Публикации Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в студии прикладного творчества как одно из направлении создания обучающей и развивающей среды.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в студии прикладного творчества как одно из направлении создания обучающей и развивающей среды.
Автор: Тамара Яковлевна Лисова

Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в студии прикладного творчества как одно из направлений создания обучающей и развивающей среды. Педагог дополнительного образования МБУ ДО « Дом детского творчества N4 города Орла» Лисова Тамара Яковлевна

Основными условиями формирования навыков общения являются:

  • –  непосредственное взаимодействие ребенка со взрослым;

  • –  влияние сверстников;

  • –  процесс общения ( его наличие генерирует использование первых двух

    условий и создает, тем самым, основу для дальнейшей деятельности). Эти условия в полной мере присутствуют и на занятиях, на различных

    воспитательных мероприятиях как внутри объединения, так и во время в учреждении.

Любой процесс предполагает участников. В нашем случае это педагог, родители, ребенок. Эти участники находятся в непрерывном взаимодействии. Оно происходит в 3-х направлениях. Это:

  • –  взаимодействие педагога и ребенка,

  • –  взаимодействие детей между собой,

  • –  взаимодействие педагога, детей, родителей.

На каждом из этих направлений хочу остановиться подробнее.

    1.Взаимодействие педагога и ребенка.

Здесь очень важной является задача стимулирования потребности в общении. Для меня очень важно, чтобы дети на занятиях чувствовали себя свободно, без зажимов. И первый навык-это приветствие. Для маленьких детей в студии создается игровая ситуация, во время которой они здороваются с игрушечной черепахой Тортиллой. Черепаха приветствует каждого, и в ответ тоже получает от ребенка добрые слова. Второй навык-умение прощаться-тоже отрабатывается в игровой форме. Очень важно научить ребенка просить помощи. Для многих детей это не проблема. Они обращаются и ко мне с просьбой объяснить, повторить, а иногда и попросить пластилин, ножницы. Но некоторые этого делать не могут. Их просьба-это требование или приказ, или просто молчаливо-укоризненное страдание. И уж более высокий уровень- это умение благодарить. Я всегда стимулирую желание помочь, поделиться, заостряю внимание на добром поступке и обязательно подсказываю, что нужно благодарить за помощь.

Формирование речевой культуры-процесс непрерывный и длительный. Жаль, конечно, что мы варварски относимся к своему родному языку. Иногда слышу, как родители общаются с детьми:неизвестный язык с отдельными русскими

фразами. Поэтому на занятиях стараюсь давать возможность детям проговаривать правильно понятия, слова, фразы, подбирать определения. Например, украшаем елку пластилиновыми игрушками. Спрашиваю: «Какая елка?» Получаю ответы: зеленая, красивая, нарядная и т. д.

Погружение в общие переживания.

С детьми младшего возраста на каждом занятии проигрываются ситуации, в которых на данный момент оказывается кто-то из сказочных героев, пришедших к детям в гости. Ребята вовлекаются в эту игровую ситуацию, высказывают предположения, советуют, предостерегают и т. д. С ребятами постарше говорю на разные волнующие темы, даю возможность высказаться, что-то предложить.(Пример с девочкой, которая долго пробыла в больнице)

Отдельным пунктом хочу выделить индивидуальные занятия с ребенком- инвалидом, у которого нарушены связи с внешним миром, а вследствие этого страдает речевое развитие.

2.Взаимодействие детей между собой.

Здесь тоже можно найти множество различных форм взаимодействия, которые помогают формировать навыки общения. Остановлюсь на некоторых. Оценка и взаимооценка выполненных работ. Уже много лет эта форма контроля существует у нас в студии. В конце каждого занятия дети дошкольного возраста по очереди дают словесную оценку работы и поведения. Например, ребенок говорит « Работа Маши мне нравится, потому, что цветочки на открытке все разные, но Маша сегодня много разговаривала на занятии». В начале года несколько раз это делаю сама, чтобы научить детей, на что обращать внимание. Самооценка тоже очень важна, поскольку дает возможность посмотреть на свою работу со стороны.

В студии периодически практикуется выполнение коллективных работ. Это очень благодатная почва для приобретения и закрепления навыков общения. Обсудить тему, материалы, распределить обязанности, проговорить алгоритм действий и т. д. ( Привести пример кол. работы, посвященной Дню семьи).

В этом году впервые стала практиковать проведение мастер-классов самими детьми. Принцип: «научился сам-научи другого». Суть в следующем: дети более старшего возраста могут разработать выполнение какого-то несложного изделия, подготовить необходимый материал, тех. карты, проговорить со мной ход занятия, потом выступить в роли «учителя» на занятии с дошкольниками. Младшие дети получают бесценный опыт общения со старшими ребятами. И для старших это полезно, т. к. они получают опыт общения с целой аудиторией.

Хочу отметить положительную роль в формировании коммуникативных навыков традиционных праздников нашего объединения. Каждый сезон-осень, зима, лето, весна - мы поздравляем именинников. Обязательным условием является поздравление каждым гостем именинника. Стараюсь помочь детям правильно сформулировать мысль. Еще очень интересно для них- говорить о человеке его самые лучшие качества.

3. Взаимодействие родителей, детей, педагога.

Уже на протяжении десятка лет в Доме творчества проводятся открытые занятия для родителей. Сначала это касалось только школы раннего развития «Гармония», а потом я стала это практиковать в студии. Причем, на мой взгляд, более эффективно проходят занятия, когда родители являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками сценария. В течение короткого времени они общаются с ребенком, выполняя общее дело. Причем в этой ситуации ребенок выступает в роли учителя, пытается научить маму тому, что умеет сам.

Несколько лет назад мы освоили такую форму работы, как презентация для родителей лучших творческих работ. Каждый ребенок должен перед аудиторией (детской и взрослой) рассказать о своем изделии. Примерный план даю, но приветствую и самостоятельное построение выступления. Здесь очень важно вовлечь в процесс обсуждения и детей , и родителей. В этой ситуации обучающийся получает опыт ведения диалога перед аудиторией, отстаивание своего мнения и т. д. Очень интересной формой взаимодействия детей, педагогов, родителей стали наши совместные с изостудией семейные праздники, которые мы проводили 2 раза в год (осенью и весной) для детей младших групп. Это циклы «Осенняя мозаика» и «Весенняя мозаика». Каждый праздник был тематическим, в рамках цикла. Например, « Прилетели к нам грачи..», « Листопад», «Цветочный хоровод» и др. Праздники предполагали общие коллективные работы, участие в конкурсах, викторинах и др. Общение очень эмоциональное, насыщенное, а кроме воспитательных и познавательных задач на этих праздниках дети приобретали и опыт коммуникации.

Еще хочу остановиться на экскурсиях, которые запланированы в программе студии. Часто это экскурсии на выставки детского творчества, на которые дети приходят с родителями. Они знакомятся с детскими работами, обсуждают их, потом мы вместе пытаемся анализировать, давать оценку, поощрять. Очень запомнилась экскурсия в Музей боевой и трудовой славы нашего подросткового клуба «Ровесник». Ребятам посчастливилось пообщаться с ветеранами войны и труда, познакомиться с экспозицией Музея, посмотреть концерт, на котором ветераны выступали. Впечатления у детей остались очень сильные, после мы несколько раз обсуждали эту тему.

В последнее время в работе с дошкольниками появилась еще одна форма: организация и проведение «живой выставки». Она немного напоминает презентацию, но короче по продолжительности. По окончании фронтальной учебной работы дети выстраиваются в коридоре со своими картинами в руках.Родители могут подойти посмотреть, сфотографировать. Затем я провожу беседу c детьми, задаю вопросы по ходу выполнения картины. Дети отвечают.

Конечно, различных форм взаимодействия детей, родителей, педагога, направленных на приобретение коммуникативных навыков, очень много. Я выделила некоторые из них, которые стали традиционными, привычными, приносящими результат. В студии « Фантазия» создана доброжелательная,

творческая атмосфера, в которой каждый ребенок имеет возможность развивать способности общения, участвуя в игровых ситуациях на занятии, выступая с презентацией творческих работ.

Успешные в общении дети будут успешны в дальнейшей взрослой жизни. А это наша непосредственная цель-формирование самодостаточной социализированной личности.