Публикации Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Автор: Егорова Светлана Анатольевна

Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНРК. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. В речи детей существует множество проблем: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи. При этом нарушается не только формирование основных компонентов речевой системы, но также высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, внимания). Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников - очень сложное дело.В течение нескольких лет работы на логопедической группе в процессе обучения детей связной речи я использую приемы мнемотехники. Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.Чем полезна мнемотехника? Мнемотехника нужна для запоминания информации: с помощью ассоциаций абстрактная информация заменяется конкретными зрительными образами. В результате неудобная для запоминания информация, преобразуется в более удобную форму.Регулярное использование мнемотехники в работе с детьми с ОНР позволяет развить:
  • Внимание. Внимание и память сильно взаимосвязаны. Необходимость отслеживать связи между образами, замена объектов образами приводит к тому, что у детей с ОНР тренируется внимание и повышается способность к концентрации на текущей деятельности.
  • Образное мышление. Начиная работать с образами для запоминания, через некоторое время мы начнём использовать их и в процессе мышления.
  • Способность к визуализации. Конечно, образы, могут быть самыми разными. Но чаще всего используются зрительные или визуальные. Так Александр Сергеевич Пушкин часто сначала рисовал в своих рукописях рисунки, а потом описывал в прозе или стихах изображенное.
  • Воображение. Необходимость постоянно заменять абстрактные предметы образами, а также связывать их с помощью ассоциаций, приводит к необходимости использовать воображение.
  • И напоследок: мнемотехника позволяет включить в работу оба полушария головного мозга. Человеческий мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за свою долю работы. Левое полушарие ответственно за логическое мышление, речь, упорядоченность, правое - это ритм, восприятие цвета, воображение, образы и пространственные соотношения. Обычно человек в большей степени использует только одно полушарие. Чаще всего это левое полушарие, в результате для решения встающих задач используются логические методы. Использование образов позволяет дать больше возможностей детскому мозгу, сделав процесс мышления более гармоничным.
  • Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
  • кодирование элементов информации в зрительные образы;
  • собственно, сам процесс запоминания;
  • запоминание последовательности информации;
  • закрепление информации в мозге.
  • На первом этапе обучения дошкольников мнемотехнике используем мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например, дом, дерево, цветок и т. д.Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, усложняем задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из трёх-четырёх картинок.По изображению ребенок может составить 2–3 простых предложения. Главное нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детямИ, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числесхематические, по которым можно запомнить и воспроизвести стихотворение или даже целый рассказ.Первоначально таблицы составляют педагоги, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.В своей работе с детьми мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: лиса - рыжая, котенок – усатый, полосатый; в подготовительной - в графическом виде, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок, отгадывание загадок – ведь все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем готовый план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.Это наиболее трудный вид в монологической речи - описательный рассказ. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ, что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно, но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицыПересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми с ОНР наблюдаются следующие результаты: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. С удовольствием подбирают или зарисовывают символы, заменяя ими слова. У детей повысилась концентрация внимания, усидчивость.