Публикации Исследование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной сфере

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной сфере
Автор: Бубко Ирина Валентиновна

Исследование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной сфереТермин «выгорание» впервые ввел в психологию американский психиатр Герберт Фрейденбергер во второй половине 19 века. Сегодня у исследователей выгорания отсутствует единое мнение относительно терминологии феномена. Российские авторы используют термины: синдром психического выгорания, синдром эмоционального выгорания, синдром профессионального выгорания, психическое выгорание эмоциональное сгорание. Западные и американские авторы применяют для выгорания терминами: burnout, work-related stress, job-burnout, staff-burnout. В данной статье будем применять термин «синдром эмоционального выгорания» или СЭВ. Исследователи СЭВ предлагают разные определения термина (таблица 1).Таблица 1 – Определения терминаБольшинство исследователей считают СЭВ сложным по происхождению явлением, которое возникает в результате сочетания причин в сферах личностных и профессиональных отношений (таблица 2).Таблица 2 – Причины, которые вызывают выгораниеТаким образом, скорость возникновения СЭВ зависит от внешних и внутренних факторов, которые условно делятся на пять категорий (таблица 3).Таблица 3Факторы, которые значимо связанны с СЭВСегодня исследования СЭВ приобретают в трудовых отношениях новое актуальное значение в аспекте изучения этапах развития, причин и последствий, методах психодиагностики, способах помощи «выгорающим» сотрудникам. СЭВ затрагивает разные сферы жизнедеятельности личности и отрицательно сказывается на личной жизни, профессиональной деятельности и организации в целом. Современное общество остро нуждается в получении ответов. В России сотрудники учреждений, которые оказывают социальные услуги населению, сталкиваются с дополнительными факторами, которые значимо влияют на возникновение СЭВ. К таким факторам относятся: острое горе, травматический опыт взрослых и детей, COVID-19, инвалидизация, нарастание социальной напряженности. Данные факторы – триггеры СЭВ у сотрудников учреждений. Поэтому остро стоит вопрос обучения кадров для реабилитационных центров, учреждений для детей-сирот, центров семьи и детей, НКО и других.Таким образом, СЭВ не только явление профессионального сообщества, а многогранный и неоднозначный феномен. Детальные исследования СЭВ для каждой сферы деятельности позволят формировать профессиональные сообщества, которые будут поддерживать себя, молодых специалистов и оказывать социальные услуги на профессиональном уровне. Кроме этого, позволит установить предельно допустимые профессиональные нормативы, соблюдение которых будет минимизировать СЭВ у компетентных специалистов, соблюдающих индивидуальную психогигиену труда. Учреждения, в которых будут работать такие специалисты, получат преимущества: повышение продуктивности труда персонала, снижение текучести кадров, увеличение привлекательности работы и лояльности к организации.