок: Взаимодействие человека с природой.
I.Теория. Знакомство с главной проблемой – загрязнением окружающей среды, с ее основными источниками. Выясняем как влияет среда на здоровье человека и окружающую среду. Разбор основных путей решения этой проблемы.
II. Практика. Разработка экологических листовок.
IV. Блок: Загадочный космос.
I.Теория. Знакомство с планетами Солнечной системы, с Землей как общем домом для человечества, бережном отношением к Земле как к общему дому. Обращение внимания учащихся на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека. Выявление основных экологических проблем, являющиеся следствием освоения космического пространства
II. Практика. Викторина Космические дали. Закрепление знаний пройденного материала.
V. Блок: Вода в природе.
I. Теория. Вода как источник жизни на Земле. Экология воды. Беседа о пресноводных водоемах озерах, реках родного края.
II. Практика. Акция Сделаем берег реки чистым.
VI. Блок: Жизнь растений. Итоговый раздел.
I. Теория. Показать разнообразие царства растений, знакомство с комнатными растениями, лекарственными и растениями, занесенными в Красную книгу. Обучение уходу за комнатными растениями.
II. Практика. Полив и пересадка комнатных растений. Воспитание любови к цветам и желание за ними ухаживать. Итоговое занятие. Тестирование
Более подробно содержание программы и раскрытие тем занятий представлены в таблице.
Возрастная группа от 12 до 18 лет
Краткое содержание изучаемого курса.
I. Блок: Вводное занятие Охрана природы. Предмет экологии
1.Теория: Знакомство с целями и задачами программы, с правилами техники безопасности на занятиях, выполнение практических заданий. Выясняем что изучает экология. Уточняем законы экологии.
2. Практическая работа: Сбор материала по охране природы родного края.
II. Блок: Основные формы организации жизни.
1.Теория: Знакомство с отличияживогоотнеживого. Выясняем каковы признаки живыхорганизмов, каковы основные признакиживого. Выясняем что такое биологическиесистемы. Выясняем что, естьбиосфераи биоценоз.
2.Практическое занятие: Определение типов растительных сообществ парка. Экскурсия в парк.
III. Блок. Среды жизни на земле.
1.Теория: Раскрываю среды жизни на земле. Вода, суша, почва, как среда жизни. Разбираем как воздействует среда на организм. Знакомлю учащихся с понятиями качество жизни, окружающая среда. Выясняем, как влияет окружающая среда на качество жизни, особенно на здоровье человека, говорим о том как можно улучшить наше качество жизни.
2. Практическое занятие: Овладение методикой геоботанических фактов. Составляем геоботаническое описание участков леса, луга, берега водоема или болота. Определяем на каждом участке растений-эдификаторов и типов растительности.
IV. Блок: Лес как биотический фактор
1.Теория: Биогеоценоз широколиственного леса - совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, а также неживых компонентов, которые совместно обитают в одних и тех же условиях среды и находятся во взаимосвязи. Что такое пищевые цепи? Выясняем какие виды пищевыхцепей существуют. Уточняем что такое саморегуляция в лесном биогеоценозе.
2. Практическое занятие: Озеленение придомовой территории. Выясняем что входит в понятие- озеленение придомовойтерритории. Кто этим занимается? Переходим к практике, высаживаем цветы на клумбу.
V. Блок: Вода как абиотический фактор.
1. Теоретическое занятие: Знакомство с пресноводными водоемами, озерами, реками родного края. Выясняем, что загрязнение воды – большая экологическая проблема и что современные способы очистки не решают ее. Это может привести к серьезным экологическим последствиям.
2. Практическое занятие: Сделаем берег реки чистым. Акция.
VI. Блок: Моя малая Родина
1.Теоретическое занятие: Особенности исторического развития города Малая Вишера, специфические черты культуры и природы. Знакомлю с историей возникновения города, с историей значимых мест. Изучаем историю улиц через знакомство их с его жителями. Знакомлю детей с разнообразием животного мира родного края и с их условиями жизни в дикой природе.
2. Практика. Конкурс фотографий и рисунков Любимый город