Публикации СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРОПИИ.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРОПИИ.
Автор: Западнова Анна Александровна

Западнова Анна Александровна воспитатель I квалификационной категорииГБОУ «Набережночелнинская школа-интернат «Омет»№86 для детей с ОВЗ г. Набережные ЧелныСРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРОПИИ.Нам выпало жить в непростое время. Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, что вызывает сбои в работе внутренних органов, в психической сфере – ухудшение памяти, снижение внимания, волнение, тревогу, отклонения в поведении. А поскольку дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира, проблема профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения стала наиболее актуальной в работе по здоровьесбережению наших воспитанников.Для преодоления психоэмоционального напряжения рационально использовать метод сказкотерапии, так как сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством. Сказка даёт возможность найти общий язык с ребенком, помочь ему преодолеть первые трудности. Часто бывает сложно выяснить, что конкретно тревожит ребенка, ведь многие дети стесняются своих страхов, а некоторые даже чувствуют себя виновными в них, поэтому им трудно рассказывать о своих проблемах. А когда взрослые заводят с ними разговор на эту тему, дети замыкаются. Вот тут и приходит на помощь сказкотерапия, ведь ребенку легче рассказать о том, что беспокоит не его, а далекого сказочного героя.И, самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых, которые находятся рядом с ним. А это ему так необходимо в наш век научно-технического прогресса и тотального одиночества.Сказкотерапия – воздействие сказкой с целью лечения (терапии), коррекции и развития, терапия особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные качества личности.Сказкотерапия в учреждениях дополнительного образования – это способ диагностики, корректировки и формирования качеств личности с помощью применения сказочного материала (сказок, легенд, мифов и др.)Сказка в некоторой степени удовлетворяет три естественные психические потребности детей дошкольного возраста:- необходимость в автономности. Во многих сказках персонаж действует без помощи других в течении всего пути, осуществляет выбор, берет на себя решения, рассчитывая только лишь на самого себя, на собственные личные силы;- необходимость в компетентности. Персонаж оказывается способным одолеть наиболее невообразимые преграды и, как правило, как становиться победителем, достигает успеха, хотя способен терпеть кратковременные неудачи;- необходимость в активности. Персонаж постоянно энергичен, динамичен: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то может помочь, что-то добывает, с кем-то ведет борьбу, от кого-то сбегает и т. д. В некоторых случаях, сначала поведение героя никак не является активным, стимул к активности провоцируется снаружи иными персонажами. Результатом удовлетворения данных потребностей является развитие таких качеств личности, как: автономность (желание показать собственное индивидуальное суждение, позицию либо взгляды), социальная активность (умение обладать инициативой в общении, способность осуществить интерес партнеров), общественная компетентность (складывается из нескольких частей: мотивационного, когнитивного и поведенческого).Таким образом, сказка вынуждает детей сопереживать персонажам, развивается эмпатия, вследствие чего у них возникают новые понятия о людях, объектах и явлениях находящегося вокруг, новый эмоциональный навык.Сказкотерапия считается результативной технологией развития толерантности у ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста. По этой причине мной были выбраны сказки, чтение которых и работа по ним организованы как в период занятий, так и в обыденной жизни группы (до обеда, уже после сна, в иное свободное время). Я, как родитель и воспитатель на личном опыте знаю и пробую, как с помощью сказки помочь ребенку решить возрастные, ситуативные трудности.«Снежная королева» Цель: Формировать понятия «добро» и «зло». В сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» мы видим пример. Хрупкая девочка Герда, ради любви к ближнему, готова принести себя в жертву. Она преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности в сказке – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. Именно эти основные черты необходимы для формирования толерантной личности.«Цветик-семицветик» Цель: эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, обсуждение ее.Сказка «Цветик-семицветик» В. Катаева направлена на то, чтобы научить детей доброте, состраданию, способности сопереживать. После прочтения сказки, детям предлагается ответить на следующие вопросы, раскрывающие её смысл: - Сколько всего лепесточков было у цветочка? - На какие желания истратила девочка первые шесть лепестков? - Довольна ли она была исполнением этих желаний? - О чём подумала девочка, когда у неё остался последний лепесточек? - Какое желание придумала девочка для последнего лепестка? Помогаем детям понять, что последнее желание было самым правильным, несмотря на то, что больше лепестков не было у девочки. И это последнее желание помогло тому, кто очень нуждался в помощи. «12 месяцев»Цель: Развитие важных жизненных ценностей, а именно доброты, сочувствие, проявление заботы, стойкости, воли. В сказке «12 месяцев» Самуил Маршак повествует нам о девочке, живущей с мачехой и её ленивой дочерью. Девочку отправляют в холодный, зимний лес за подснежниками и велят с пустыми руками не возвращаться. В лесу ей встречаются все 12 месяцев в облике людей, решивших помочь замерзшей девочке. Вернувшись, девочка не получает одобрения мачехи – сварливая женщина недовольна, ведь можно было попросить гораздо больше. Отправив родную дочь на поиски двенадцати месяцев, она даже не догадывается, что та слишком ленива и глупа, чтобы вернуться из волшебного леса. Сказка большой помощник в воспитании толерантности, а именно:– Учит любви, терпению. –Содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.– Учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.– В каждой сказке есть доброта и традиция выручать друга из беды.– Сказка помогает побеждать зло и жестокость.Бабушкина сказка.Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и ее внучка Катя. И вот какую сказку рассказала бабушка…Жила-была на земле девушка по имени Любовь… Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:– Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.Подумал волшебник и сказал:– Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место, к трем соснам, что стояли на краю леса.… Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.– Вот, выбирай, – сказал дедушка-волшебник. Одну – зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта. – Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…– Твоя правда, – ответил волшебник, – они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо – синие, у другой, как изумруд – зеленые, у третьей, как яхонт – серые, у четвертой, как темный бархат – черные, у пятой, как незабудки – голубые.Задумалась Любовь.… Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…– Вот и вся сказка, – закончила бабушка и спросила: – Ну, а ты внучка, кого бы выбрала себе в подружки?И Катя задумалась…Вопросы для обсуждения:Кого бы из прекрасных девушек выбрали вы?Почему так сложно сделать выбор?Почему Любовь выбрала Доброту?Что значит быть добрым человеком?Привлекательность сказки для моей работы воспитателя можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью. Я обратила внимание на то, что с помощью сказочных персонажей,  возможно, научить ребенка быть добрым, аккуратным, отзывчивым, привить нравственные качества, развить творческие способности.Тренинг по сказкотерапииЗинкевич-Евстигнеевой Т.Д. интересна структура по сказкотерапииВ учреждениях дополнительного образования организация работы по воспитанию толерантности у детей всегда являлась актуальной. В нашем учреждении накоплен свой положительный опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Существуют различные формы и методы работы в данном направлении, но наиболее действенными считаются вовлечение детей с особенностями развития в активную творческую деятельность. Ведь в условиях учреждения дополнительного образования нет жёстких рамок выбора технологий по толерантному воспитанию, поэтому педагогический коллектив охотно экспериментирует по использованию эффективных способов достижения результатов. На сегодняшний день результативным являются сказкотеропия. В процессе игровой деятельности можно реализовать любые поставленные цели и задачи в области воспитания и образования. Дети активно включаются в процесс игры, учатся относиться к другим детям с особенностями развития с пониманием, уважением достоинства, без явной агрессии, проявлять терпимость к недостаткам как физическим, так и интеллектуальным. Совместная творческая игра даёт возможность решить эту проблему. Практически организуя работу в детском коллективе, педагоги стараются решить задачи по воспитанию толерантности, умению распределять между собой роли в совместной деятельности, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения, не ущемлять мнение своих ровесников, доказывать свою позицию корректно, дипломатично. Все используемые формы досуга объединяют детей и взрослых, помогают укреплению духовных связей, расширяют круг общения, повышают культуру, обучают основам толерантного поведения. В результате улучшается понимание смысла жизни, развивается коммуникабельность и чувство полноценности, приобретаются новые знания и, что очень важно, умения для самостоятельной жизни в окружающей действительности. Одной из важнейших составляющих успеха в работе является правильно выбранная технология, радость совместного творчества, оптимизм, работа педагога «от всей души», уверенность в хорошем и качественном результате. Педагогам приходится чувствовать эмоциональное настроение учащихся, подбирать те действенные формы и методы работы, которые помогут раскрепостить детей, снять психологическое напряжение и дискомфорт. Постоянный поиск, энергичность, оптимизм педагога позволяют достичь впечатляющих результатов. В нашем учреждении педагоги используют различные игры, весёлые загадки и задания, подвижные физминутки, музыкально-танцевальные игры, конкурсно-игровые программы, театрализованные игры, используют самодельное оборудование для конкурсов, сюрпризные моменты, яркие костюмы для героев театрализованных представлений, оригинальное музыкальное сопровождение. Дети становятся чуткими, отзывчивыми, милосердными, добрыми, готовы помогать друг другу в любом деле. Перед педагогами встаёт невероятно сложная задача подбора методик и форм работы в таком коллективе, учесть индивидуальность каждого отдельного учащегося и удовлетворить потребности всего коллектива. Но через развивающие творческие занятия в объединениях можно решить и эту проблему. Очень важно учесть момент доброго отношения друг к другу, проявить понимание, вежливость, терпимость в процессе совместного творчества. Педагог для детей с проблемами в развитии старается создать ситуацию успеха, добрым словом вдохновить ребёнка на работу. Позитивная эмоциональная атмосфера позволяет добиться хороших результатов в области общения. Воспитательная функция содействует развитию толерантности, взаимопониманию, сотрудничеству, взаимодействию.