Публикации
Особенности современного урока физической культуры, и его составляющие.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности современного урока физической культуры, и его составляющие.
Автор: Нафигина Диля Наилевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности современного урока физической культуры, и его составляющие.
Автор: Нафигина Диля Наилевна
Особенности современного урока физической культуры, и его составляющие.Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех классах общеобразовательной школы. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Урок физической культуры является такой формой занятий, которой охватываются в обязательном порядке все учащиеся школы. Уроки проводятся с определенным постоянным составом учащихся данного класса. Это позволяет лучше организовывать и проводить занятия, учитывая конкретные условия и физическую подготовленность занимающихся. Уроки физической культуры проводятся по твердому расписанию, в определенные дни и часы недели, в течение определенного количества времени (45 мин). Они в своей совокупности обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой, и, следовательно, составляют основу для разностороннего физического воспитания учащихся. На уроках физической культуры учитель создает условия для решения всех задач физического воспитания, направляет самостоятельную работу учащихся. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания школьников.Содержание урока физической культуры — понятие, заслуживающее специального внимания и анализа. Основываясь на взаимосвязях процесса обучения и формы его организации (урока), содержание урока следует рассматривать как совокупность сущностных сторон процесса обучения, куда входят: 1) деятельность учителя и учащихся; 2) результаты, на достижение которых ориентировано взаимодействие педагога и учащихся, выраженные в знаниях, навыках (умениях), а также морфологических и функциональных изменениях в организме учащихся; 3) физические упражнения и другие действия, выполнение которых обеспечивает достижение намеченной цели урока. Деятельность учителя — важнейший компонент содержания урока физической культуры. Она предшествует активной познавательной деятельности учащихся и направляет ее. Наиболее значимыми моментами деятельности учителя следует считать: - определение и конкретизацию цели урока; - обоснование педагогических задач урока, решение которых обеспечивает достижение соответствующей цели; - подготовку места проведения урока; - организацию учащихся для активной учебной деятельности; - постановку перед учащимися учебной задачи; - обеспечение ее восприятия; - осознание учебной задачи; - психофизиологическую подготовку учащихся к решению задач основной части урока; - организацию активной учебной деятельности; - получение конкретной информации о качестве учебной деятельности школьников; - оценку полученной информации; - анализ и обсуждение результатов учебной деятельности с учащимися;- коррекцию собственных педагогических воздействий на коллектив учащихся класса (группы учащихся или на отдельных из них); - определение содержания самостоятельных учебных заданий для учащихся; - помощь и страховку при выполнении практических учебных действий; - регулирование учебной нагрузки учащихся; - подведение итогов урока; - организованное завершение урока определением групповых, общих и индивидуальных заданий на дом. Данный перечень элементов деятельности учителя и их последовательность могут варьироваться. Наибольшую трудность испытывают учителя при постановке целей и задач перед коллективом класса, т.е. переводе собственных целей и задач в цели и задачи коллектива класса. Иначе не может быть сформирована доминирующая мотивация у учащихся и в последующем афферентный синтез функциональной системы, соответствующий предстоящему поведенческому акту (выполнению изучаемого двигательного действия). Деятельность учащихся, реализуемая в соответствии с деятельностью учителя, имеет следующее содержание: - подготовка к уроку (приобретение спортивной одежды, обуви, соблюдение норм личной и общественной гигиены, выполнение домашних заданий, психологической настройки к активной деятельности на уроке); - явка на место проведения урока; - сосредоточение внимания на его педагогических воздействиях (словесных, зрительных и др.); - выполнение команд, распоряжений, заданий учителя; - восприятие и осознание учебных заданий (задач); - проектирование собственных действий; - активная интеллектуальная и практическая познавательная работа; - само- и взаимоконтроль за результатами практической работы; - получение конкретной информации о качестве собственной учебной 14 деятельности; - самооценка учебной деятельности (взаимооценка); - само- и взаимоанализ оценочных суждений; - обсуждение результатов учебной деятельности с другими учащимися и учителем; - внесение корректив в собственную учебно-познавательную деятельность и др. В результате совместной деятельности учителя и учащихся не уроке физической культуры достигается цель не только данного урока, но и их серий (циклов) в четверти, полугодии, учебном году: цели начального, базового и среднего общего физкультурного образования школьников. Здесь учитываются педагогические, физиологические и психологические закономерности процесса обучения во взаимосвязи с заранее намеченной дидактической целью урока. Деятельность учащихся на уроке по данной дисциплине сопряжена с выполнением физических упражнений (до 90 % общего времени). Моторная плотность урока физической культуры тесно связана с его типом. Наибольшей моторной плотностью отличаются уроки повторения пройденного и смешанные, наименьшей уроки по изучению нового материала и контрольные, занимающие немного места в годичной программе. Это свидетельствует о том, что физические упражнения составляют важнейший по объему и значимости компонент содержания урока физической культуры. Результаты взаимодействия учащихся с педагогом, регламентируемого задачами урока и его предметным содержанием, зависят от определенных функциональных процессов, происходящих в различных системах организма. Изменения в психофизиологических процессах и в состоянии занимающихся обусловливают последующие изменения в развитии функций различных систем организма, сформированность конкретных знаний, двигательных и инструктивно-методических умений школьников. Все перечисленные составляющие содержания урока тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, эта взаимосвязь характеризует другой 15 значимый признак урока физической культуры — его структуру.Школьный урок физической культуры включает следующие основные структурные элементы: организацию внимания, подготовку организма, изучение нового, повторение, совершенствование, оценка степени усвоения, организацию условий, коррекцию нагрузки, подведение итогов урока, выполнение и обработку задания на дом. Из этих основных элементов складывается та или иная часть школьного урока физической культуры, которые отражают особенности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура». Части урока физической культуры сформировались в соответствии с логикой учебно-воспитательного процесса, т.е. постепенного вовлечения учащихся в познавательную деятельность, достижение требуемого уровня психофизического состояния занимающихся; поддержание уровня достижений учащихся на протяжении времени урока; сочетание коллективных видов работы класса в соответствии с режимом учебного дня школы. Требуются четкая структура, и строгий переход от одной части к другой в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений, навыков и развития двигательных качеств. Это также сопряжено с соблюдением оздоровительной и воспитательной направленности каждого урока. В дидактике средней школы выделяют элементы — структурные компоненты урока, которые приемлемы для школьного урока физической культуры. Ниже приводятся основные элементы урока: - организация подготовки учащихся к уроку; - постановка цели урока и обеспечение ее восприятия учащимися; - психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и их активная познавательная деятельность занимающихся: - обучение двигательным действиям; - развитие двигательных качеств; - воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности; - контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельности обучающихся;- коррекция учебно-воспитательных воздействий; - коррекция физической нагрузки учащихся; - подведение итогов урока; - задание на дом; - организованное завершение. Эти элементы составляют подготовительную, основную и заключительную части урока физической культуры, обеспечивают реализацию его педагогической цели и задач.Подготовительная часть урока создает предпосылки для основной учебно-воспитательной работы. Цель этой части урока физической культуры — обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность учащихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установки. Достижение цели осуществляется решением следующих педагогических задач: - организовать коллектив учащихся класса, овладеть их вниманием; - дать учащимся установку на активную познавательную деятельность; - создать благоприятные психические и эмоциональные условия взаимодействия деятельностей преподавания и учения; - организовать постепенное включение в работу органов и систем, общее разогревание опорно-двигательного аппарата учащихся; - сформировать готовность к выполнению учебной работы в основной части урока. По мере необходимости можно решать некоторые образовательные и воспитательные задачи, но не в ущерб специфической функции — введению учеников в работу. Средства — разнообразные физические упражнения, техника которых уже хорошо освоена занимающимися или же поддается быстрому усвоению: - различные построения и перестроения; - варианты ходьбы, бега и прыжков, выполняемых в рамках постепенно повышающихся, но относительно умеренных нагрузок;- хорошо знакомые игры (не связанные с большим напряжением или длительными паузами в деятельности отдельных учеников). Основная часть урока призвана достигнуть результатов, предусмотренных учебной программой, документами оперативного и текущего программирования и планами образовательных, воспитательных, оздоровительных, развивающих мероприятий. Цель — обеспечить активную учебную работу учащихся класса для получения конкретных знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, выраженных сдвигами психических и морфофункциональных показателей развития двигательных, духовно-нравственных и волевых качеств занимающихся. Достижению цели основной части способствует решение следующего комплекса педагогических задач: - общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем, а также воспитание и поддержание хорошей осанки, закаливания организма; - вооружение учащихся общими и специальными знаниями; - формирование и совершенствование двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; - развитие основных и специальных двигательных (физических) качеств; - воспитание проявляемых в двигательной деятельности моральных, интеллектуальных и волевых качеств. Одновременно решаются задачи нравственного и эстетического воспитания. Средства — разнообразные виды физических упражнений, которые обеспечивают эффективное решение перечисленных задач. В основную часть могут включаться и упражнения, характерные для вводной и заключительной частей, если необходимо создать какие-либо дополнительные предпосылки для проведения основных упражнений, восстановить временно снизившуюся работоспособность и т. п. 19 6.3. Заключительная часть урока. Цель — приведение организма в оптимальное для последующей деятельности состояние, а также создание по возможности установки на предстоящую учебную деятельность. Наиболее характерные задачи этой части: - снижение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем до нормы; - снятие излишнего напряжения отдельных групп мышц; - подкрепление навыка правильной осанки; - регулирование эмоционального состояния; - подведение итогов учебной деятельности, краткий разбор, если необходимо, отдельных моментов поведения учащихся; - задания на дом. Средства: - варианты ходьбы и других естественных движений, направленные на постепенное снижение напряжения функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем; - упражнения на расслабление и осанку; - специальные упражнения на внимание; - танцевальные упражнения и игры относительно спокойного характера; - художественные формы передвижений под музыку, песню.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ В 5 КЛАССЕХОД УРОКАОценка деятельности занимающихся на уроках Важным условием высокой эффективности работы учащихся, проявления инициативы и активности является оценка их деятельности. Успеваемость по физической культуре определяется по трем критериям: - степени усвоения и практической реализации знаний; - качеству выполнения двигательных действий, выражающемуся в уровне владения техникой при выполнении упражнений, предусмотренных программой; - нормативами, предусмотренными школьной программой. Критерии оценки следует разрабатывать и доводить к сведению учащихся до начала разучивания каждого упражнения. На основании разработанных критериев ученики смогут сами объективно оценивать ход усвоения разучиваемого двигательного действия, а также достижения товарищей. Научить детей самооценке и взаимооценке - важное условие их подготовки к самостоятельным занятиям. Рекомендации по выставлению оценки за выполнение конкретных заданий не могут быть средними, общими для всех. Учитель должен руководствоваться в основном уровнем подготовленности своих учеников и устанавливать свои нормы оценок. Итоговая оценка выводится с учетом всех трех ее компонентов, а в тех видах упражнений, где нет количественных показателей, она определяется по технике движений и знанию соответствующего теоретического материала (строевые и танцевальные упражнения, акробатика, спуск с гор и подъем на гору на лыжах, техника и тактика в спортивных играх). При оценивании следует строго соблюдать принцип объективности, т. е. отметка выставляется за освоение материала и общие требования независимо от особенностей личности ученика и его поведения. Выставляемая отметка объявляется перед всем классом с комментариями, за что ставится такой балл, за что снижена оценка и т. д.Литература1. Б.А. Ашмарин. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение,1990.2. И.С. Барчуков Теория и методика физического воспитания и спорта. М.:«КноРус»,2012.3. Ю.Д. Железняк. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура».М.: «Академия», 2010.- 272с.4. Ю.Д. Железняк, И.В. Кулишенко. Методика обучения физической культуре, М.:«Академия», 2013.5. В.М. Качашкин. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.6. Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры: учебник. М.:Физкультура и спорт, 1991.7. Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян. Основы методики физического воспитанияшкольников. М.: «Просвещение» 1989.8. Г.С. Туманян. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. М.:Академия, 2019.9. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика физического воспитания испорта. М.: Академия, 2020.