Публикации
КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Шайхуллина Анна Николаевна Амитина Оксана Владимировна Ларионова Римма Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Шайхуллина Анна Николаевна Амитина Оксана Владимировна Ларионова Римма Петровна
КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Шайхуллина Анна Николаевна, педагог-организатор,Амитина Оксана Владимировна, методист,Ларионова Римма Петровна, методистМБУ ДО «ЦДО «Одаренность»Аннотация: В статье рассматривается методика повышения финансовой грамотности младших школьников с помощью их участия в конкурсном движении. Авторы рассматривают позитивный эффект такого метода и описывают опыт проведения конкурсов среди школьников для развития их финансовых навыков.Ключевые слова: финансовая грамотность, младшие школьники, конкурсное движение, образовательные методы, развитие навыков, эффективность.Высокий уровень осведомленности населения в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Владение основными финансовыми понятиями, умение их использовать на практике, даёт возможность гражданам грамотно управлять своими денежными средствами - вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. В этой связи, разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения много лет является одним из приоритетных направлений государственной политики во многих развитых странах.Согласно опросу, проведенному в 2022 году при участии автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга», каждый второй молодой россиянин в возрасте от 14 до 35 лет (53 процента) считает, что ему не хватает знаний об основах финансовой безопасности, чтобы защитить себя от мошенничества и других рисков потери денег. Это диктует необходимость изучения финансовой грамотности с младшего школьного возраста.Правительство Российской Федерации ведет последовательную работу по повышению финансовой грамотности населения. Меры по формированию финансовой грамотности нашли отражение в документах стратегического планирования Российской Федерации. В 2023 году Правительством Российской Федерации была принята «Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года» целью которой является формирование к 2030 году у большинства граждан Российской Федерации ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, расширение практических навыков и опыта принятия финансовых решений, обеспечение надежности функционирования финансовой системы. Поэтому в рамках реализации Стратегии ставится задача перехода от финансовой грамотности как набора знаний, умений и навыков к финансовой культуре, которая включает в себя ценности, установки и поведенческие практики, определяет качество использования гражданами финансовой грамотности. Для этого необходимо целенаправленное воздействие на все компоненты финансовой культуры через различные каналы коммуникации и соответствующих субъектов - государство, образовательные организации, финансовые организации, бизнес, креативные индустрии, добровольцев (волонтеров), семью, гражданское общество. Дополнительное образование играет важную роль в формировании финансовой грамотности обучающихся, обеспечивая им широкий спектр знаний и навыков, необходимых для успешной адаптации в современном информационном обществе. На базе МБУ ДО «ЦДО «Одаренность» в 2023/2024 году обучается более 100 обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Основы финансовой грамотности» для младшего школьного возраста. Одним их критериев эффективности реализации программы являются результативное участие в олимпиадах по финансовой грамотности различного уровня, акциях Центрального Банка России, тематических творческих конкурсах.Кроме того, МБУ ДО «ЦДО «Одаренность» является организатором муниципальной олимпиады по финансовой грамотности для обучающихся 3-4 классов «Азбука финансов». Участие в конкурсах по финансовой грамотности может иметь положительное влияние на развитие детей по разным причинам:Обучение финансовой грамотности: участие в конкурсах по финансовой грамотности помогает детям изучать основные принципы управления финансами, понимать, как правильно распоряжаться своими средствами и принимать обоснованные финансовые решения. Развитие навыков решения проблем: участие в конкурсах требует от детей анализировать информацию, принимать взвешенные решения, решать различные финансовые задачи. Это способствует развитию навыков критического мышления и способности решать проблемы. Стимуляция интереса к финансовым вопросам: участие в конкурсах по финансовой грамотности может пробудить интерес детей к финансовым вопросам, побудить их углубить свои знания на эту тему и посвятить свою будущую профессию финансам. Повышение уверенности в себе: успешное участие в конкурсах по финансовой грамотности помогает детям почувствовать уверенность в своих силах, повысить самооценку и чувство достоинства. Подготовка к финансовой независимости: умение эффективно управлять своими финансами – это важный навык, который понадобится детям во взрослой жизни. Участие в конкурсах помогает им приобрести эти навыки с ранних лет и быть готовыми к финансовой независимости в будущем. Таким образом, участие в конкурсах по финансовой грамотности способствует развитию детей как личности и готовит их к успешной финансовой жизни в будущем.Изучение финансовой грамотности поможет детям осознать важность экономии и умения правильно распоряжаться своими средствами. Различные игровые ситуации и задания на деньги помогут малышам научиться принимать взвешенные финансовые решения и понимать последствия своих действий.Наконец, изучение финансовой грамотности позволит детям лучше понимать экономические процессы в обществе и развивать у них критическое мышление по отношению к денежным вопросам. Это, в свою очередь, поможет им стать более самостоятельными и ответственными в финансовых вопросах.Таким образом, участие в конкурсах по финансовой грамотности с младшего школьного возраста является важным шагом к формированию финансовой ответственности и независимости у детей. Педагоги и родители должны совместно работать над внедрением этой темы в учебный процесс, чтобы подготовить детей к успешной жизни в будущем.ЛИТЕРАТУРАДончевская Людмила Владимировна, Фролова Ольга Викторовна ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ: НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // ЭСПР. 2024. №2 (58). URL: (дата обращения: 07.07.2024). Е.Ю. Егоров, А.Н. Кузяшев ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. №1-1 (107). URL: (дата обращения: 07.07.2024). Шаврина О.В., Майкова Е.Н., Майкова П.Н. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ // Форум молодых ученых. 2020. №3 (43). URL: (дата обращения: 08.07.2024).