Публикации Использование образовательных платформ в работе с детьми с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование образовательных платформ в работе с детьми с ОВЗ
Автор: Стерликова Ольга Викторовна

Статья «Использование образовательных платформ в работе с детьми с ОВЗ».На сегодняшний день особенно актуальным является использование современных информационных технологий в педагогической коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Анализируя содержание научных публикаций по проблеме исследования в области коррекционной педагогики позволило выделить ученых, исследовавших особенности внедрения цифровых образовательных технологий в систему специального образования. Среди них А. Качуровская, Н. Кравец, Л. Баряева, А. Легкий, Б. Мороз, С. Миронова, М. Шеремет и др. В своих трудах они определили роль и место цифровых образовательных технологий в системе специального образования и доказали целесообразность применения этих технологий во время обучения в общеобразовательных учреждениях для детей с ОВЗ.Цифровые технологии – одна наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса.Интерес к компьютеру повышает работоспособность, сосредотачивает внимание и несколько увеличивает темп работы.Использование цифровых технологий в компенсационных целях означает применение их в качестве технической помощи, поддержки, которая позволяет учащимся с особыми потребностями участвовать в процессах взаимодействия и общения.Следует отметить, что цифровые технологии – это технологии обучения с использованием компьютера, его мультимедийных средств и программного обеспечения, которые решают сложные дидактические задачи, решения которых без этого становятся менее эффективными.Электронные образовательные ресурсы - это средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий.Они широко применяются в системе образования, на всех этапах обучения. ЭОР могут быть представлены в виде электронных учебников, презентаций, интерактивных игр, образовательных платформ. Каждый из нас на своем уроке использует ЭОР. С каждым годом количество детей с ОВЗ в школах увеличивается. При обучении детей с ОВЗ на практике мы сталкиваемся с педагогическими ситуациями, влияющими на непрерывность в обучении и на мотивацию ребенка. На сегодняшний день, разрешить эти ситуации помогают информационно коммуникационные технологии и их использование в образовательном процессе.Общей направленностью интерактивных платформ является формирование учебных знаний и умений через организацию игровой методики в процессе обучения. Для детей с ограниченными возможностями здоровья этот подход является индивидуальным, а также позволяет сформировать личностно ориентированную траекторию по программе, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.В своей практике мы используем ряд интерактивных платформ. Познакомим кратко с некоторыми из них.Платформа CORE (коо) – это онлайн-платформа конструирования образовательных материалов и проверки знаний с обратной связью и электронным журналом. Рис.1 Скриншот «Core»TED-Ed - это подразделение платформы TED, ориентированное на школьное образование. Это означает, что оно наполнено образовательными видео, которые могут быть использованы учителями для создания увлекательных уроков.В отличие от видео, размещенного, скажем, на YouTube, видео на TED-Ed можно превратить в урок, добавив последующие вопросы, на которые учащиеся должны ответить, чтобы показать, что они усвоили материал. Рис.2 Скриншот «TED-Ed»Работа в Googl-форме - это инструмент, обеспечивающий обратную связь. С помощью формы можно проводить различные опросы, викторины, создавать анкеты, тесты. Для этого пользователь настраивает анкету с нужными полями, отправляет ссылку на неё участникам и получает доступ к статистике на основе полученных ответов.   Рис.3 Скриншот Googl-формаУчи.руУчи.ру обеспечивает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья заниматься как дополнительно, так и восполнять пробелы независимо от места занятий, то есть и в школе и дома.IQша онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации.Цифровые технологии в процессе обучения становятся эффективным средством развития ребенка, способствуют формированию у него способности к самостоятельности, самосовершенствованию и самореализации.Использование цифровых образовательных технологий на занятиях с детьми с ОВЗ способствует выработке у них коммуникативных навыков, инновационных умений обработки информации и в значительной степени влияет на всестороннее развитие.Таким образом, применение цифровых образовательных технологий открывают широкие возможности для улучшения качества образования, ее доступности для детей с ОВЗ. Также использование цифровых технологий в учебном процессе учащихся с ОВЗ позволяет значительно улучшить процесс коррекционного обучения за счет индивидуализации процесса выполнения задания. Помогает в решении задач познавательного и коррекционного характера. Занятия можно проводить индивидуально или небольшой группой. Цифровые технологии содействуют привлечению и концентрации внимания на упражнениях за счет ярких и динамичных игровых техник.Литература1. Краснова Л.В., Слюсаренко Э.Е. Использование ассистивных сквозных цифровых технологий в работе с обучающимися с ОВЗ как предиктор оптимизации сопровождающей деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-4. С. 364-3672. Мережко Е.Г., Томаровская И.Н., Ефанова Е.А. Использование цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ // Молодой ученый. 2020. № 5 (295). С. 316-318.3. Сунагатуллина ИИ., Пушкарева А.А., Кувшинова И.А., Чернобровкин В.А., Долгушина Н.А., Мицан ЕЛ. Использование цифровых образовательных технологий в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста С ОВЗ // ПНиО. 2021. №3 (51). С. 231-2464. Цифровая трансформация образования. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в эпоху развития цифрового образования: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (27 января 2021 г., г. Москва). Вып. 5. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. – 61 с.