Публикации
Творческие задачи по биологии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческие задачи по биологии
Автор: Филатова Нина Андреевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческие задачи по биологии
Автор: Филатова Нина Андреевна
Филатова Нина Андреевна, учитель биологии МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»Использование творческих задач на уроках биологииКогда вы слушаете, вы забываете,Когда вы видите, вы понимаете.Когда вы действуете, вы научаетесь.Развитию творческих способностей учащихся в значительной мере способствуют задачи, требующие использования жизненного опыта и повседневных наблюдений. Жизненный опыт часто вступает в противоречие с полученными на занятиях сведениями, порождая проблемные ситуации, дискуссии, споры, что является предпосылкой для создания творческой атмосферы на уроке. Творческая задача - это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач непосредственно не говорят о том, какие знания понадобятся для их решения, поэтому деятельность учащихся направлена на их выявление и подбор необходимых сведений. Основным признаком творческого процесса служит отказ от традиционного подхода к интерпретации существующих данных. Творческие задачи позволяют мне на уроках: обобщить, повторить и усвоить учебный материал; развивать творческие способности, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление; Любая познавательная учебная задача по биологии, используемая в учебном процессе, выражает какое-то биологическое явление (группу явлений). Соотношение между искомыми и известными величинами содержатся внутри этого явления. Для того чтобы найти эти соотношения, необходимо не только знать сущность данного явления, систему его параметров, но и уметь эти параметры в данной задаче выделить, т.е. анализ задачи сводится к выделению и анализу явления. В практике работы в школе учащиеся чаще всего стремятся ответить на вопрос задачи «ДА» – «НЕТ», совершенно не рассматривая явление. В своей практике я убедилась, что решение задачи – это не только ответ на вопрос задачи, а система умственных действий на основе анализа, рассуждений рассматривающих описанное явление, постепенного её решения и формулирования ответа и выводов по рассмотренному явлению.На уроках биологии творческие задачи, я использую в 7, 8 классах. Некоторые задачи использую как проблему урока при изучении новой темы. Например: 8 класс тема: «Пищеварение в желудке», в начале урока зачитываю задачу:Больной жалуется врачу на боли в желудке. Анализ показал, что у него нулевая кислотность. Переваривание, каких веществ затруднено в желудке? Как можно помочь больному?В конце урока мы находим ответ на вопросы, при этом обучающиеся учатся из задачи выводить проблему и находить решение этой проблемы. В 7 классе обучающиеся сами составляют творческие задачи при изучении темы: «Млекопитающие». Например: Большинство приматов живут в густых зарослях. Передвигаются прыжками с ветки на ветку. Какая особенность зрения помогает им так передвигаться. Зимой пруды в рыбных хозяйствах покрываются толстым льдом, и рыба может погибнуть от недостатка кислорода. Как быть? Предложите дешевое и простое решение проблемы. Пути решения познавательных учебных задач могут быть разными, но для привлечения обучающихся к проблеме решения задач по биологии можно использовать различные формы:составление задачи, аналогично решённой, и выяснение способов и путей её решения; составление задачи обратной; решение задачи другими способами; Исследования показывают, что мы используем лишь десятую часть возможностей нашего мозга. Но те, же исследования говорят: мы можем неограниченно совершенствовать свои умственные способности.Дело не в том, чтобы иметь мозги, а в том, чтобы пользоваться ими.И именно творческие задачи, которые обучающиеся решают, составляют сами, стимулируют их к развитию творческого мышления. Решение творческих задач необходимо и для учащихся, так как они способствуют развитию познавательного интереса к предмету через радость творчества и те положительные эмоции, которые они испытывают при решении творческих задач. Учащиеся, работая в группе, приобретают навыки совместной работы в группе и решения проблемных ситуаций, в том числе на социальном и бытовом уровне. Это обязательно им поможет при решении жизненных проблем, и выжить в современном обществе.