Публикации
«Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Автор: Гусева Елена Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Автор: Гусева Елена Сергеевна
«Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»Согласно федеральной образовательной программе дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие детей. РППС выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности. И взрослый призван обеспечить богатство предметно-развивающей среды, чтобы максимально развернуть самостоятельную детскую активность. Перед воспитателями стоит задача - как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Так как воспитанники проводят в детском саду большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова и снова. Каждый день дети должны чувствовать себя в образовательном учреждении комфортно и узнавать много нового. Основная проблема - нехватка пространства (воспитатели хотят разместить в группе зоны для всех видов детской деятельности, но не имеют для этого нужного помещения, точнее необходимой площади). Эту проблему возможно решить путем частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль. Одним из таких элементов предметно-развивающей среды является технология Говорящие стены. Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Говорящая стена (интерактивная) это: центр познавательного развития, социально-коммуникативный центр, центр художественно-эстетического развития. Интерактивная стена решает важные воспитательно-образовательные задачи: создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей; позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации; развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников; обеспечивает эмоциональный комфорт для детей. Интерактивная стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.Главная составляющая «говорящей стены» это магнитная доска с различными элементами: леской, прищепками, липучками, кармашками, наборным полотном и т.д. Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими металлическими пластинами. На них легко крепятся фигурки на магнитах. В специальных кармашках на развивающей стене размещается разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фишки, магниты и т.д. Для изготовления игр и пособий можно использовать плёнки для ламинирования и магнитную пленку. Большинство игр на магнитах производственного изготовления: буквы, цифры, мозаика. Обязательное приложение к играм − образцы, схемы, карты-алгоритмы. Все материалы, игры и пособия собираются на полках, шкафчиках и всегда доступны детям. Тематика меняется в зависимости от интереса ребенка. С помощью развивающей стены ребенок самореализуется. «Говорящая стена» может использоваться в режимном моменте «Утренний круг», который является одной из форм организации образовательного процесса, где ребенок может получить положительный настрой на весь день, проявить свою речевую активность, а педагог может закрепить полученные детьми знания.«Утренний круг» включает в себя 3 блока: блок эмоционального настроя, информационный блок, блок планирования на день. Первый блок направлен на создание положительно-эмоционального настроя на весь день, на развитие коммуникативных навыков у детей. Второй блок направлен на закрепление имеющихся знаний по различным видам деятельности. Информация может быть связана или не связана с календарным и тематическим планированием, информационный блок проводится в форме познавательно-делового общения. Третий блок предполагает формулирование идей, выбор деятельности с учетом интересов детей, событий и комплексно-тематического планирования. «Утренний круг» устраивается для того, чтобы дети почувствовали себя частью сплоченной команды, участие в мероприятии помогает осознать свою принадлежность к коллективу, учит уважительному отношению к сверстникам и старшим. Дети обсуждают, чему они научились за неделю, обговаривают план действий на текущий день, договариваются, кто за что будет отвечать.Дети в ходе работы у «Говорящей стены» и во время «Утреннего круга» учатся высказывать свое отношение к чему-либо, комментировать свои высказывания и действия, контролировать свое поведение, следовать установленным правилам, налаживать контакты со сверстниками. «Говорящую стену» можно использовать как элемент любой образовательной деятельности. Работа с «говорящей стеной» начинается с нового для детей материала. На занятии педагог знакомит детей с темой, размещает наглядный материал, пособия. Применяя наглядные, словесные, проблемно-поисковые методы изучает материал. Затем в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать. При работе со стеной педагог может делить детей по группам, также работа со стеной может проводиться индивидуально. Во время выполнения детьми заданий воспитатель наблюдает за ними. Если ребенок испытывает затруднения, педагог работает с ним индивидуально. «Говорящая стена» помогает педагогу ненавязчиво познакомить, изучить, закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство. «Говорящая стена» может являться полем для игр различных образовательных областей. Например:Игры на развитие изобразительных способностей: - в младших группах - «Дорисуй лучики солнышку», «Нарисуй дорожку»; «Нарисуй дорожку»;- в средних группах – «Нарисуй неваляшку», «Собери домик из частей», «Подбери по цвету»;- в старших группах - «Дорисуй человечка», «Дорисуй детали», «Закрась нужное»; «Нарисуй близко и далеко»;- в подготовительных группах – «Нарисуй пейзаж», «Нарисуй картинку про весну», «Нарисуй животного»;Игры по ФЭМП: - в младших группах – «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько», «Подбери по цвету»;- в средних группах - «Расставь от низкого до самого высокого»; - в старших группах - «Найди соседа», «Подсчитай и найди гараж для машины»;- в подготовительных группах - «Выложи в соответствии с цифрами», «Больше или меньше», «Посчитай и запиши», «Лабиринт», «Что сначала, а что потом?», «Что лишнее», «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом»;Речевые игры: - в младших группах - «Кто как кричит», «Скажи словечко»; - в средних группах – «Расскажи кто где», «Скажи словечко», «Выложи правильно и расскажи», «Найди и соотнеси картинки и игрушки»; - в старших группах – «Кто чем питается», «Разложи в определенной последовательности картинки к сказкам», «Составь рассказ»;- в подготовительных группах – «Составь слово», «Какой первый звук в слове», «Найди пропущенный слог», «Сложи букву»;Логические игры: - в средних группах - «Что сначала, что потом», «Что лишнее»; - в старших группах - «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом», «Лабиринт»;Игры по безопасности: «Как избежать неприятностей?», «Опасно - неопасно». «Раз, два, три, что может быть опасно – найди», «Можно - нельзя», «Собери картинку», «Четвертый лишний», «Круги Луллия» по темам: «Безопасность дома», «Безопасное поведение в детском саду», «Найди и обведи опасный предмет» и др. Педагог сам выбирает каким образом он будет осуществлять работу с развивающей стеной. В каждой группе она индивидуальна. В младших группах, в силу возрастных особенностей воспитанников, задания даются на каждый день. В старших группах они могут быть рассчитаны на неделю или на месяц.Если ребенок испытывает затруднения, педагог работает с ним индивидуально. Рекомендуется проводить эту работу не сразу и не около развивающей стены. Такой подход оградит воспитанников от чувства неуверенности в себе, негативного отношения к самостоятельной деятельности и дидактическому материалу. После индивидуальной работы педагог готовит подобное задание, кладет его в конверт, рядом с которым помещает фотографию ребенка. Дети, увидев свои фотографии, понимают, что конверты предназначены для них и с удовольствием выполняют задания.При систематической организации детской деятельности на развивающей стене педагог увидит положительную динамику развития самостоятельности у воспитанников. Кроме того, изменится тип взаимодействия с детьми, способы их мотивации. Кроме этого «говорящую стену» можно использовать и в работе с родителями. Например, «Уголок семейного чтения», где родителям сообщаются названия произведений рекомендуемых к чтению в течение недели, а потом необходимо отметить в «Уголке семейного чтения» фишкой понравившееся произведение соответствующим цветом. «Говорящая стена» это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, своеобразный живой экран. Сенсорная стена - одно из направлений развивающей стены. Слово сенсорный происходит от латинского «senstus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Сенсорная стена это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, развивать моторику пальцев, мышление и логику.Одним из видов сенсорной стены является бизиборд – своеобразный путеводитель среди множества материалов, пособий, игр. Бизиборд представляет собой деревянную панель из двух досок с закрепленными на ее поверхности предметами: кнопками, молниями, липучками, звонками, дверными молоточками и т.д. Чем больше различных элементов закреплено на доске, тем более интересна она будет ребенку. На ней размещены также деревянные счеты, тканевые кармашки, крутящиеся мебельные колесики, зеркало, велосипедный звонок, калькулятор и другие объекты с кнопками (выключатели), кусочки тканей и разные на ощупь материалы (шерсть, фланель, мебельные ткани, отделочные материалы).При организации игровой деятельности с сенсорной стеной речевое развитие происходит постоянно: дети делятся впечатлениями, выражают свои эмоции. Самое ценное − объекты бизиборда побуждают дошкольников задавать вопросы: «Почему крутится колесико?», «Что спрятано в кармашке?», «Почему шарик выкатился из трубы, а кубик – нет?». Сенсорная стена – доступный и важный объект для развития детей, поддержки их активности и инициативы.Зачастую в группе не хватает места для рисования. В этом случае возможно организовать зону творческого самовыражения прямо на стене. Можно на высоте двух метров закрепить металлическую трубу при помощи специальных держателей. На трубу повесить рулон обоев, его конец пропустить под неплотно закрепленной на стене рамкой. Выбирая высоту для закрепления рамы, учитывается рост ребенка. Прямо на стене рядом с рамой расположить контейнеры с материалами для рисования: восковые мелки и фломастеры, так как они значительно мягче при нажатии, чем цветные карандаши, оставляют более толстые и яркие линии, не текут (в отличие от красок). Во время индивидуальной работы рисование на стене позволяет переключить внимание детей на творческую деятельность, дать выход энергии, увлечь пассивного или загрустившего ребенка.«Говорящий столб» это инструмент и средство говорящей среды, такой же, как и любой другой стенд. Это палочка-выручалочка для тех педагогов, которым по разным причинам нельзя задействовать стены в группе или просто не хватает места. Сделать «говорящий столб» очень просто. Самые обычные коробки склеиваем между собой, обклеиваем обоями и «говорящий столб» готов. Украсить, менять его наполнение можно вместе с детьми. Он очень легкий, поэтому его удобно переносить с места на место. Он достаточно устойчивый. Сам по себе «столб» не является говорящей средой, всё зависит от наполнения, от того, что вы там разместите. А вот разместить на «Говорящем столбе» можно что угодно.Столб имеет четыре грани, на которых размещены мини-стенды, составляющие «говорящего столба»: «Здравствуй, я пришёл!», «Дни рождения круглый год», «День за днем», «Наши правила», «Звездочки недели», «Мои достижения» и т.д. Темы могут быть совершенно любыми, соответствовать возрасту детей, для которых будет предназначен данный столб. При создании «Говорящего столба» и стендов на нем необходимо учесть: - эстетичность (должно появиться желание подойти к столбу и сделать отметки)- долговечность (со столбом будут работать дети, он должен быть крепким) - минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации).Содержание столба может быть разнообразно, это зависит от возраста детей и задач, поставленных педагогом. Вся предполагаемая информация размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках и т.д.Хочется закончить словами Яна Амоса Коменского: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потом не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».