Публикации
«Современный урок географии в свете требований ФГОС третьего поколения»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современный урок географии в свете требований ФГОС третьего поколения»
Автор: Шемет Инна Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современный урок географии в свете требований ФГОС третьего поколения»
Автор: Шемет Инна Юрьевна
«Современный урок географии в свете требований ФГОС третьего поколения»Актуальность изучения географии на современном этапе обученияГеография - предмет, при освоении которого ведущей является по- знавательная деятельность.Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своей Родины.Основные виды учебных действий обучающегося - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д.Таким образом, изучение географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более, что специфика географии предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно - познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.Среди существующих методологических подходов в образованииотвечает этой задаче метапредметное обучение, которое обеспечиваетпереход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационныетехнологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.Соответствие проведения урока географии в рамках реализации ФГОСОсновной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Поставленная задача требует перехода к новой системно- деятельностной образовательной парадигме. Это в свою очередь, приведет к принципиальным изменениям деятельности учителя, реализующего ФГОС третьего поколения.Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной школы основной образовательной программы. В содержательной части произошло усиление комплексного подхода к изучению территории, гуманитарной и экологической составляющих.В методологической части произошел переход к новым педагогическим технологиям, освоению деятельностного и компетентностного подходов. В числе обязательных источников географической информации теперь присутствуют ресурсы Интернета.В примерной программе по географии в свете требований стандартов третьего поколения отмечается, что в системе основного образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарного научного знания. А это позволит формировать у обучающихся комплексное представление об окружающем мире и умения безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.Отличительные особенности современного урока географии Современный урок должен быть построен на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.Проблема урока в школе всегда актуальна. Перед учителем географии эта проблема стоит особенно остро, так как на каждом уроке изучается новый материал, практически нет дополнительных уроков на закрепление и повторение. И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса. Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать различные методы и методические приемы обучения и воспитания. Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально- психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса.Проведение урока географии невозможно без широкого набора средств обучения.Использование информационно – компьютерных технологий (ИКТ) в образовательном процессе помогает решить данные проблему. Учитель имеет уникальную возможность сделать урок более интересным, наглядным и динамичным. В современном мире расширяется сфера применения информационных образовательных технологий, интенсифицируют общее развитие школьника, его творческие способности, обеспечивают условия для самообразования и освоения новых видов деятельности, что в свою очередь, способствует самовыражению и самореализации.Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровье сберегающим технологиям. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на уроках обязательны.Так же следует уделять внимание учебно-исследовательским проек-там учащихся, проблемным, творческим заданиям, где наиболее полно могут бытьреализованыинформационные,коммуникативные, самообразовательные, социальные компетентности.Используя поисково-исследовательский метод на уроках, учащиесявыполняют задания на составление характеристик по типовым планам и насравнение географических признаков и объектов материков и стран с использованием карт, и атласов, контурных карт; поиск причинно- следственных связей между природным богатством стран и хозяйственной деятельностью населения; сравнение традиционно хозяйственной деятельности населения стран или регионов стран. Данное знание учащиеся выполняют группами или парами.Часто на уроках можно прибегать к методу моделирования. Смоделировать, как изменится климат Северной Америки, Евразии, если замедлится скорость течения Гольфстрим. Результатом могут быть модели, выполненные на контурной карте, в виде описаний, отчетов.Игровые формы обучения получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность обучающихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так какпредполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Игры дают возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые, углубленно изучать карту. Игровые моменты возможно использовать на разных этапах урока.Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.Так обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют тему и цель урока. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следуетпродумать формы организации практической деятельности учащихся. Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико- ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини- проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным.Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.На основании опыта работы можно отметить возможности современного урока заключаются: в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; в эмпатии и сопереживании, эмоционально-нравственной отзывчивости; в освоении основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость,честность, ответственность); в формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; в формировании ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; в формировании мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.Так какой же он, современный урок географии?Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.