Публикации «Современные технологии речевого развития дошкольников»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современные технологии речевого развития дошкольников»
Автор: Гусева Елена Сергеевна

«Современные технологии речевого развития дошкольников»Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает:
  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • Чаще всего образовательная деятельность по данному направлению строится на образце рассказа педагога. Дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. А воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения. Для этого желательно найти эффективные технологии речевого развития детей. В арсенале педагогической практики существует множество методов и приемов, технологий и методик развития речи дошкольников как традиционных, так и современных, инновационных. Но современные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени, что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне. Технология моделированияШирокое применение в обучении детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность. Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме. Модель это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта.На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы. Моделирование может являться составной частью каждого занятия. Виды моделей:
  • Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)
  • Предметно-схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур)
  • Графическое моделирование (более сложный вид моделей, чаще используется в школе: наборы схем для графического плана; детские схемы).
  • МнемотехникаМнемо с греческого переводится как «воспоминание». Буквально «мнемотехника» может пониматься как искусство запоминания. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.Таким образом, мнемотехника помогает развивать:
  • ассоциативное мышление
  • зрительную, слуховую память и внимание
  • воображение
  • Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: дается предметно-схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших дошкольников - черно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для: обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при заучивании стихов.Лингвистические игрыЛингвистические игры - игры, которые обучают и закрепляют владение изученными фонетическими явлениями, лексическими единицами и лексико-грамматическими конструкциями. Лингвистические игры можно использовать на любом этапе речевого развития. Цель этих игр - сформировать качественный аспект речевой деятельности в процессе общения у ребенка. Использование лингвистических игровых моментов помогает, как повысить знания детей, так и усвоить новый материал, поэтому вы можете применять их на разных этапах занятия. Проверка знаний детей в этой форме не навязывается детям, не вызывает у них неприятных ощущений. Дошкольники чувствуют себя уверенно, потому что они могут свободно выражать свои мысли, воспринимать замечания с помощью лингвистических игр.Условно лингвистические игры делят на фонетические, орфографические, лексические и лексико-грамматические игры. Фонетические игры способствуют развитию фонетических явлений, развитию навыков слуха и произношения. Орфографические игры помогут укрепить навыки написания слов. Лексические игры нацелены на усвоение лексических единиц. Эти игры помогают создавать ситуации, в которых даже самые необщительные дети вступают в речевое общение и выявляются.Сторителлинг Вы замечали,  как  внимательно  дети  слушают  педагога,  когда  он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Как вы думаете, что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом сторителлинга.Это  слово   в   переводе  с   английского   означает «рассказывание историй». Игру «Сторителлинг» придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далекий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации, и предназначена  она была для взрослых, на кубиках были изображены лишь символы и знаки. А  для наших детей конечно нужны яркие, понятные картинки.  Эта технология  интересна и увлекательна,  позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и усваивать внешнюю информацию; обогатить устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминания сюжета.Цель  сторителлинга, которая лежит в основе игры «Кубики историй» - захватить внимание детей с начала повествования и удержать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.В игре «Кубики историй» есть 3 правила:1. Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает.2. Первый игрок достает кубик, бросает его, в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю.3. Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.На первом этапе с  детьми младшего дошкольного возраста необходимо использовать  кубики историй от двух до трех штук, и дети  составляют фразы  из двух-трех слов. С возрастом количество картинок  увеличивается до девяти, как в оригинальной версии. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала педагог и дети по очереди достают  кубики, где педагог может направлять сюжетную линию в нужном направлении. На следующем  этапе работы дети по очереди достают кубики из волшебного мешочка и по очереди составляют свой рассказ.Рассказывание историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощенными, робких делает смелее,  молчаливые становятся более разговорчивыми. Каждый ребенок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, страхами.В каждой истории есть своя структура:Вступление: как правило, должно быть коротким,  его цель - заинтересовать, увлечь ребенка, здесь дети входят в ситуацию и знакомятся с  героем.Варианты вступления:
  • Однажды, много лет назад…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • Жили-были….
  • Когда-то давным-давно….
  • Это произошло темной и дождливой ночью…
  • Основная часть истории:
  • Что произошло с героем?
  • Кого он встретил или что нашел?
  • Что он планирует с этим делать?
  • Заключение:
  • Появляется решение поставленной проблемы
  • Короткий вывод (итог рассказа).
  • Скрайбинг Что такое скрайбинг? Скрайбинг от английского «scribe» – набрасывать рисунки или эскизы, искусство отражать свою речь в рисунках. Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал.В том виде и в тех формах, в которых скрайбинг встречает нас сегодня, он существует не так давно. Но нельзя сказать, что он стал уникальным открытием, не имевшим аналогов. Мы все видели наскальные рисунки-истории, сделанные еще до нашей эры. Так, может, именно они и положили начало процессу, который любой способен с легкостью использовать, чтобы донести информацию без текста?Представьте себе, что вам нужно донести информацию о Солнечной системе до людей, которые увидят это сообщение только через тысячу лет. Что вы будете использовать? Надпись «Солнечная система» или ее рисунок? Если все-таки надпись, то на каком языке? Вы уверены, что он будет понятен? А рисунки? Думается, что у них гораздо больше шансов быть понятыми через тысячу лет.Особенность скрайбинга в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.На первый взгляд, термин «скрайбинг» совершенно нам не знаком. На самом деле в детстве мы все были немного скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. С помощью обычных рисунков мы пытались передать определенную информацию, настроение, эмоции, чувства. Использование скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем их большим объемом текста, а набрасываем упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом.Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.В основе скрайбинга лежит формирование визуальных образов – знаков, символов, рисунков, и самое главное в этой технологии все-таки не картинки или схемы, а история, которая ведет за собой повествование.Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:
  • Рисованный скрайбинг - это  ручной  классический, когда взрослый или ребенок рассказывает о чем - либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Работа учителя на уроке во время объяснения нового материала с мелом в руках - пример классического скрайбинга. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.
  • Аппликационный скрайбинг - техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.
  • Скрайбинг «фланелеграфный». Для такого скрайбинга понадобится доска, обтянутая фланелью. На нее будут крепиться готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю. Такой скрайбинг похож на импровизированный театр. Он хорошо подойдет для «экранизации» сказок для детей.
  • Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
  • Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.
  • То, что представляет собой технология «скрайбинг» - это в принципе не новое в образовании, такие методы и приемы встречаются и в других технологиях. Использование технологии скрайбинг в речевом развитии детей дошкольного возраста положительно сказывается на формировании связной речи у детей, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.