Публикации
Творческие игры и элементы театрализации как формы контроля на уроках иностранного языка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческие игры и элементы театрализации как формы контроля на уроках иностранного языка
Автор: Любовь Николаевна Шлома
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческие игры и элементы театрализации как формы контроля на уроках иностранного языка
Автор: Любовь Николаевна Шлома
Творческие игры и элементы театрализации как формы контроля на уроках иностранного языка. (Шлома Л.Н. – учитель английского языка) «Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности». Е.И. Пассов. Игра для школьников младших классов – способ познания окружающего мира. Основополагающим для работы педагога является так же утверждение А.С.Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Динамика и генезис игровой деятельности ребенка своеобразны и сложны, этим, видимо, можно объяснить существование противоположных мнений среди педагогов в оценке роли игры. Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием и назначением ее должно быть обучение, т.е. овладение видами речевой деятельности как средствами общения. Игра как ведущая деятельность у детей «определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности», что именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, что игра учит, изменяет, воспитывает, или, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Специфика игры, как точно подменил М.Н. Скаткин, заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируется. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится». Детская является, как показывает опыт педагогов и теоретиков, одним из эффективных приемов обучение, использование которого делает иностранный язык любимым предметом школьников. Хотелось бы выделить цели использования игр на уроках иностранного языка. Основных целей шесть: развитие определенных речевых умений; обучение уметь общаться; развитие необходимых способностей и психических функций; познание (в сфере становления собственно языка); запоминание речевого материала; формирование определенных навыков. Игра – драматизация на занятиях по иностранному языку дает возможность детям усвоить необходимые слова и выражения. Порой на первый план выступают элементы "чистого" обучения, иногда же в центре внимания находятся элементы театрализации игры. Широкие возможности варьирования игровым материалом способствует прочному усвоению лексического материала. С одной стороны, игра - основной вид деятельности ребёнка. Она является своеобразным общим языком для всех детей. Использование элементов театрализации в игре облегчает образовательный процесс, делает его ближе, доступнее детям. Каждый элемент театрализации выполняет свою функцию, способствует накоплению языкового материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков и умений. С другой стороны, игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал - это понять природу счастливого детства, понять самого ребенка. Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть, какие элементы театрализации выбрать. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность учащихся. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? В игре появляются особенные и порой неожиданные способности детей. Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Самое важное, что даже слабый ученик по языковой подготовке может стать первым в игре: сообразительность и находчивость оказывается порой более важным, чем знание самого предмета. Такой ребенок ощущает благоприятную атмосферу. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми. Что представляет игра с элементами театрализации на уроках английского языка? С одной стороны, игра может представлять собой сцену драматического произведения, где применяются элементы театрализации. С другой стороны, ситуация игры – ситуация реальной жизни. Для игры необходима спонтанность речи, неожиданность, импровизация. Речевое общение включает в себя не только собственную речь ребенка, но и его жесты, мимику, актерское мастерство, ораторское искусство и т.д. Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре дети усваивают нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. В процессе коммуникации как особого рода человеческой деятельности, направленной на установление и поддержание связи и используемой для передачи информации между людьми, задействованы, как правило, две стороны – лингвистическая и социальная. Успех коммуникации зависит: 1) от наличия желания вступить в контакт, т.е. реализовать возникшее речевое намерение; 2) от дальнейшего умения реализовать речевые намерения, позволяющие вступить в контакт с собеседником, убеждать и информировать их, аргументировать и доказывать и т.д.; 3) от владения набором речеорганизующих формул – начинать, продолжать, завершать диалог, изменять тему разговора, и т.д.Эти условия составляют сущность коммуникативной компетенции, т.е. умение соотносить языковые средства с задачами и условиями общения. Именно игра с элементами театрализации помогает на начальном этапе обучения иностранному языку решить проблемы коммуникативной компетентности, возникающие у детей. Известно, что успех любой деятельности во многом зависит от того, насколько хорошо она организована, насколько точно участники деятельности представляют себе ее цель и содержание. Нередко теряется много учебного времени, если учитель забывает или не считает нужным сообщить ту или иную важную информацию или если его задания и установки непоследовательны или нечетко сформулированы.В проведении игр с элементами театрализации преподаватель реализует определенные коммуникативные намерения: регулирует неречевое поведение учеников, стимулирует их к речемыслительной деятельности, мобилизует память, направляет внимание.Невозможно проведения игры, используя элементы театрализации без тщательной предварительной подготовки, поэтому формирование лексико-грамматических навыков по заданной теме должны быть уже завершены. Сосредоточенные вокруг одной темы применения элементов театрализации как важный фактор повышения мотивации и зрелещности урока на начальном этапе обучения иностранному языку являются каркасом для развития навыков уже подготовленной речи. Тема, конечно, очень важна для организации успешной такой игры, но ученики должны быть нацелены не только на то, что говорить, но и почему в этом есть необходимость. Сообщение конкретной темы делает игру привлекательной для детей, деление на роли и группы улучшает качество вербального общения. Здесь для ребенка открывается возможность проявить и совершенствовать свои познания в языке и творческие особенности. Группы учеников работают одновременно. Использование элементов театрализации игр значительно расширяет возможности коммуникации: они могут быть продавцами или учителями, менеджерами или пассажирами. Значительно расширяются границы языка, т.е. игры обычно берут за основу реальные жизненные ситуации. Участие в играх способствует развитию логического мышления и умению вести полемику. На уроке ИЯ используется организованное ролевое общение. Оно позволяет формировать у обучаемых коммуникативные умения в некотором количестве специально отобранных "жизненных" ситуаций. Ролевое общение реализуется в игре с элементами театрализации – виде учебного общения, который организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределёнными ролями и межролевыми отношениями. А ведь именно игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности ребенка, а также вывести профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий. Психологическая теория деятельности в рамках воззрений Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности: трудовую, игровую и учебную. Все эти виды тесно взаимосвязаны между собой. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначения для развития и самореализации учащихся. Немецкий психолог К. Гросс называет игры начальной школой поведения. Какими бы внешними или внутренними факторами не мотивировались игры, смысл их именно в том, чтобы стать для обучающихся школой жизни. Игра - объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос, предоставляющий ребенку возможность ознакомления с традициями поведения окружающих его людей. Иры начинают входить в дидактику более активно. Следует отметить, что К.Д. Ушинский, Дж. Сеяли, К. Бюллер рассматривали игру как проявление воображения или фантазии, а А.И. Сикорский и Дж. Дьюи связывали игру с развитием мышления. Суммируя их взгляды, становится ясно, что игра - это сплав определенных способностей, которые можно представить следующим образом: восприятие + память и мышление + воображение. В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную (освоение диалектики общения); диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры); игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей); межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей); социализации (включение в систему общественных отношений); эстетическую (наслаждение, которое испытывается от игры). Здесь следует добавить, что, если мы обратимся к исследованиям Ф. Шиллера, то именно он говорит об эстетической функции игры. Для него игра - наслаждение, связанное со свободой от внешней потребности проявлением избытка жизненных сил. Он говорит, что "предмет побуждения к игре, представленный в общей схеме, может быть назван живым образом". Если же мы говорим об игровой деятельности в процессе обучения, то можно выделить следующие функции:Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения, иностранным языком. Это означает, что игра как особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку. Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены к жизненным ситуациям (в этом случае речь может идти о применении элементов театрализации в игре). Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности. Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов тетралиации игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр. Игре предшествует большая подготовительная работа:1. Для проведения игры учителю необходимо подготовить учебные пособия.2. Нужно подробно объяснить правила игры (можно приготовить каждому ребенку схему игры, либо распечатки упражнений, либо карточки с вопросами).3. Перед началом игры учитель ставит перед собой, а затем и перед детьми обучающую цель данной игры.4. Элементам театрализации следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой, так как она способствует расширению сферы общения, а это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания.5. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и своеобразие их темперамента.6. Целесообразно время от времени давать ученикам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива поручать роли персонажей, находящихся в зависимом положении.7. Особенно тщательно отбираются роли для учащихся, не пользующихся авторитетом в коллективе. Такие ребята должны получать роли положительных личностей, имеющих влияние и популярность по сюжету игры.8. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки.