Публикации
Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития.
Автор: Нина Ивановна Усикова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития.
Автор: Нина Ивановна Усикова
Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития.
С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.
Крупская Н. К
Именно в дошкольном возрасте особое место в жизни ребенка занимает игра. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любых рассказов, сказок. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт. Это особенно важно для детей с задержкой психического развития, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни .Значение игры для ребенка определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны развития личности в целом.
Проблема помощи детям с задержкой психического развития приобрела в
последние годы особую актуальность, так как в последнее время отмечается значительный рост дошкольников, страдающих задержкой психического развития. Для того чтобы у ребенка сформировать познавательную деятельность необходимо проводить коррекционную работу.
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени они проводят в играх. В процессе игры ребенок запоминает информацию, которая становится для него интересной. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Дети с ЗПР пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Мне приходится постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры, которые я использую в своей работе.
Дидактические игры - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради который действует ребёнок. Для меня важно, что бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Поэтому, основной целью моей работы по теме Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития является: изучить влияние дидактических игр на процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
Для детей с задержкой психического развития характерны следующие особенности:
- отставание в психическом развитии;
- неравномерность проявлений недостаточности развития;
- несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту;
- снижение работоспособности;
- неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте);
- низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);
- недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения;
- отставание в развитии всех форм мышления (несформированность основных мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения), снижение познавательной активности;
- отставание в речевом развитии (дефекты речи, ограниченность словаря и.т.д.)
Хочется отметить, что при подборе дидактических игр для детей с ЗПР я преследую коррекционные цели, и учитываю особенности развития дошкольников
В дидактической игре для детей с задержкой психического развития я стараюсь создавать такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт.
В работе с детьми с ЗПР в условиях коррекционного обучения я соблюдаю следующие этапы:
1-ый этап– создание у детей положительного отношения к игрушкам, привлечения внимания к различным способам действий с игрушкой.
2-ой этап - формирование специфических игровых действий:
- совместно с взрослым: взрослый берет ложку, вкладывает в руку ребенка, кормит куклу.
- по подражанию корми как я.
- самостоятельно.
-обучение развернутым игровым действиям, которые состоят из ряда игровых операций (покормить куклу, уложить спать).
3-ий этап:- обучение планированию игры.
Взрослый сначала вместе с ребенком формирует цель игрового действия. Такое словесное комментирование способствует дальнейшему возникновению замысла игры и ее реализации.
4-ый этап:- формирование способности создавать воображаемую ситуацию. На этом этапе происходит обучение использованию предметов-заместителей (что на что похоже?). Кубик на мыло, грибок на зонтик, палочка на ножик и т.д. Так же на этом этапе детей учат умению выступать в качестве заместителя реального действенного лица. Здесь используют игры драматизации, в которых дети играют не сложные роли. Под руководством взрослого дети учатся сочетать свои поступки в игре с ролевой речью и воспроизводить простые моно и диалоги.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлению детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению. К ним относятся следующие: а) с игрушками и предметами; б) настольно-печатные; в) словесные.
Таким образом, особая роль дидактической игры в коррекционно- обучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт, а использование дидактических игр в воспитании и развитии детей в условиях детского сада помогает решить не только проблему коммуникации детей, но и развить всю речевую систему.
Считаю, что польза применения дидактических игр заметна по тому, с каким удовольствием дети ждут, спрашивают о предстоящих занятиях и режимных моментах. В игре ребенок раскрывается полностью, показывает весь свой потенциал. Так любимое занятие детей становится для них не только приятным времяпровождением, а источником новых знаний, воспитания, обучения и развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Борякова Н.Ю. Коррекционно–педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития: Учеб.-метод. пособ. / Н.Ю. Борякова, М.А. Касицина. М.: ТЦ Сфера, 2078 с.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. М.: Просвещение, 19143 с.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 20315 с.
Журавлева Е.Ю. Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Ю. Журавлева // Специальный педагог дошкольного учреждения: нормативные документы. Программы адаптации, коррекции и развития. – Волгоград: Учитель, 20С. 95-147. 5. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А.Карабанова. М.: Педагогика, 19246 с.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. М.: Книголюб, 20128 с.
С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.
Крупская Н. К
Именно в дошкольном возрасте особое место в жизни ребенка занимает игра. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любых рассказов, сказок. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт. Это особенно важно для детей с задержкой психического развития, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни .Значение игры для ребенка определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны развития личности в целом.
Проблема помощи детям с задержкой психического развития приобрела в
последние годы особую актуальность, так как в последнее время отмечается значительный рост дошкольников, страдающих задержкой психического развития. Для того чтобы у ребенка сформировать познавательную деятельность необходимо проводить коррекционную работу.
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени они проводят в играх. В процессе игры ребенок запоминает информацию, которая становится для него интересной. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Дети с ЗПР пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Мне приходится постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры, которые я использую в своей работе.
Дидактические игры - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради который действует ребёнок. Для меня важно, что бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Поэтому, основной целью моей работы по теме Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития является: изучить влияние дидактических игр на процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
Для детей с задержкой психического развития характерны следующие особенности:
- отставание в психическом развитии;
- неравномерность проявлений недостаточности развития;
- несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту;
- снижение работоспособности;
- неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте);
- низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);
- недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения;
- отставание в развитии всех форм мышления (несформированность основных мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения), снижение познавательной активности;
- отставание в речевом развитии (дефекты речи, ограниченность словаря и.т.д.)
Хочется отметить, что при подборе дидактических игр для детей с ЗПР я преследую коррекционные цели, и учитываю особенности развития дошкольников
В дидактической игре для детей с задержкой психического развития я стараюсь создавать такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт.
В работе с детьми с ЗПР в условиях коррекционного обучения я соблюдаю следующие этапы:
1-ый этап– создание у детей положительного отношения к игрушкам, привлечения внимания к различным способам действий с игрушкой.
2-ой этап - формирование специфических игровых действий:
- совместно с взрослым: взрослый берет ложку, вкладывает в руку ребенка, кормит куклу.
- по подражанию корми как я.
- самостоятельно.
-обучение развернутым игровым действиям, которые состоят из ряда игровых операций (покормить куклу, уложить спать).
3-ий этап:- обучение планированию игры.
Взрослый сначала вместе с ребенком формирует цель игрового действия. Такое словесное комментирование способствует дальнейшему возникновению замысла игры и ее реализации.
4-ый этап:- формирование способности создавать воображаемую ситуацию. На этом этапе происходит обучение использованию предметов-заместителей (что на что похоже?). Кубик на мыло, грибок на зонтик, палочка на ножик и т.д. Так же на этом этапе детей учат умению выступать в качестве заместителя реального действенного лица. Здесь используют игры драматизации, в которых дети играют не сложные роли. Под руководством взрослого дети учатся сочетать свои поступки в игре с ролевой речью и воспроизводить простые моно и диалоги.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлению детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению. К ним относятся следующие: а) с игрушками и предметами; б) настольно-печатные; в) словесные.
Таким образом, особая роль дидактической игры в коррекционно- обучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт, а использование дидактических игр в воспитании и развитии детей в условиях детского сада помогает решить не только проблему коммуникации детей, но и развить всю речевую систему.
Считаю, что польза применения дидактических игр заметна по тому, с каким удовольствием дети ждут, спрашивают о предстоящих занятиях и режимных моментах. В игре ребенок раскрывается полностью, показывает весь свой потенциал. Так любимое занятие детей становится для них не только приятным времяпровождением, а источником новых знаний, воспитания, обучения и развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Борякова Н.Ю. Коррекционно–педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития: Учеб.-метод. пособ. / Н.Ю. Борякова, М.А. Касицина. М.: ТЦ Сфера, 2078 с.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. М.: Просвещение, 19143 с.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 20315 с.
Журавлева Е.Ю. Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Ю. Журавлева // Специальный педагог дошкольного учреждения: нормативные документы. Программы адаптации, коррекции и развития. – Волгоград: Учитель, 20С. 95-147. 5. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А.Карабанова. М.: Педагогика, 19246 с.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. М.: Книголюб, 20128 с.