Публикации
“Девиантное поведение, истоки и особенности проявления”
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: “Девиантное поведение, истоки и особенности проявления”
Автор: Прошина Любовь Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: “Девиантное поведение, истоки и особенности проявления”
Автор: Прошина Любовь Ивановна
“Девиантное поведение, истоки и особенности проявления” Когда воспитанник доставляет много хлопот, нарушает дисциплину,слывет враждебным и «злым», причиной может быть психологическая травма,перенесенная им ранее. Распознать эту причину и сгладить последствияспособен не только психолог, но и педагог. Иногда бывает достаточноотнестись к ребенку с пониманием - и он перестанет быть «трудным». Каждый наш воспитанник - это ребенок, маленький человек, он хочетощущать свободу и доброту. «Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик»И. Гете. Неблагоприятная атмосфера и жизненные условия, а также ошибкивоспитания укрепляют противоречивое отношение ребенка к окружающемумиру, что приводит к значительным отклонениям в формировании еголичности. Такие отклонения, называемые личностными недостатками, внешнепроявляются как нарушения поведения. Нарушениями поведения или социальной дезадаптации, называютсятакие состояния, в которых главная проблема заключается в появлениисоциально неодобряемых форм поведения. Наиболее распространеннымиявляются:1. Непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках;2. Детский негативизм - упрямство, капризы, своеволие,недисциплинированность;3. Девианто-делинквентные формы поведенияНепослушание - наиболее распространенная в дошкольном и младшемшкольном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам,нравственным нормам общественного поведения.Шалость - такая разновидность отклоняющего поведения, котораяпроявляется как веселая проказа, забава или проделка ребенка, в которой ярковыступают его активность, инициатива и изобразительность.Озорство - в нем тоже проявляется выдумка, инициатива, активность,Однако, в отличие от шалости, озорник уже сознательно нарушаетустановленные правила. Цель озорства - досадить, отомстить или получитьвыгоду для себя.Проступок - это уже социально опасное явление, хотя у него и много общего с озорством.Проступок - всегда планомерное нарушение требований взрослых, а еслии без злого умысла, то с сознанием, пониманием того, что делается - плохо.Негативизм - выраженное неприятие чего-либо, немотивированное инеразумное сопротивление воздействию окружающих.Своеобразной формой проявления детского негативизма являютсякапризы - особенность поведения ребенка, выражающаяся в целесообразных инеразумных действиях, в необоснованном противодействии и сопротивлениитребованиям взрослых, в стремлении настоять на своем.Упрямство - это отрицательная черта детского поведения,выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействиипросьбам, советам, требованиям.Своеволие - прихоть ребенка, произвол, который бывает разумным инеразумным и проявляется как действие, идущее вразрез или несогласующееся, с требованиями, советом, указаниями старших против вотсутствии послушания.Недисциплинированность - сознательное нарушение общепринятыхсоциальных норм, и правил поведения, информирование просьб указанийвзрослых. Наиболее распространенными асоциальными отклонениями являютсядевиантные, делинквентные формы поведения детей и подростков. Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся отобщепринятой, или подразумеваемой нормы, будь то нормы политическиездоровья, права, культуры или морали; это асоциальное поведение,.нарушающее какие-то социальные и культурные нормы. Девиантное поведение, устойчиво проявляющееся в нарушениях.социальных норм, может иметь различные формы, одни из которых выливаются во внешне выражаемые реакции негативного отношения кокружающим, а другие выступают как психические состояния, вызывающие эти внешние негативные проявления. К числу таких состояний можно отнести:1. Внутреннюю психическую напряженность и противоречивость желаний и чувств; 2. Длительные конфликтные отношения с окружающими; эгоистическуюжизненную позицию;3. Крайнюю неустойчивость интересов и стремлений; переменунастроений и желаний; противодействие воспитательным влияниям.Среди поведенческих девиаций выделяют:1. Лживость;2. Употребление алкоголя, наркотиков и других психотропных средств;3. Побеги детей и подростков из дома;4. Уход в деструктивные религиозные культуры;5. Бродяжничество как следствие детской безнадзорности;6. Аутоагрессивное поведение. Девиантные формы поведения больше всего характерны для подростков,которые в силу возрастных особенностей отличаются выраженнойэмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрымипереходами от экзальтации к состояниям апатии и уныния. Поэтому и поведение их также отличается неустойчивостью,спонтанностью и ситуативностью. Подросток нередко совершает проступок просто потому, что внешнеедавление референтной группы в определенной ситуации оказываетсядоминирующим. По сравнению с младшим школьным возрастом иной характерподростков приобретает лживость. Если дошкольник или младший школьник,обманывая старших, не преследует таких целей, которые ущемляли быинтересы окружающих, а просто фантазирует B силу особенностей своейпсихики, то в подростковый период ложь нередко становится сознательнымуклонением от истины в неблаговидных целях. В основе лжи чаще всего лежит страх перед наказанием и правдой,выяснение которых может скомпрометировать подростка. Иногда причинамилжи являются хвастливость, стремление компенсировать возникшую илиимеющую уже нравственную ущербность. Источником лжи бывает также круговая нарезка, неправильноепонимание дружбы. Преодолевается лживость, главным образом,педагогическими мерами: доверием, внушением неизбежности разоблачениямобмана, устранением боязни расплаты за допущенные проступки, разъяснениемее асоциальной сущности. Очень часто лживость проявляется у подростков, склонных купотреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Упод ростков, начинающих пить, большое значение имеют механизмыподражания: подросток может начать пить не сколько ради вызываемогоалкоголем чувства эйфории и испытываемого при этом психического комфорта,сколько ради любопытства. Немаловажное значение имеют такие психологические особенности какповышенное стремление к самостоятельности, самоутверждению. Нередкоувлечение алкоголем служит проявлением реакции оппозиции, эмансипации.Девочки чаще всего пьют тайком, чтобы никто не знал, или в компаниистарших. Выпивая, подросток стремится погасить характерное для негосостояние тревожности и одновременно избавиться от избыточногосамоконтроля и застенчивости. Важную роль имеют также стремление кэкспериментированию и, особенно, нормы молодежной субкультуры, в которойвыпивка традиционно считается одним из признаков мужественности ивзрослости. Подростковая наркомания, как и пьянство, связана с психологическим эксперементированием, поиском новых необычных ощущений и переживаний.Подростки приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желанияузнать, что «там», за гранью запретного. (Иногда первую дозу навязываютобменом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповоеявление, связанное с влиянием группы и подражанием старшим). В состоянии алкогольного и наркотического опьянения подростки частопроявляют жестокость и агрессивность. С самого начала употребления спиртных напитков или наркотическихпрепаратов у подростков на фоне двигательной расторможенности отличаетсянеожиданное, непрогнозируемое поведение, внешне напоминающееимпульсивные действия, (социальная дезадаптация наступает быстрее. чем увзрослых) Прием психоактивных веществ обычно сопровождается уходами , прогулками, бродяжничеством, правонарушениями, постепенно усиливаются инарастают конфликты со сверстниками и взрослыми, что может носитьдемонстративный характер и отражать боязнь наказания. Беглецы обычностараются находиться недалеко от дома, в тех местах, где их будут искать илинаверняка обратят на них внимание. Ho если этого не случится и подросткупридется провести ночь вне дома или последует неправильная реакциявзрослых, на его уход с применением наказания, то в дальнейшем эти формыповедения могут закрепиться и проявляться при незначительных поводах.Подобные уходы могут быть связаны и с асоциальным поведением подростков. Подростки стали часто совершать суицидальные попытки, что их сталиназывать суицидальное поведение типичной подростковой девиацией. В основе суицидальных действий детей и подростков лежат чрезмерновыраженное чувство обиды, желание отомстить обидчикам, напугать их. В некоторых случаях попытки самоубийства носят демонстративныйхарактер. Что касается подростков, то суицидальные попытки и намерениявозникают у них в ответ на систематическое словесное унижение,игнорирование их мнения, ущемление самостоятельности , конфликты,незаслуженное наказание или унижение, оскорбление чувства собственногодостоинства и др. Предупреждение подростковых самоубийств заключается не в избеганииконфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, чтобыдети не чувствовали себя одинокими, непризнанными и неполноценными. «В том, что в мире так много зла и ненависти, виноваты взрослые, a неподростки» М.И. Буянов. Мудрая китайская пословица гласит: «Бывает только неправильный путь,но не бывает безвыходного положения». В воспитании нет безвыходныхположений, нет и неисправимых людей, которых можно считать «окончательноиспорченными». Преступление совершает тот, кто имеет серьезные дефекты;духовном мире поведения, причем ликвидировать их - сложнейшая задачатребующая порой длительных усилий.