Публикации
Педагогический проект "Маленькие финансисты"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический проект "Маленькие финансисты"
Автор: Марамыгина Людмила Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический проект "Маленькие финансисты"
Автор: Марамыгина Людмила Геннадьевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА»(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА»)Утверждаю:Заведующий МДОУ«Детский сад «Улыбка» г. Надыма»__________________О.С. КуликоваПриказ № 212 от 23.08.2022 г.Принято:Педагогическим советом МДОУ«Детский сад «Улыбка» г. Надыма»Протокол № 1 от 23.08.2022 г.Педагогический проект «Мы маленькие финансисты» по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возрастаРазработчик: Хабирова Г.Ш., Марамыгина Л.Г.воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»г. Надым, 2022 г.СОДЕРЖАНИЕПаспорт проектаВведениеВ современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей. Международная практика свидетельствует о том, что в современных условиях необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Инициатором данных преобразований выступает государство через утверждение Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения и привлечения к ее реализации государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых организаций, общественных и частных организаций и других заинтересованных сторон. Под финансово грамотным поведением понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке. Финансово грамотный гражданин должен как минимум: следить за состоянием личных финансов, планировать свои доходы и расходы; формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств; знать, как искать и использовать необходимую финансовую информацию; · рационально выбирать финансовые услуги; «жить по средствам», избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним; знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг; способен распознавать признаки финансового мошенничества; знать о рисках на рынке финансовых услуг; вести финансовую подготовку к жизни на пенсии. Важной составляющей финансово грамотного поведения является способность гражданина осуществлять долгосрочное планирование личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного цикла. Педагогический проект «Мы маленькие финансисты» (далее-Проект) разработан в целях финансового просвещения детей 5-7 лет. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Мероприятия Проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.Актуальность проектаЭкономическое воспитание детей — новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему приобщения к основам финансовой грамотности актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Этот вопрос более десяти лет назад поднимался в журналах «Дошкольное воспитание». С тех пор прошло много времени, наша жизнь в корне изменилась. Современным дошкольникам предстоит жить в веке изменившихся социально-экономических отношений. Как помочь ребенку не растеряться в сложной действительности, устоять среди различных влияний и позже найти свое место в жизни? Основы финансовой грамотности становятся все более и более необходимыми нашим детям. Они помогут понять цену денег, стоимости товаров, ориентироваться в разных жизненных ситуациях, связанных с приобретением тех или иных продуктов труда, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою дальнейшую жизнь более организованно, разумно, интересно. Финансовая грамотность и дошкольник на первый взгляд кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами: повсеместная реклама, покупка и продажа товаров, разговоры родителей о бюджете семьи и т.д. Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент, и, конечно же, работник. Именно поэтому основы финансовой грамотности, приобретенные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности ребенка. Поэтому столь важным является организация работы с воспитанниками по формированию основ финансовой грамотности, умения ценить труд людей, знаний о различных денежных знаках и их использовании, о ценности качественных товаров и, как следствие, экономической опытности старших дошкольников.Гипотеза: если процесс работы с детьми дошкольного возраста 5-7 лет по финансовым видам деятельности будет осуществляться с использованием инновационных технологий, то развитие финансовой грамотности будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить в будущем к материальному благополучию.Новизна. Проект предусматривает обогащение различных видов совместной образовательной деятельности экономическим содержанием (не только основы финансовой грамотности, но и математическое развитие, художественно-творческую деятельность, экологическое воспитание, нравственно - этическое воспитание и др.). Способствует установлению тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, стирает психологические барьеры между участниками образовательного процесса и социальным окружением, облегчает восприятие ребенком нового материала и стимулирует его социальную активность и инициативность. Цель проекта. Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Задачи: создать условия для формирования основ финансовой грамотности детей 5 - 7 лет; научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относится к нему с уважением; помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт - деньги»; развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать своё и чужое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку; воспитывать привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях); применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.Ожидаемые результаты реализации проекта: Дошкольники освоят основы финансовой грамотности и научатся устанавливать разумные экономические отношения в повседневной жизни. Дети научатся понимать и ценить окружающий рукотворный мир, уважать людей, умеющих производить качественные товары, получая в качестве вознаграждения деньги; Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества; Дети увидят полезность приобретенных знаний для реальной действительности; Повысится интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; Расширится кругозор знаний о новых профессиях, связанных с финансами; Повысится здоровый интерес к деньгам, осознание того, что их можно честно заработать или приобрести; Дети получат необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.); Получат представление о соизмерении уровня удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; Познакомятся с основами организации своей работы с наименьшими затратами времени, сил и средств; Научатся проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; Научатся правильно употреблять в речи экономические понятия и др.; У дошкольников начнет формироваться экономическое мышление; Родители получат дополнительные знания об основах финансовой грамотности детей; Педагоги получат систему работы по приобщению дошкольников к основам финансовой грамотности. Контроль за реализацией проектаАдминистрация ДОУВид проекта: познавательно – информационный.Продолжительность проекта: 2 года (2022 уч.г.-2024 уч. г.)Участники проекта: -воспитанники группы;- администрация МДОУ;- воспитатели старшей и подготовительной к школе группы;- родители воспитанников группы.Принципы реализации проекта. Проект составлен в соответствии с принципами, определенными ФГОС ДО: учет индивидуальных особенностей детей; системности и комплексности (системность и комплексность, конкретность и доступность дидактического материала реализуются в проекте благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие); принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие); принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом; динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности); наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий); принцип вариативности (развитие у детей понимания возможности различных вариантов решения задачи). Занятия проводятся один раз в неделю, в первой половине дня в соответствии с требованиями СанПиН СП. Продолжительность одного занятия 25-30 минут в соответствии с возрастом.В реализации проекта используются современные технологии: игровые Цель: создание полноценной мотивационной основы для формирования основ экономических знаний, умений и в зависимости от имеющихся условий; информационно - коммуникационные Цель: повышение качества воспитательно-образовательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерной технологии;личностно - ориентированные Цель: организация воспитательно - образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношение к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательно-образовательного процесса; познавательно – исследовательские Цель: формирование у дошкольников ключевых компетенций по основам финансовой грамотности, способности к исследовательскому типу мышления. здоровьесберегающие Цель: обеспечение возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни; использование знаний в повседневной жизни;метод проектов (Проект – это 5 «П»: проблема, проектирование или планирование, поиск информации, продукт, презентация) Цель: развитие свободной (самостоятельной), инициативной, творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами познавательно - исследовательской деятельности детей. Данный проект предполагает следующие формы организации совместной деятельности: коллективные, малые группы, индивидуальные занятия (с детьми, склонными к одаренности, и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)). Эти формы работы сочетают в себе основные виды детской деятельности согласно ФГОС ДО: игровую, трудовую, коммуникативную, познавательно – исследовательскую, изобразительную, конструирование из различных материалов, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательную. Чередование различных видов деятельности позволяет поддерживать активный темп работы, избегать переутомления детей. Методы и приемы: игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.); словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение, анализ проблемных ситуаций, вопросы, работа с пословицами и поговоркам, отгадывание загадок и т.д.); наглядные (наблюдение, просмотр обучающих мультфильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.); практические (исследование, экспериментирование, художественное творчество, хозяйственно-бытовой труд, и др.). Основной вид деятельности дошкольника – игра, поэтому обучение основам финансовой грамотности происходит в игре (дидактической, сюжетно – ролевой, ролевой игре с экономическим содержанием, игре – драматизации и т.п.). Знакомство с темами носит практический и творческий характер. Методы, применяемые в процессе работы над темой, зависят от содержания материала. Использование разнообразных форм организации совместной деятельности способствует поддержанию интереса детей. Средства реализации проекты способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации проекта, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.Условия реализации проектаВ соответствии с Проектом, для его реализации, с учетом возрастных особенностей детей в учреждении создана материально-техническая база, призванная обеспечить достаточный уровень физического, речевого, познавательного, художественно-эстетического и социально- коммуникативного развития ребенка. Проектная частьМеханизм реализации проектаВзаимодействие с родителямиРабота по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.Объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области приобщения их к основам финансовой грамотности. В процессе взаимодействия с семьями воспитанников используются следующие формы работы: беседы, консультации, задания для обсуждения с детьми дома, конкурсы, открытая совместная образовательная деятельность, экскурсии; родительские собрания; мастер-классы; семинары-практикумы; совместная проектная деятельность; анкетирование; памятки, буклеты; информационные стенды; папки передвижки, выставки детских работ для родителей по экономическому воспитанию дошкольников.Использование данных форм работы дает родителям возможность быть не только наблюдателями, но и активными участниками образовательного процесса по приобщению дошкольников к основам финансовой грамотности.План работы с воспитанниками 5-6 лет.План работы с воспитанниками 6-7 лет.Мониторинг реализации проектаОценка результатов реализации проекта осуществляется с помощью мониторинга, приоритетной в котором является функция отслеживания хода и результатов работы по проекту. Функции мониторинга-информационно-оценочная (определение результативности проекта);-организационно-деятельностная (интеграция получаемой информации для определения наиболее успешной деятельности участников в процессе реализации проекта);-прогностическая (определение состояния реализации проекта на данном этапе; прогнозирование дальнейших результатов и внесение соответствующих, при необходимости, корректив).Критерии оценки:- условия, созданные для реализации проекта;- результаты образовательного процесса воспитанников;- удовлетворенность родителей результатами реализации проекта;- удовлетворенность педагогов результатами реализации проекта.Определение методов оценки показателей, отражающих качество реализации проекта:- анализ научно-правовых, программно-методических, кадровых, информационных, материально-технических условий реализации проекта; - анализ анкет по удовлетворенности родителей результатами участия в реализации проекта;- анализ анкет по удовлетворённости педагогов профессиональной деятельностью в рамках реализации проекта.Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности мною была разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и… экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.С каждым ребенком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений. Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг. Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене. Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.Опираясь на теоретические исследования и предыдущий педагогический опыт нами были выделены следующие показатели сформированности финансовой грамотности, динамику которых мы сможем отследить в ходе реализации проекта.Критерии и показатели финансовой грамотности для детей 5-7 летВысокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.ЗаключениеНаиболее важный эффект, который мы ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Ребята на занятиях в игровой форме, через призму интересного и познавательного сюжета знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье. Мы ожидаем, что дошкольники получат необходимые знания, а семьи воспитанников заинтересуются вопросами финансовой грамотности.Перспективы развития проекта. Перспектива развития проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по использованию дидактических сенсорных игр направленных на развитие познавательных способностей.Способы трансляции опыта. Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:- участия в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ОУ;- участие в конкурсном движении различного уровня;- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет. Возможность распространения опыта реализации проекта. Обобщенный позитивный опыт реализации педагогического проекта может быть распространён на территории Надымского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации.Список литературы1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55. 2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103. 3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8. 4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил. 5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с. 6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75. 7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с. 8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с. 9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63. 10. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.