Публикации
Продуктивное использование проектной технологии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Продуктивное использование проектной технологии
Автор: Смирнова Валентина Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Продуктивное использование проектной технологии
Автор: Смирнова Валентина Геннадьевна
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо созданию школьного медиацентраВВЕДЕНИЕ Медиацентр — объединение обучающихся общеобразовательных организаций в возрасте от 8 до 18 лет, увлекающихся медиасферой, под кураторством наставников, целью которых является создание детского и молодежного информационного контента и освещение событий.Деятельность школьного медиацентра направлена на объединение педагогов, обучающихся и их родителей для осведомления всего школьного коллектива о том, что происходит в стране и регионе, образовательной организации, в других образовательных организациях страны и региона, формирующее взгляды и ценностные ориентиры обучающихся, их информационную культуру, позволяющие максимально раскрыть творческий потенциал всех его участников.В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-гуманитарной направленности школьные медиацентры помогают создать условия для вовлечения детей в практику глобального, регионального и локального развития общества, развития культуры межнационального общения, лидерских качеств, правовой и медиаграмотности, в том числе с применением игровых форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде, формирования у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека.СОЗДАНИЕ МЕДИАЦЕНТРА НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 2.1 Цели и задачи школьного медиацентраXXI век – это век средств массовой информации, и, согласно обновленным ФГОС, формирование информационных навыков у современных школьников и студентов является одним из наиболее важных и приоритетных направлений. Школа продолжает работать в режиме многозадачности, помогая обучающимся правильно организовывать свое медиапространство, обучая их безопасному использованию электронных ресурсов, контролю и управлению информацией. Одной из наиболее эффективных, вызывающих живой интерес форм реализации указанного направления деятельности и является школьный медиацентр. Школьный медиацентр, представляющий собой команду единомышленников (медиакоманда, медиаредакция, иное название коллектива), является частью медиаобразовательной среды образовательной организации, синтезирующей традиционную информационно-библиотечную (профессиональную) систему с современной мультимедийной, в том числе включающей возможности по разработке авторского медиаконтента. Школьный медиацентр – инновационная медиаконвергентная структура, активно взаимодействующая с разнообразными социальными институтами по вопросам формирования ценностных ориентиров, гражданской позиции обучающихся, образования и медиаобразования, медиабезопасности, - среда, в которой формируются медиа и информационная культура обучающихся. Медиатворчество учащихся в школьном медиацентре ориентирована на деятельностное изучение лучших примеров современных профессиональных образовательных медиа, активное внедрение новых медиа в образовательную деятельность, а также создание собственных качественных и развивающих медийных продуктов. Школьные СМИ обеспечивают развитие коммуникативной культуры школьников, формирование и совершенствование навыков эффективного общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации участников, реализацию познавательных и творческих интересов детей. Участие обучающихся в создании различных медиапродуктов способствует расширению их кругозора, медиакультуры и социокультурных навыков современного человека. Создание аудиовизуальных медиатекстов, являющееся одним из направлений медиаобразования, в свою очередь способствует развитию информационно-коммуникативных навыков и формированию нового уровня этического и экологического восприятия медиа. Основа деятельности массмедиа в образовательной организации – творческая самоорганизация ребенка через свободный выбор им форм деятельности, обязательного для каждого право голоса в ходе обсуждения вопросов членами редакционного коллектива на принципах взаимного уважения, коллективного и личного интереса. Школьный медиацентр направлен на реализацию следующих целей: − информационная цель (создание единого коммуникативного пространства как площадки для создания основы позитивной корпоративной культуры, гордости за свою школу); − педагогическая цель (повышение активности аудитории и включение участников в интерактивное взаимодействие, которое позволит школьнику увидеть самого себя или результаты своей деятельности в медиапространстве); − развивающая цель (улучшение навыков жизни в информационном пространстве, получение опыта социализации); − профориентирующая цель (воспитание будущих специалистов медиасферы, выявление и поддержка талантливых учащихся, для которых работа в медиапространстве станет профессией, приоритетным делом в жизниШкольный медиацентр – многофункциональное пространство, являясь неотъемлемой частью образовательной среды, решая обозначенные выше задачи, он выполняет ряд социально значимых функций, которые способствуют повышению качества развития и воспитания обучающихся.К основным функциям школьных медиацентров можно отнести следующие: 1. Информационная. Школьные медиацентры, применяя разные методы сбора материала и формы его подачи, рассказывают о людях, событиях, фактах, формируют любовь к Родине, гордость за свою школу, стремление к достижению успеха и далее. Представляя аналитическую, событийную, образную информацию, медиацентры фокусируют внимание на определенных событиях, а объединяя разные поколения участников образовательного процесса для обмена информацией, дают возможность распространять не только сведения, но и отношение к ним, взгляд на них в свете норм и ценностей российского общества в целом. 2. Образовательная. Посредством конкурсов, игр, викторин, размещения познавательной информации, побуждают сверстников к самосовершенствованию, получению дополнительных знаний. Помогают обучающимся в познании законов построения информации, ее функционирования и интерпретации, развитию логического мышления школьников. 3. Социально-ориентирующая. Направлена на формирование активной социальной позиции школьников, вовлечение ребят и взрослых в процесс создания и реализации различных идей и проектов. 4. Коммуникативная. В разновозрастном коллективе журналистов школьники учатся взаимодействовать с ребятами младших и старших классов, педагогами, администрацией, выпускниками школы разных лет, родителями и представителями взрослых СМИ, а также работать в команде.5. Организаторская. Определяется возможностью медиакоманды устраивать различные мероприятия и события: праздники, акции, тренинги, фестивали и далее. 6. Регулятивная. Материалы на радио, в газете, школьном телевидении помогают регулировать активность участников школьной жизни, серьезно влиять на ее уклад, позволяют в простой и понятной форме привлечь учащихся, учителей, родителей как к осмыслению проблем школы, так и к практическому участию в коллективной деятельности по их решению. 7. Профориентационная. Погружаясь в мир профессии фотографа, монтажера, оператора, сценариста, репортера, обучающиеся осваивают азы творческой деятельности. Во время записи сюжетов, подготовки печатных и аудио и видеоматериалов, растущий человек знакомится с людьми разных профессий, получает навыки делового и диалогового общения, что формирует основы знаний о профессиональной деятельности и позволяет осуществить выбор будущего рода деятельности осознанно. 8. Профилактическая. Заключена в обеспечении позитивной занятости детей, предоставлении им возможности заниматься реальным интересным делом. Социальное пространство медиацентра можно рассматривать как модель особой системы взаимоотношений, социального партнерства, сотрудничества и сотворчества людей. У членов школьного медиацентра появляется осознанное уважение к школе как к творческому пространству, в котором они могут реализовать себя, почувствовав членами команды, осуществляющим общественно полезную и интересную для все участников образовательного пространства деятельность. Школьный медиацентр в своей работе руководствуется следующими принципами: 1. Принцип коллективно выработанных норм — «надо» определено не системой оценки педагога, а принятыми совместно правилами организации жизнедеятельности (например, временем сдачи очередного номера газеты, выпуска теле- или радиопрограммы, функциональными обязанностями членов редакционной коллегии и т.п.); 2. Принцип разделения ответственности – как обучающихся, так и взрослых (педагогов, профессиональных журналистов, родителей, администрации образовательного учреждения); 3. Принцип заинтересованности – интерес личный и коллективный, являются важными атрибутами деятельности школьных СМИ; 4. Принцип самостоятельности – делаем газету, веб-страницу, теле- или радиопрограмму своими руками, при участии взрослых.2.2. Направления деятельности школьного медиацентраДеятельность школьного медиацентра реализуется в соответствии с направлениями в сфере глобальных медиа: — интернет-ресурсы (социальные сети, приоритетом является школьный Госпаблик в социальной сети ВКонтакте, сайты, блоги, мультимедийные лонгриды, мультискрипты, скрайбинг, сторителлинг).— школьное телевидение;— образовательное видео разных жанров: игровые, документальные, научно-популярные, социальные ролики, анимация (рисованная, компьютерная, натурная, Stop-Motion, 3D анимация); - — школьное радио, подкастинг, в том числе интернет-подкастинг; — фото, включая создание фотогазет, фотоквестов, фотоблогов.2.3. Этапы создания школьного медиацентра1. Первый этап – разработка и утверждение программы работы школьного медиацентра, сопроводительной документации. На первом этапе определяются технико-тематический состав информационных материалов и необходимые для медиацентра кадры. Также ведется работа по выбору помещений, подбору мебели и оборудования, учету того оборудования, которое уже имеется в образовательной организации: в школьной библиотеке, компьютерных классах, школьном музее и далее. Прорабатываются вопросы о количестве сотрудников, о возможности ремонта и поддержания в рабочем состоянии технических средств: видеотехники, компьютеров, проекторов, магнитофонов и пр. Также следует уделить внимание созданию индивидуальных мест для самостоятельной работы членов медиакоманды, в том числе оборудованных различными техническими средствами. Поиск нужной информации – центральная задача любого информационного центра. Поэтому важно, чтобы любой пользователь мог быстро и просто найти нужную ему литературу, фоно- или видеозапись и далее. 2. Второй этап – подготовка и обучение кадров, активное вовлечение в работу педагогов, обучающихся и их родителей. 3. Третий этап – обеспечение материально-техническим оснащением, подключение к сети Интернет. 4. Четвёртый этап – установление контактов для организации сотрудничества с другими медиацентрами (напр., ближайшие школы). Успешно выполнив организационные мероприятия, школьный медиацентр может стать «местом силы» школы, местом, в котором каждый участник образовательного процесса сможет реализовать себя в выбранном направлении. Перед запуском деятельности школьного медиацентра рекомендуется сделать следующее:Согласуйте создание медиацентра с администрацией образовательной организации или иных учреждений. Проведите организационное собрание для педагогов и наставников, которые будут задействованы в работе медиацентра. Составьте положение о деятельности медиацентра на основе типового положения. Запланируйте вводное собрание с потенциальными участниками медиацентра. Распределите роли и обязанности среди участников медиацентра. Придумайте задания по разным направлениям медиа и предложите их выполнить участникам медиацентра, чтобы понять их навыки и умения. Создайте график регулярных встреч и обучения участников всего медиацентра по семи направлениям медиа: журналистике, блогингу, фото, видео, дизайну, кино и ораторскому мастерству. 2.4. Рекомендуемый состав школьного медиацентраРуководитель медиацентра осуществляет общее руководство медиацентром и его участниками, распределяет задания между участниками медиацентра и контролирует качество контента. Главный редактор является лидером медиацентра (капитаном), составляет контент-план, вместе с педагогом распределяет задания между участниками медиацентра и следит за своевременным выходом контента. Редактор занимается редактированием материалов, составляет контент-план вместе с главным редакторов, умеет создавать текстовые материалы (заметка, новость, интервью, репортаж) и публикует материалы на площадках медиацентра. Корреспондент занимается созданием текстовых материалов (заметка, новость, интервью, репортаж) для публикаций на площадках медиацентра. Фотограф осуществляет фотосопровождение мероприятий, обрабатывает фото для публикаций на площадках медиацентра. Оператор осуществляет видеосопровождение мероприятий, монтирует отснятый материал для публикаций на площадках медиацентра. Дизайнер занимается версткой и создает визуальное оформлений публикаций на площадках медиацентра. ШКОЛЬНЫЙ ГОСПАБЛИК В ВКОНТАКТЕ КАК ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ ШКОЛЬНОГО МЕДИАЦЕНТРА 3.1. Стандарт развития Госпаблика школы в социальных сетяхС 1 декабря 2022 года наличие официального аккаунта образовательной организации в социальной сети ВКонтакте является обязательным в соответствии в Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и статью 10 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"». На официальных страницах должны быть указаны следующие сведения: • наименование государственного органа, органа местного самоуправления или подведомственной организации; • почтовый адрес; • адрес электронной почты; • номера телефонов справочных служб; • информация об официальном сайте; • иная информация, в том числе о деятельности органа власти или подведомственных органов. Важно понимать, что школьный Госпаблик существует в информационном пространстве, поэтому контент в нем должен регулярно обновляться. В этой связи необходимо назначить ответственного человека или группу лиц редактором (редакторами) Госпаблика школы в социальной сети ВКонтакте. Таким человеком или группой могут стать активисты школьного медиацентра. Для того, чтобы стать важным звеном в коммуникации между учениками, их родителями, педагогами, а также руководством школ и представителями власти необходимо выполнить следующие условия: 1. Повысить качество ведения сообществ; 2. Ускорить и упростить работу по планированию, производству и публикации контента; 3. Продвигать вашу группу и привлечь новую аудиторию; 4. Повысить активность аудитории в сообществе;5. Сделать ваши страницы и сообщества эффективным и удобным каналом диалога для пользователей; 6. Выстроить системную работу не только по школьным новостям и жизни учреждения, но и по региональной и федеральной повесткам. 3.2. Чек–лист администратора и редактора школьного Госпаблика 3.2.1. Базовые требования и оформление: 1) Госметка; 2) Редакторы – школьники из медиацентра; 3) Краткое и простое название (чаще всего название паблика – это название школы); 4) Наличие обложки и аватарки; 5) Заполнение описание учреждения, адрес, режим работы, контактная информация; 6) Единый стиль оформления паблика и постов; 7) Ответы в комментариях на содержательные вопросы, поддержка общения.3.2.2. Качественный контент: 1) Основа контента – значимые и интересные для подписчиков новости о работе учреждения и региона в целом, а также темы, которые актуальны для самих школьников; 2) Не только официальный, но и полезный и развлекательный контент; 3) Контент должен содержать разнообразные форматы публикаций; 4) Минимум 3 публикации в неделю; 5) Простой и понятный язык, без официоза и шаблонных словосочетаний; 6) Живые, а не кабинетные фото, размещенные по отдельности (коллажи размещать не рекомендуется); 7) Рекомендуется использовать видео, ВК–клипы, ВК–истории; 8) Рекомендуется использовать интерактивные форматы: опросы, вопросы подписчикам, конкурсы, прямые эфиры. 2.3. Продвижение для роста подписчиков, просмотров, активности: 1) Размещение распечатанного QR–кода школьного Госпаблика на мероприятиях в образовательной организации, а также на информационных стендах внутри школы; 2) Публикации со ссылкой на школьный Госпаблик в муниципальных, региональных, федеральных СМИ, других пабликах, у сотрудников организации, лидеров мнений; 3) Минимальное количество живых подписчиков должно быть равно 80% от числа обучающихся в школе. 3.3. Ключевые принципы разработки качественного контентаСамое главное в Госпаблике — это контент. Основные принципы, перечисленные в этом разделе, — ключевые ориентиры для создания действительно качественного, полезного и интересного контента в соцсетях образовательных организаций. Принцип №1. Живой язык Язык социальных сетей отличается простотой восприятия. В этой связи, необходимо адаптировать всю размещаемую информацию под эти стандарты: 1) Тест должен строиться по принципу новости и содержать 3 абзаца плюс 1 заголовок. Разделение текста на абзацы – обязательно; 2) Можно использовать эмодзи (смайлы), но не более 3–5 в одном посте; 3) Не используйте слишком длинные предложения и сложные обороты; 4) Убирайте из текста канцелярские обороты, которые усложняют восприятие информации; 5) Уместный юмор и образный язык – залог интереса аудитории. Принцип №2. Качественные видео Видеоконтент – это самый популярный и востребованный формат контента в социальных сетях. Учитывая факт того, что большинство пользователей смотрит видеоролики с телефона, их длительность не должны превышать 1–2 минут. Рекомендации к видео: 1) Для школьных Госпабликов подходят информационные ролики с субтитрами; 2) Технические требования к информационным роликам: горизонтальный формат, наличие субтитров, фоновая музыка; 3) В конце ролика можно разместить призыв к действию в виде: «ставь лайк» или «делись с друзьями»; 4) Выделяйте на монтаже ключевые тезисы в субтитрах полужирным или жирным цветом. Принцип №3. Качественные фото Необходимо понимать, что картинки или фотографии из интернета не интересны для аудитории. Аудитория ставит отметку «Мне нравится» только на яркие, живые фото, где изображены реальные люди из школы: ученики, педагоги и т.д. Рекомендации к фото: 1) Делайте яркие и качественные снимки с необычных ракурсов, эмоциональные кадры; 2) Используйте собственный уникальный визуальный контент: любая фотография с мобильного лучше, чем заимствованные материалы; 3) Применяйте единый брендбук для оформления фотографий, инфографики и карточек (если имеется); 4) Проверяйте посты перед публикацией: внимательно следите за закрытыми глазами и другими мелочами, которые могут задеть или обидеть человека на фото. Принцип №4. Инфографика и карточки Инфографика – это визуализация информации. Используйте ее, когда информация сложная или ее много. Рекомендации: 1) Придерживайтесь правила «Одна карточка – один тезис»; 2) Чем меньше текста и проще оформление, тем лучше; 3) Стремитесь к тому, чтобы по картинке все было понятно без слов; 4) Большинство людей смотрят посты на смартфоне, поэтому текст и графика должны быть видны без приближения. Принцип №5. Интерактивные форматы Механика вовлечения и конструктивный диалог с аудиторией повышают доверие со стороны подписчиков. Рекомендации: 1) Общайтесь с аудиторией, ведите с ней диалог, задавайте вопросы в постах; 2) Присматривайтесь и анализируйте, какие новости предлагают люди и иногда публикуйте пользовательский контент; 3) Проводите опросы и голосования; 4) Организуйте конкурсы и флешмобы; 5) Призывайте к действиям, люди ответят лайками, комментариями и репостами, если их попросить. Принцип №6. Работа с комментариями Важно настроить эффективную коммуникацию со своими подписчиками. Ответ на комментарии в социальных сетях – неотъемлемый инструмент общения со своей аудиторией. Отсутствие обратной связи негативно сказывается на реакции пользователей. Рекомендации к сетевому этикету: 1) Ответ должен начинаться с приветствия; 2) К автору комментария необходимо обращаться на «Вы»; 3) Ответ должен быть объективным, простым, вежливым и без канцеляризма; 4) Допускаются позитивные ненавязчивые эмодзи (смайлы); 5) На конкретный вопрос нужно дать конкретный ответ. Принцип №7. Истории Истории – это популярный формат, который нужно использовать по максимуму. Рекомендации к ВК–историям: 1) Делайте истории вертикальными и на весь экран; 2) Пишите крупно, чтобы текст был читаем с телефона; 3) Используйте живые кадры и динамичные короткие видео; 4) Добавляйте эффекты, голосования в истории, вопросы, тесты и другие «фишки»; 5) Сохраняйте главные истории, распределяйте по рубрикам, ставьте обложки. Принцип №8. Приземление федеральной повестки Федеральные инфоповоды должны приносить пользу обычным людям, которые не связаны с описанной в посте ситуацией. Федеральные решения, размещенные в публикации, должны приносить пользу аудитории. Рекомендации: 1) Добавляйте в региональные и федеральные поводы местную фактуру – расскажите историю конкретного человека, проблему которого удалось решить; 2) Возьмите комментарий по теме у местного лидера мнения, которому доверяют люди.Рекомендации по разработке контент–плана Контент-план должен быть, и он должен быть не в голове, а в виде документа. Нужно понимать, что контент-план — это план-график выхода публикаций в сообществе. В нем следует указывать дату, время, тему и формат постов. Контент-план нужен для вашего удобства: – Работа по четкому плану позволяет минимизировать риск просрочить какой–либо инфоповод; – Возможность действовать на опережение, готовить «консервы» — запасной контент, который вы сможете использовать, когда не будет новостей или времени создавать новый; – Гибкость: всегда можно что-то убрать или добавить. При разработке контент–плана необходимо учитывать наличие разнообразных форматов публикаций. Среди них могут быть лонгриды, интервью, репортажи, опросы, подкасты и другие. Использование различных форматов позволяет разнообразить ленту школьного Госпаблика. 3. 5. Анализ и обработка реакций целевой аудиторииДля понимания механизмов привлечения новой аудитории в школьные Госпаблики, необходимо проводить еженедельный анализ статистических данных. В этот анализ необходимо включить следующие показатели: – количество подписчиков, – количество касаний, – количество репостов,– количество комментариев, – охват. Показатели необходимо постоянно сверять, чтобы видеть динамику. Для определения целевой аудитории необходимо также обратиться к статистике школьного Госпаблика, из которой можно узнать следующие: возраст целевой аудитории, пол, место жительства.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Школьные медиацентры играют важнейшую роль в социализации школьников, формировании и развитии у них компетенции личностного, в том числе гражданского самоопределения. Причастность к определенной группе единомышленников, осознание своей значимости, оценка результатов совместного труда – важный фактор процесса социализации и самоопределения обучающегося среднего и старшего возраста. Современные дети могут одновременно выполнять несколько разных операций: слушать музыку, разговаривать, пользоваться Интернетом, редактировать фотографии, выполняя домашние задания. Они не боятся виртуального мира, для них это такая же привычная и понятная среда обитания, как и мир реальный. Отлучить детей от интернета, заставить отказаться от виртуального мира в пользу мира реального в полном объеме уже невозможно, поэтому крайне важно наполнить виртуальное пространство полезным и позитивным контентом, сформированным, в том числе, самими обучающимися. В отличие от реального опыта, виртуальный опыт возникает в процессе моделирования реалий мира, взаимодействие с которым порождает особый тип мышления подростка при его взаимодействии с реальностью. В виртуальном мире происходит не только общение, но и во многом обучение, развитие и, что очень важно, воспитание современного ребенка. Направления стратегического развития нашей страны реализуется креативными, творческими личностями, сформировавшимися в процессе творческого воспитания, и участие детей и подростков в деятельности школьного медиацентра в полной мере способствует формированию таких личностей. Таким образом, формирование и развитие открытого медиапространства для обучающихся образовательных организаций – это актуальное направление работы с активными подростками, которые создают и администрируют официальные школьные и молодежные видеоканалы, группы в социальных сетях, развивают социальные сети и ответственно наполняют их интересным, значимым и развивающим контентом. Ежегодно в различных регионах проводятся конкурсы, фестивали, форумы и образовательные проекты, целью которых является обучение и развитие творческих способностей в практической деятельности медиатворчества для детей и подростков. Участвуя в работе школьных медиацентров и медиакоманд, дети и подростки проходят социальные испытания, самореализуются в позитивной и важной медиадеятельности, формируя при этом положительный имидж своей образовательной организации, свои взгляды, убеждения и ценностные ориентиры