Публикации Использование метода проекта на уроках английского языка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование метода проекта на уроках английского языка
Автор: Киштеева Жанна Токбергеновна

Использование метода проекта на уроках английского языка Сегодня в связи со стремлением педагогов повышать качество обучения, все настойчивее звучит призыв к переходу на обучения, используя педагогические технологии, т.к. они позволяют реализовывать различные методы на практике. Поэтому в системе своей работы я использую методику проекта, которая связана с проектами действий учителя и учеников. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования. Если говорить о методе проектов, то следует отметить, что в XIX - начале XX в. это направление проблемных методов было развито Дж. Дьюи (1859-1952). Обращая особое внимание на необходимость формирования рефлекторного мышления, он утверждал, что мышление есть решение проблем т.е. "problem solving"(1909 г). Он выделял 5 этапов формирования рефлективного мышления: 1) рассмотрение всех возможных решений или предположений; 2) осознание затруднения и формулировка проблемы, которую необходимо решить; 3) выдвижение предположений как гипотезы, определяющей направление наблюдения и сбор фактов; 4) аргументация и приведение в порядок обнаруженных фактов; 5) практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез. В основе проектного метода лежат методы активизации обучения, исследовательские методы.[1] Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.Проведенная диагностика по оценке коммуникативной компетенции учащихся позволила выявить недостаточно высокий уровень развития речевой и языковой компетенций, которые являются основными составляющими коммуникативной компетенции.Таким образом, одной из проблем, требующих разрешения, является проблема развития коммуникативной компетенции учащихся средней общеобразовательной школы.Среди современных активных методов, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию следует выделить следующие: технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И.Пассова, игровые технологии (С.А.Шмаков, М.Ф.Стронин, Т.В.Пукина), проблемное обучение (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, В.В.Сафонова), информационно-коммуникационные технологии (Е.П.Велихов, Б.С.Гершунский, Е.С.Полат) и др. В последние годы все более широкое распространение в практике обучения иностранным языкам находит метод проектов (Джьюи, В.Х.Килпатрик, Е.С.Полат), который позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, и применять их для решения познавательных и практических задач. Вот почему метод проектов очень эффективен на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Становление опыта по проблеме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода» происходило в рамках опытно-экспериментальной работы педагогов школы по проблеме «Самосовершенствование личности на основе интерактивных технологий». В рамках опытно-экспериментальной работы происходило:
  • изучение индивидуальных особенностей и интеллектуальных способностей учеников;
  • выбор ряда методических приемов и технологий, которые могут помочь сформировать процессы «само»;
  • изучение методической литературы;
  • составление плана действий;
  • представление результатов исследования.
  • Показателем сформированности компетенций являются следующие качества личности:
  • духовность, гуманистическая направленность, толерантность;
  • мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору;
  • коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;
  • креативность, созидательность и конструктивность мышления.
  • Тема данного педагогического опыта является логически обусловленной с точки зрения тех основных педагогических задач, над которыми работал и работает коллектив школы:
  • создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
  • обеспечение педагогической поддержки, оказание помощи ребенку в самореализации, развитии всего лучшего, что в нем заложено природой и семьей, нейтрализация негативных качеств.
  • Поиск эффективных в данном отношении педагогических технологий обучения иностранному языку привел к популярному сегодня методу проектов. Проект - это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект — это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим обучающимся. Проект для преподавателя — это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования, дающее обучающимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности 2, с. 3.Классификация проектов может проводиться по числу участников: индивидуальные (личные), парные, групповые.По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными (1 урок, максимум 3–6 уроков), среднесрочными (1–2 месяца), долговременными (до года).Типы проектов по доминирующей деятельности обучающихся: исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.Исследовательские проекты совпадают по структуре с реальным научным исследованием. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.Этапы проекта: 1 этап — мотивационный: здесь важно для преподавателя создать положительный мотивационный настрой у обучающихся. Проблема должна быть для них актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.2 этап — планирующе-подготовительный: идёт разработка замысла и плана проекта, выбор темы, постановка задачи, обсуждение организации и содержания предстоящего проекта; формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, обучающиеся делятся на группы. Одна из важных целей работы — дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию.3 этап — информационно-операционный: здесь идёт реализация проекта, поиск источников информации, сбор материала. Роль преподавателя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации. 4 этап — рефлексивно-оценочный: защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности 1, с. 9.Проектное обучение способствует повышению личной уверенности обучающихся, развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать, обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы, развивает исследовательские и интеллектуальные умения, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, помогая приобрести определённые учебные навыки.Использование проектной технологии позволяет затрагивать личность обучающегося целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения; создавать условия, где каждый участник проекта, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность; научить студентов творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач, реализовывать усвоенные ими средства и способы работы; создавать такие ситуации, в которых преподаватель не является центральной фигурой: обучающиеся должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом 3, с. 15.Таким образом, проектная технология имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлена на формирование у обучающихся социальной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать в новой социальной ситуации, на развитие чувства ответственности за конечный результат, умения публично выступить и аргументировано провести презентацию данного проекта.В результате целенаправленной и систематической проектной деятельности у каждого обучающегося не только формируется банк творческих работ, но и значительно повышается мотивация к изучению языка, развиваются коммуникативные, исследовательские, презентационные умения, мышление, навыки работы в сотрудничестве, закрепляется опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.Кроме того, метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, а поэтому — более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения обучающиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не как учебное задание, а как поощрение 4, с. 8. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Литература1. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. Берлин. 1922. - 254 с.2. Зимняя И.А. Проектная методика обучения английскому языку// Иностранные языки в школе. 1991. №3. с. 91- 97.3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новые парадигмы результата образования// Высшее образование сегодня. 2003. №5. с. 34- 42.4. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003. - 185 с.5. Сахновская Е.М. Приёмы формирования лингвострановедческой компетенции и развития положительной учебной мотивации: сборник «Модернизация содержания и методов иноязычного обучения как приоритетное направление в условиях непрерывного языкового образования». – Волгоград: Перемена, 2003.6. Фишман И.С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетенций учащихся // Методист. – 2007. - № 2, 3.