Публикации Продуктивное использование проектной технологии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Продуктивное использование проектной технологии
Автор: Смирнова Валентина Геннадьевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо созданию школьного медиацентра
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Медиацентр объединение обучающихся общеобразовательных организаций в возрасте от 8 до 18 лет, увлекающихся медиасферой, под кураторством наставников, целью которых является создание детского и молодежного информационного контента и освещение событий.Деятельность школьного медиацентра направлена на объединение педагогов, обучающихся и их родителей для осведомления всего школьного коллектива о том, что происходит в стране и регионе, образовательной организации, в других образовательных организациях страны и региона, формирующее взгляды и ценностные ориентиры обучающихся, их информационную культуру, позволяющие максимально раскрыть творческий потенциал всех его участников.В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-гуманитарной направленности школьные медиацентры помогают создать условия для вовлечения детей в практику глобального, регионального и локального развития общества, развития культуры межнационального общения, лидерских качеств, правовой и медиаграмотности, в том числе с применением игровых форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде, формирования у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека.
  • СОЗДАНИЕ МЕДИАЦЕНТРА НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • 2.1 Цели и задачи школьного медиацентраXXI век – это век средств массовой информации, и, согласно обновленным ФГОС, формирование информационных навыков у современных школьников и студентов является одним из наиболее важных и приоритетных направлений. Школа продолжает работать в режиме многозадачности, помогая обучающимся правильно организовывать свое медиапространство, обучая их безопасному использованию электронных ресурсов, контролю и управлению информацией. Одной из наиболее эффективных, вызывающих живой интерес форм реализации указанного направления деятельности и является школьный медиацентр. Школьный медиацентр, представляющий собой команду единомышленников (медиакоманда, медиаредакция, иное название коллектива), является частью медиаобразовательной среды образовательной организации, синтезирующей традиционную информационно-библиотечную (профессиональную) систему с современной мультимедийной, в том числе включающей возможности по разработке авторского медиаконтента. Школьный медиацентр – инновационная медиаконвергентная структура, активно взаимодействующая с разнообразными социальными институтами по вопросам формирования ценностных ориентиров, гражданской позиции обучающихся, образования и медиаобразования, медиабезопасности, - среда, в которой формируются медиа и информационная культура обучающихся. Медиатворчество учащихся в школьном медиацентре ориентирована на деятельностное изучение лучших примеров современных профессиональных образовательных медиа, активное внедрение новых медиа в образовательную деятельность, а также создание собственных качественных и развивающих медийных продуктов. Школьные СМИ обеспечивают развитие коммуникативной культуры школьников, формирование и совершенствование навыков эффективного общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации участников, реализацию познавательных и творческих интересов детей. Участие обучающихся в создании различных медиапродуктов способствует расширению их кругозора, медиакультуры и социокультурных навыков современного человека. Создание аудиовизуальных медиатекстов, являющееся одним из направлений медиаобразования, в свою очередь способствует развитию информационно-коммуникативных навыков и формированию нового уровня этического и экологического восприятия медиа. Основа деятельности массмедиа в образовательной организации – творческая самоорганизация ребенка через свободный выбор им форм деятельности, обязательного для каждого право голоса в ходе обсуждения вопросов членами редакционного коллектива на принципах взаимного уважения, коллективного и личного интереса. Школьный медиацентр направлен на реализацию следующих целей: − информационная цель (создание единого коммуникативного пространства как площадки для создания основы позитивной корпоративной культуры, гордости за свою школу); − педагогическая цель (повышение активности аудитории и включение участников в интерактивное взаимодействие, которое позволит школьнику увидеть самого себя или результаты своей деятельности в медиапространстве); − развивающая цель (улучшение навыков жизни в информационном пространстве, получение опыта социализации); профориентирующая цель (воспитание будущих специалистов медиасферы, выявление и поддержка талантливых учащихся, для которых работа в медиапространстве станет профессией, приоритетным делом в жизниШкольный медиацентр – многофункциональное пространство, являясь неотъемлемой частью образовательной среды, решая обозначенные выше задачи, он выполняет ряд социально значимых функций, которые способствуют повышению качества развития и воспитания обучающихся.К основным функциям школьных медиацентров можно отнести следующие: 1. Информационная. Школьные медиацентры, применяя разные методы сбора материала и формы его подачи, рассказывают о людях, событиях, фактах, формируют любовь к Родине, гордость за свою школу, стремление к достижению успеха и далее. Представляя аналитическую, событийную, образную информацию, медиацентры фокусируют внимание на определенных событиях, а объединяя разные поколения участников образовательного процесса для обмена информацией, дают возможность распространять не только сведения, но и отношение к ним, взгляд на них в свете норм и ценностей российского общества в целом. 2. Образовательная. Посредством конкурсов, игр, викторин, размещения познавательной информации, побуждают сверстников к самосовершенствованию, получению дополнительных знаний. Помогают обучающимся в познании законов построения информации, ее функционирования и интерпретации, развитию логического мышления школьников. 3. Социально-ориентирующая. Направлена на формирование активной социальной позиции школьников, вовлечение ребят и взрослых в процесс создания и реализации различных идей и проектов. 4. Коммуникативная. В разновозрастном коллективе журналистов школьники учатся взаимодействовать с ребятами младших и старших классов, педагогами, администрацией, выпускниками школы разных лет, родителями и представителями взрослых СМИ, а также работать в команде.5. Организаторская. Определяется возможностью медиакоманды устраивать различные мероприятия и события: праздники, акции, тренинги, фестивали и далее. 6. Регулятивная. Материалы на радио, в газете, школьном телевидении помогают регулировать активность участников школьной жизни, серьезно влиять на ее уклад, позволяют в простой и понятной форме привлечь учащихся, учителей, родителей как к осмыслению проблем школы, так и к практическому участию в коллективной деятельности по их решению. 7. Профориентационная. Погружаясь в мир профессии фотографа, монтажера, оператора, сценариста, репортера, обучающиеся осваивают азы творческой деятельности. Во время записи сюжетов, подготовки печатных и аудио и видеоматериалов, растущий человек знакомится с людьми разных профессий, получает навыки делового и диалогового общения, что формирует основы знаний о профессиональной деятельности и позволяет осуществить выбор будущего рода деятельности осознанно. 8. Профилактическая. Заключена в обеспечении позитивной занятости детей, предоставлении им возможности заниматься реальным интересным делом. Социальное пространство медиацентра можно рассматривать как модель особой системы взаимоотношений, социального партнерства, сотрудничества и сотворчества людей. У членов школьного медиацентра появляется осознанное уважение к школе как к творческому пространству, в котором они могут реализовать себя, почувствовав членами команды, осуществляющим общественно полезную и интересную для все участников образовательного пространства деятельность. Школьный медиацентр в своей работе руководствуется следующими принципами: 1. Принцип коллективно выработанных норм «надо» определено не системой оценки педагога, а принятыми совместно правилами организации жизнедеятельности (например, временем сдачи очередного номера газеты, выпуска теле- или радиопрограммы, функциональными обязанностями членов редакционной коллегии и т.п.); 2. Принцип разделения ответственности – как обучающихся, так и взрослых (педагогов, профессиональных журналистов, родителей, администрации образовательного учреждения); 3. Принцип заинтересованности – интерес личный и коллективный, являются важными атрибутами деятельности школьных СМИ; 4. Принцип самостоятельности – делаем газету, веб-страницу, теле- или радиопрограмму своими руками, при участии взрослых.2.2. Направления деятельности школьного медиацентраДеятельность школьного медиацентра реализуется в соответствии с направлениями в сфере глобальных медиа: интернет-ресурсы (социальные сети, приоритетом является школьный Госпаблик в социальной сети ВКонтакте, сайты, блоги, мультимедийные лонгриды, мультискрипты, скрайбинг, сторителлинг).— школьное телевидение; образовательное видео разных жанров: игровые, документальные, научно-популярные, социальные ролики, анимация (рисованная, компьютерная, натурная, Stop-Motion, 3D анимация); - — школьное радио, подкастинг, в том числе интернет-подкастинг; фото, включая создание фотогазет, фотоквестов, фотоблогов.2.3. Этапы создания школьного медиацентра1. Первый этап – разработка и утверждение программы работы школьного медиацентра, сопроводительной документации. На первом этапе определяются технико-тематический состав информационных материалов и необходимые для медиацентра кадры. Также ведется работа по выбору помещений, подбору мебели и оборудования, учету того оборудования, которое уже имеется в образовательной организации: в школьной библиотеке, компьютерных классах, школьном музее и далее. Прорабатываются вопросы о количестве сотрудников, о возможности ремонта и поддержания в рабочем состоянии технических средств: видеотехники, компьютеров, проекторов, магнитофонов и пр. Также следует уделить внимание созданию индивидуальных мест для самостоятельной работы членов медиакоманды, в том числе оборудованных различными техническими средствами. Поиск нужной информации – центральная задача любого информационного центра. Поэтому важно, чтобы любой пользователь мог быстро и просто найти нужную ему литературу, фоно- или видеозапись и далее. 2. Второй этап – подготовка и обучение кадров, активное вовлечение в работу педагогов, обучающихся и их родителей. 3. Третий этап – обеспечение материально-техническим оснащением, подключение к сети Интернет. 4. Четвёртый этап – установление контактов для организации сотрудничества с другими медиацентрами (напр., ближайшие школы). Успешно выполнив организационные мероприятия, школьный медиацентр может стать «местом силы» школы, местом, в котором каждый участник образовательного процесса сможет реализовать себя в выбранном направлении. Перед запуском деятельности школьного медиацентра рекомендуется сделать следующее:
  • Согласуйте создание медиацентра с администрацией образовательной организации или иных учреждений.
  • Проведите организационное собрание для педагогов и наставников, которые будут задействованы в работе медиацентра.
  • Составьте положение о деятельности медиацентра на основе типового положения.
  • Запланируйте вводное собрание с потенциальными участниками медиацентра.
  • Распределите роли и обязанности среди участников медиацентра.
  • Придумайте задания по разным направлениям медиа и предложите их выполнить участникам медиацентра, чтобы понять их навыки и умения.
  • Создайте график регулярных встреч и обучения участников всего медиацентра по семи направлениям медиа: журналистике, блогингу, фото, видео, дизайну, кино и ораторскому мастерству.
  • 2.4. Рекомендуемый состав школьного медиацентра
  • Руководитель медиацентра осуществляет общее руководство медиацентром и его участниками, распределяет задания между участниками медиацентра и контролирует качество контента.
  • Главный редактор является лидером медиацентра (капитаном), составляет контент-план, вместе с педагогом распределяет задания между участниками медиацентра и следит за своевременным выходом контента.
  • Редактор занимается редактированием материалов, составляет контент-план вместе с главным редакторов, умеет создавать текстовые материалы (заметка, новость, интервью, репортаж) и публикует материалы на площадках медиацентра.
  • Корреспондент занимается созданием текстовых материалов (заметка, новость, интервью, репортаж) для публикаций на площадках медиацентра.
  • Фотограф осуществляет фотосопровождение мероприятий, обрабатывает фото для публикаций на площадках медиацентра.
  • Оператор осуществляет видеосопровождение мероприятий, монтирует отснятый материал для публикаций на площадках медиацентра.
  • Дизайнер занимается версткой и создает визуальное оформлений публикаций на площадках медиацентра.
  • ШКОЛЬНЫЙ ГОСПАБЛИК В ВКОНТАКТЕ КАК ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ ШКОЛЬНОГО МЕДИАЦЕНТРА
  • 3.1. Стандарт развития Госпаблика школы в социальных сетяхС 1 декабря 2022 года наличие официального аккаунта образовательной организации в социальной сети ВКонтакте является обязательным в соответствии в Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и статью 10 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"». На официальных страницах должны быть указаны следующие сведения: • наименование государственного органа, органа местного самоуправления или подведомственной организации; • почтовый адрес; • адрес электронной почты; • номера телефонов справочных служб; • информация об официальном сайте; • иная информация, в том числе о деятельности органа власти или подведомственных органов. Важно понимать, что школьный Госпаблик существует в информационном пространстве, поэтому контент в нем должен регулярно обновляться. В этой связи необходимо назначить ответственного человека или группу лиц редактором (редакторами) Госпаблика школы в социальной сети ВКонтакте. Таким человеком или группой могут стать активисты школьного медиацентра. Для того, чтобы стать важным звеном в коммуникации между учениками, их родителями, педагогами, а также руководством школ и представителями власти необходимо выполнить следующие условия: 1. Повысить качество ведения сообществ; 2. Ускорить и упростить работу по планированию, производству и публикации контента; 3. Продвигать вашу группу и привлечь новую аудиторию; 4. Повысить активность аудитории в сообществе;5. Сделать ваши страницы и сообщества эффективным и удобным каналом диалога для пользователей; 6. Выстроить системную работу не только по школьным новостям и жизни учреждения, но и по региональной и федеральной повесткам. 3.2. Чек–лист администратора и редактора школьного Госпаблика 3.2.1. Базовые требования и оформление: 1) Госметка; 2) Редакторы – школьники из медиацентра; 3) Краткое и простое название (чаще всего название паблика – это название школы); 4) Наличие обложки и аватарки; 5) Заполнение описание учреждения, адрес, режим работы, контактная информация; 6) Единый стиль оформления паблика и постов; 7) Ответы в комментариях на содержательные вопросы, поддержка общения.3.2.2. Качественный контент: 1) Основа контента – значимые и интересные для подписчиков новости о работе учреждения и региона в целом, а также темы, которые актуальны для самих школьников; 2) Не только официальный, но и полезный и развлекательный контент; 3) Контент должен содержать разнообразные форматы публикаций; 4) Минимум 3 публикации в неделю; 5) Простой и понятный язык, без официоза и шаблонных словосочетаний; 6) Живые, а не кабинетные фото, размещенные по отдельности (коллажи размещать не рекомендуется); 7) Рекомендуется использовать видео, ВК–клипы, ВК–истории; 8) Рекомендуется использовать интерактивные форматы: опросы, вопросы подписчикам, конкурсы, прямые эфиры. 2.3. Продвижение для роста подписчиков, просмотров, активности: 1) Размещение распечатанного QR–кода школьного Госпаблика на мероприятиях в образовательной организации, а также на информационных стендах внутри школы; 2) Публикации со ссылкой на школьный Госпаблик в муниципальных, региональных, федеральных СМИ, других пабликах, у сотрудников организации, лидеров мнений; 3) Минимальное количество живых подписчиков должно быть равно 80% от числа обучающихся в школе. 3.3. Ключевые принципы разработки качественного контентаСамое главное в Госпаблике — это контент. Основные принципы, перечисленные в этом разделе, — ключевые ориентиры для создания действительно качественного, полезного и интересного контента в соцсетях образовательных организаций. Принцип №1. Живой язык Язык социальных сетей отличается простотой восприятия. В этой связи, необходимо адаптировать всю размещаемую информацию под эти стандарты: 1) Тест должен строиться по принципу новости и содержать 3 абзаца плюс 1 заголовок. Разделение текста на абзацы – обязательно; 2) Можно использовать эмодзи (смайлы), но не более 3–5 в одном посте; 3) Не используйте слишком длинные предложения и сложные обороты; 4) Убирайте из текста канцелярские обороты, которые усложняют восприятие информации; 5) Уместный юмор и образный язык – залог интереса аудитории. Принцип №2. Качественные видео Видеоконтент – это самый популярный и востребованный формат контента в социальных сетях. Учитывая факт того, что большинство пользователей смотрит видеоролики с телефона, их длительность не должны превышать 1–2 минут. Рекомендации к видео: 1) Для школьных Госпабликов подходят информационные ролики с субтитрами; 2) Технические требования к информационным роликам: горизонтальный формат, наличие субтитров, фоновая музыка; 3) В конце ролика можно разместить призыв к действию в виде: «ставь лайк» или «делись с друзьями»; 4) Выделяйте на монтаже ключевые тезисы в субтитрах полужирным или жирным цветом. Принцип №3. Качественные фото Необходимо понимать, что картинки или фотографии из интернета не интересны для аудитории. Аудитория ставит отметку «Мне нравится» только на яркие, живые фото, где изображены реальные люди из школы: ученики, педагоги и т.д. Рекомендации к фото: 1) Делайте яркие и качественные снимки с необычных ракурсов, эмоциональные кадры; 2) Используйте собственный уникальный визуальный контент: любая фотография с мобильного лучше, чем заимствованные материалы; 3) Применяйте единый брендбук для оформления фотографий, инфографики и карточек (если имеется); 4) Проверяйте посты перед публикацией: внимательно следите за закрытыми глазами и другими мелочами, которые могут задеть или обидеть человека на фото. Принцип №4. Инфографика и карточки Инфографика – это визуализация информации. Используйте ее, когда информация сложная или ее много. Рекомендации: 1) Придерживайтесь правила «Одна карточка – один тезис»; 2) Чем меньше текста и проще оформление, тем лучше; 3) Стремитесь к тому, чтобы по картинке все было понятно без слов; 4) Большинство людей смотрят посты на смартфоне, поэтому текст и графика должны быть видны без приближения. Принцип №5. Интерактивные форматы Механика вовлечения и конструктивный диалог с аудиторией повышают доверие со стороны подписчиков. Рекомендации: 1) Общайтесь с аудиторией, ведите с ней диалог, задавайте вопросы в постах; 2) Присматривайтесь и анализируйте, какие новости предлагают люди и иногда публикуйте пользовательский контент; 3) Проводите опросы и голосования; 4) Организуйте конкурсы и флешмобы; 5) Призывайте к действиям, люди ответят лайками, комментариями и репостами, если их попросить. Принцип №6. Работа с комментариями Важно настроить эффективную коммуникацию со своими подписчиками. Ответ на комментарии в социальных сетях – неотъемлемый инструмент общения со своей аудиторией. Отсутствие обратной связи негативно сказывается на реакции пользователей. Рекомендации к сетевому этикету: 1) Ответ должен начинаться с приветствия; 2) К автору комментария необходимо обращаться на «Вы»; 3) Ответ должен быть объективным, простым, вежливым и без канцеляризма; 4) Допускаются позитивные ненавязчивые эмодзи (смайлы); 5) На конкретный вопрос нужно дать конкретный ответ. Принцип №7. Истории Истории – это популярный формат, который нужно использовать по максимуму. Рекомендации к ВК–историям: 1) Делайте истории вертикальными и на весь экран; 2) Пишите крупно, чтобы текст был читаем с телефона; 3) Используйте живые кадры и динамичные короткие видео; 4) Добавляйте эффекты, голосования в истории, вопросы, тесты и другие «фишки»; 5) Сохраняйте главные истории, распределяйте по рубрикам, ставьте обложки. Принцип №8. Приземление федеральной повестки Федеральные инфоповоды должны приносить пользу обычным людям, которые не связаны с описанной в посте ситуацией. Федеральные решения, размещенные в публикации, должны приносить пользу аудитории. Рекомендации: 1) Добавляйте в региональные и федеральные поводы местную фактуру – расскажите историю конкретного человека, проблему которого удалось решить; 2) Возьмите комментарий по теме у местного лидера мнения, которому доверяют люди.
  • Рекомендации по разработке контент–плана
  • Контент-план должен быть, и он должен быть не в голове, а в виде документа. Нужно понимать, что контент-план — это план-график выхода публикаций в сообществе. В нем следует указывать дату, время, тему и формат постов. Контент-план нужен для вашего удобства: – Работа по четкому плану позволяет минимизировать риск просрочить какой–либо инфоповод; – Возможность действовать на опережение, готовить «консервы» — запасной контент, который вы сможете использовать, когда не будет новостей или времени создавать новый; – Гибкость: всегда можно что-то убрать или добавить. При разработке контент–плана необходимо учитывать наличие разнообразных форматов публикаций. Среди них могут быть лонгриды, интервью, репортажи, опросы, подкасты и другие. Использование различных форматов позволяет разнообразить ленту школьного Госпаблика. 3. 5. Анализ и обработка реакций целевой аудиторииДля понимания механизмов привлечения новой аудитории в школьные Госпаблики, необходимо проводить еженедельный анализ статистических данных. В этот анализ необходимо включить следующие показатели: – количество подписчиков, – количество касаний, – количество репостов,– количество комментариев, – охват. Показатели необходимо постоянно сверять, чтобы видеть динамику. Для определения целевой аудитории необходимо также обратиться к статистике школьного Госпаблика, из которой можно узнать следующие: возраст целевой аудитории, пол, место жительства.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Школьные медиацентры играют важнейшую роль в социализации школьников, формировании и развитии у них компетенции личностного, в том числе гражданского самоопределения. Причастность к определенной группе единомышленников, осознание своей значимости, оценка результатов совместного труда – важный фактор процесса социализации и самоопределения обучающегося среднего и старшего возраста. Современные дети могут одновременно выполнять несколько разных операций: слушать музыку, разговаривать, пользоваться Интернетом, редактировать фотографии, выполняя домашние задания. Они не боятся виртуального мира, для них это такая же привычная и понятная среда обитания, как и мир реальный. Отлучить детей от интернета, заставить отказаться от виртуального мира в пользу мира реального в полном объеме уже невозможно, поэтому крайне важно наполнить виртуальное пространство полезным и позитивным контентом, сформированным, в том числе, самими обучающимися. В отличие от реального опыта, виртуальный опыт возникает в процессе моделирования реалий мира, взаимодействие с которым порождает особый тип мышления подростка при его взаимодействии с реальностью. В виртуальном мире происходит не только общение, но и во многом обучение, развитие и, что очень важно, воспитание современного ребенка. Направления стратегического развития нашей страны реализуется креативными, творческими личностями, сформировавшимися в процессе творческого воспитания, и участие детей и подростков в деятельности школьного медиацентра в полной мере способствует формированию таких личностей. Таким образом, формирование и развитие открытого медиапространства для обучающихся образовательных организаций – это актуальное направление работы с активными подростками, которые создают и администрируют официальные школьные и молодежные видеоканалы, группы в социальных сетях, развивают социальные сети и ответственно наполняют их интересным, значимым и развивающим контентом. Ежегодно в различных регионах проводятся конкурсы, фестивали, форумы и образовательные проекты, целью которых является обучение и развитие творческих способностей в практической деятельности медиатворчества для детей и подростков. Участвуя в работе школьных медиацентров и медиакоманд, дети и подростки проходят социальные испытания, самореализуются в позитивной и важной медиадеятельности, формируя при этом положительный имидж своей образовательной организации, свои взгляды, убеждения и ценностные ориентиры