Публикации Антикоррупционная правовая политика в Российской Федерации: Структура и понятие

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Антикоррупционная правовая политика в Российской Федерации: Структура и понятие
Автор: Мирчев Дмитрий Олегович

Мирчев Д.О.Студент 3 курса магистратуры заочной формы обучения. Направление подготовки «Юриспруденция» Научный руководитель: Ковальчук А.С.(Азовский государственный педагогический университет)АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТРУКТУРА И ПОНЯТИЕАнтикоррупционная правовая политика реализуется в различных сферах общественной жизни и различаются по характеру и направленности.Национальная антикоррупционная политика является разновидностью правовой политики, изучение которой становится важным и необходимым в контексте современных правовых, политических и социально-экономических реалий. Понятия " правовая политика по противодействию коррупции " и "правовая политика" в своей совокупности взаимосвязаны. Определение правовой политики в сфере противодействия коррупции связано с теоретическим анализом ее структуры, статуса и роли по отношению к общей российской правовой политике.Правовая политика — это научно обоснованная, последовательная и систематическая деятельность государственных и негосударственных органов, направленная на создание эффективного механизма правового регулирования, максимальную защиту прав и свобод человека и гражданина правовыми средствами, укрепление дисциплины и законности, формирование правового государства, достижение высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности.«...Содержание правовой политики как явления многогранного включает стратегию законодательства, конституционного строительства, судебно-правовой реформы, ее направленность на совершенствование основ федерализма, эффективность защиты прав человека, упрочение законности, правопорядка и др.» [].Основными субъектами правовой политики являются федеральные органы власти, государственные органы субъекта, органы местного самоуправления и институты гражданского общества (политические партии, гильдии и т.д.).Задачами правовой политики являются оптимизация нормативно-правовой базы и правовой системы в целом, укрепление дисциплины и правопорядка, повышение правовой культуры работников и граждан.Инструменты правовой политики определяются не только целями, но и задачами, которые направлены на обеспечение реализации поставленных целей и намерений. Правовые инструменты — это средства (приемы) и действия (технологии), направленные на реализацию высоких идеалов установленной правовой политики.Цели антикоррупционной правовой политики в совокупности основываются на формировании в обществе нравственной среды, противодействия коррупции, формировании гражданско-правовой культуры, правовой культуры противодействия коррупции, нормативном закреплении и реализации антикоррупционных норм, нормативной базы антикоррупционного законодательства - правотворческой, правоприменительной, функционировании системы правового просвещения по вопросам противодействия коррупции, информационно-просветительской деятельности, воспитании и развитии антикоррупционных юридических кадров. Это стратегия создания и обеспечения политико-правовых условий антикоррупционного характера. Она предполагает формирование идеальной (желаемой) модели правового развития, имеющей политическое значение, которая определяется участниками антикоррупционной правовой политики в процессе совершенствования антикоррупционной деятельности.Разработка целей антикоррупционной политики предполагает определение средств этой политики. Средства антикоррупционной правовой политики — это совокупность методов, приемов, подходов, институтов и систем, способствующих достижению поставленных целей. С помощью средств реализуется идеальная (желаемая) модель антикоррупционной правовой политики, а ее субъекты готовы воплощать формально определенные цели и задачи в сфере антикоррупционной деятельности, активно добиваясь значимых результатов. Правовые и политические средства разнообразны и сильно варьируются в зависимости от характера коррупционного поведения, но в любом случае они должны быть законными и легитимными.В научной литературе в качестве средств противодействия коррупции рассматриваются нормативные правовые нормы, технологии, методы борьбы с коррупционными отношениями, юридическая техника, касающаяся правовых инструментов, юридического толкования и практических форм правоприменения.Субъектами государственной правовой политики противодействия коррупции являются государственные органы, органы местного самоуправления, государственные учреждения, юридические и физические лица с особым статусом, которые имеют права, обязанности и ответственность в сфере противодействия коррупции.Целями государственной правовой политики противодействия коррупции являются:- совокупность правовых и политических отношений; - политические решения и действия, имеющие юридическое значение и способствующие реализации ее целей.К ним также относятся: - отношения между механизмами создания и реорганизации антикоррупционной деятельности на основе существующей правовой системы, возможности формирования политико-правовых условий и гарантий реализации антикоррупционных правовых норм.Объекты государственной правовой политики в сфере противодействия коррупции ранжируются по их видам:1) право-нормотворчество, антикоррупционная правовая политика — это вопросы законодательной инициативы, политические методы и приемов, направленные на создание условий для создания эффективного законодательства против коррупции (субъекты, в первую очередь: Гос. Дума и Федер. Собрание);2) правореализационная антикоррупционная политика – это вопросы создания политических и организационных условий для реализации применимого антикоррупционного законодательства, объективного правового контроля; важнейшим условием и формой данного вида антикоррупционной правовой политики является осуществление надзора и контроля за правовой политикой в целом (субъектами, в частности: Прокуратурой Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством органов внутренних дел Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Федеральных органов надзора и контроля Российской Федерации (Российская Федерация); правовая политика в сфере расследования (тема: Следственный комитет Российской Федерации); правовая политика в сфере правоприменения (субъекты: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды Российской Федерации);3) правовая антикоррупционная доктрина - создание и систематизация идей, предложений, результатов научных исследований, аналитической работы ученых и практикующих юристов (юридических лиц: научно-исследовательских институтов, вузов, иных структур, занимающихся конкретно вопросами расследования и противодействия коррупции, отдельные ученые, практикующие юристы);4) правовое антикоррупционное образование, образование, воспитание, пропаганда являются взаимообусловленными элементами формирования антикоррупционного правового мировоззрения, аксиологически понятной средой; это наличие в образовательных программах всех уровней образования элементов обучения неприятию коррупции, формированию негативного отношения к опасному для общества и личности явлению (субъекты: министерства, федеральные ведомства, агентства, службы Правительства Российской Федерации, средние и высшие школы, СМИ).Используя структуру антикоррупционной правовой политики в качестве теоретической модели, можно дать ее определение.Антикоррупционная правовая политика — это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных институтов, юридических и физических лиц с особым статусом, направленная на создание и обеспечение политико-правовых условий для противодействия и минимизации коррупции.Список используемых источников1. [Кожевникова, Ю.С. Право в политической системе современного российского общества: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук – Екатеринбург, 2012. – 12 с.]