Публикации
МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Автор: Сергеев Александр Алексеевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Автор: Сергеев Александр Алексеевич
МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕСергеев А.А. муниципальное образовательное учреждение Иванковская средняя школа Фурмановского района Ивановской области, г. Фурманов, РоссияАннотация. В статье актуализируются проблемы освоения ценностей физической и спортивной культуры, и обосновывается необходимость структурирования и интеграции используемых средств, методов и направлений в области физкультурного образования в единую методическую модель физкультурного образования в школе.Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, педагогические технологии, методическая модельВ настоящее время все более осознается тот факт, что наряду с традиционными, издавна сложившимися и используемыми в педагогической практике формами физкультурного образования необходимо применять новые технологии и подходы с целью развития здоровьеформирующих, физкультурно-спортивных компетентностей у подрастающего поколения. Педагогика пытается сегодня отработать концепцию развития образования именно исходя из запросов учащихся, проблем, ожидающих их по окончании школы, перспектив самореализации их как личности. И конечно, когда идет интенсивная работа по модернизации основ образования, предмету физической культуры нельзя оставаться на периферии этих процессов. Разрабатывая содержание в области физкультурного образования в школе, необходимо исходить из следующего триединства условий:содержание должно удовлетворять интересам общества во всестороннем физическом развитии личности школьников, интересам школьников в индивидуальном развитии содержание должно обеспечивать формирование знаний, умений и навыков в организации и использовании средств физической культуры для целенаправленного развития физических качеств и укрепления здоровья, содержание должно формировать самостоятельность обучающихся и их творчество, давать возможность для самовыражения и содействовать самоопределению. Цель данной методической системы - создать условия для формирования физической культуры личности учащегося, той стороны общей культуры, которая помогает реализовать его бинарную природу, т.е. биологический и духовный потенциал, и ее последующего применения для достижения социальной успешности.Особенностью данной методической системы является работа с учащимися младшей, средней и старшей школы по разным методическим направлениям по возрастающему вектору от одного направления к другому на единый конечный результат, проводимая на фундаментальной основе следующих педагогических технологий: игровая педагогическая технология (В.И.Ковалько [4]), технология спортивно-ориентированного обучения (В.К.Бальсевич [1, 2]), технология личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская [7]), технология опережающего обучения спортивным играм (Ю.Д.Железняк [3]), технология проектирования ключевых и предметных компетенций (А.В.Хуторской [6]), с применением собственных авторских методических разработок и идей, соблюдением принципов преемственности и непрерывности процесса физического воспитания.Модель методической системы работы построена с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов в области физической культуры, цель и содержание соответствуют возрастным особенностям учащихся Первое направление по данной модели – «Система работы по формированию положительных мотиваций к занятиям физической культурой через использование сюжетно-ролевых игр и игровых технологий» (с учащимися 1-4 классов). Ведущая идея: формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников будет эффективней, если содержание уроков будет построено на использовании сюжетно-ролевых игр и игровых технологий. Цель работы по данному направлению – создать условия для активного включения детей в учебную работу, обеспечения положительного эмоционального отклика от занятий и установления новой формы социальной организованности и культуры взаимоотношений в цепочке «учитель-ученик» через использование игровой педагогики. Содержание этого направления основывается на построение и проведении как целых уроков, так и отдельных частей урока в форме спортивно-игровых проектов и сюжетно-ролевых игр. Используется игровая педагогическая технология В.И. Ковалько [4], позволяющая повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой, активизировать их мыслительную и двигательную деятельность через применение игровой составляющей. Результатом работы является:высокие результаты мотивационной готовности к учению, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; преобладание положительной мотивации к занятиям физической культурой (увеличение доли сильно выраженного мотива к занятиям с показателя 8,4 до показателя 9,8); среднее значение уровня показателя удовлетворенности уроками составляет 1,72 единицы, что соответствует высокому уровню. Второе направление – это работа с учащимися 5-9 классов «Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках физической культуры с использованием опережающего обучения». Ведущая идея: построение уроков физической культуры, ориентированных на личностные показатели учащихся с использованием технологии опережающего обучения позволит более полно формировать компетентности в области физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями личности. Цель работы по данному направлению – создать условия для развития познавательных, двигательных, творческих способностей, учащихся в процессе реализации личностно-ориентированного подхода и обеспечение на его основе качественного образования в области физической культуры и выбора спортивной специализации. Содержание работы по этому направлению реализуется через уроки, построенные на основе модели личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской [7] с использованием технологии опережающего обучения по спортивным играм Ю.Д.Железняка [3], а также с включением кроме предметного компонента в содержание учебного материала личностного (самопознание, самосовершенствование) и аксиологического (выбор личностно-значимой системы ценностных ориентаций) компонентов.Результаты работы по направлению:формируется личностная самоидентификация, которая усиливает мотивацию учащихся на овладение предметным содержанием; стабильная позитивная динамика УКО (94%), СО (82%) на протяжение последних нескольких лет; положительная мотивация к занятиям физической культурой, повышение уровня самоорганизованности, положительная динамика эмоционального благополучия; повышается техническая и физическая подготовленность в спортивной специализации. Третье направление – работа с учащимися 9-11 классов «Система работы по формированию ключевых компетентностей, учащихся в области физической культуры через использование методики проектно-исследовательской деятельности на уроках». Ведущая идея: построение системы преподавания физической культуры на основе развития ключевых компетенций и углубленного совершенствования спортивно-видового направления. Цель – разработать комплексную методику формирования проектно - исследовательской компетентности учащихся, продолжить внедрение в учебный процесс спортивно-видового подхода и, как следствие, создать условия для успешного формирования ключевых компетентностей в области физической культуры и спортивной специализации. Содержание этого направления основано на использовании технологии спортивно-ориентированного физического воспитания В.К. Бальсевича [1, 2], Л.И.Лубышевой [5], предполагающая использование средств и методов спортивной тренировки и организацию физического воспитания на основе выбранного вида спорта, а также технологии проектирования ключевых и предметных компетенций А.В.Хуторского [6].Результат работы по направлению:значительно увеличивается объем двигательной активности школьников в среднем до 12-14 часов в неделю; растет мотивация к занятиям физической культурой; улучшаются показатели в технико-тактической подготовке по избранному виду спорта; формируются ключевые компетенции в области физической культуры; повышается средний балл по предмету с 4,7 до 4,9 (9-11 классы), с 4,5 до 4,6 (в общем по школе); повышается значимость учебной дисциплины среди других предметов. По каждому направлению разработаны авторские методические продукты. Это ряд исследовательских работ, образовательные программы, методические разработки. Первое направление методической системы (учащиеся 1-4 классов) «Формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой»:Исследовательская работа «Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников через использование системы сюжетно-ролевых игр» Авторская программа «Я творю свое здоровье» (уроки физического, психологического и социального здоровья для учащихся начального звена) Методическая разработка «Сказочная игрогимнастика» для учащихся начального звена Второе направление методической системы (учащиеся 5-9 классов) «Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках физической культуры с использование опережающего обучения» Исследовательская работа по направлению психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе «Одаренные дети. Вопросы обучения и воспитания» Исследовательская работа «Педагогическая технология программированной тактико-технической подготовки юных спортсменов 12-15 лет в игровых видах спорта» Исследовательская работа «Влияния занятий волейболом на показатели физической подготовленности учащихся 12-15 лет» Третье направление методической системы (учащиеся 10-11 классов) «Формирование ключевых компетентностей в области физической культуры»:Исследовательская работа «Формирование у учащихся компетентностей в сфере физической культуры» Методическая разработка «Проектная работа учителя и учеников на уроке физической культуры» Используя в практике данную методическую систему, наблюдаются следующие положительные эффекты:со стороны педагога: профессиональная технологическая культура, педагогический опыт (анализ, систематизация, обобщение, трансляция практик по реализации педагогической модели).со стороны учащегося: рост мотивации, благоприятный психологический климат, рост физических кондиций, сохранение здоровья, становление физической культуры личности.со стороны учебного процесса: новый уровень взаимодействия участников образовательного процесса (сотрудничество, сотворчество), качественное и совершенствованное наполнение содержания предметной области «Физическая культура», расширение межпредметного взаимодействия, повышение значимости и престижа учебной дисциплины.Библиографический списокБальсевич В.К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации. - Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003, №4. Бальсевич В.К. Cпортивно-ориентированное физическое воспитание в общеобразовательной школе. – Спорт в школе. 2005, № 14 Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». - Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. Ковалько В.И. . - . 2007 Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации. - ТиПФК, 2002, №3 Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс]. А. В. Хуторской. – URL: http//www.edos.ru/journal/2005 Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.: Педагогика, 1979.