Публикации ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЙ ИНСТРУМЕНТ» «/Скрипка» по учебному предмету «Специальность» Срок обучения – 4 года

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЙ ИНСТРУМЕНТ» «/Скрипка» по учебному предмету «Специальность» Срок обучения – 4 года
Автор: Иванова Агавни Ардашесовна

Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования Детская школа искусств г. Нерюнгри»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАВ ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА«СТРУННЫЙ ИНСТРУМЕНТ»«/Скрипка»по учебному предмету «Специальность» Срок обучения 4 годаг. Нерюнгри2023 г.Разработчик программы: Иванова Анна Ардашесовна преподаватель по классу скрипки, высшая категория, зав. секции струнные инструменты НКМО I Пояснительная записка.I .Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.2.. Срок реализации учебного предмета. Возраст обучающихся.3. Объем учебного времени.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.5.Учебный план.6. Цели и задачи учебного предмета «Специальность». 1) Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность». 2) Методы обучения. 3) Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.II Содержание учебного предмета.1.Сведения о затратах учебного времени.2. Тематический план.3.Годовые требования по классам.III Требования к уровню подготовки обучающихся.IV Формы и методы контроля, система оценок.1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание.2.Критерии оценки.3. Контрольные требования на разных этапах обучения.V Методическое обеспечение образовательного процесса.1.Методические рекомендации педагогическим работникам2.Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.VI Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
  • Пояснительная записка
  • 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.Настоящая программа учебного предмета «Специальность» со сроком обучения 4 года предназначена для реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства « Скрипка». Она составлена в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеобразовательных программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02 июля 2021 г. № 754, которые являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств. Программа реализует установленные приказом Министерства культуры Российской Федерации рекомендации к минимуму содержания, структуре и условиям реализации общеразвивающих программ в области искусств и осуществляется ДШИ при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.Программа учебного предмета «Специальность» основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, а также занятость детей в общеобразовательных организациях (т. е. параллельное освоение детьми основных образовательных программ).Она направлена на: - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; - доступности художественного образования для наибольшего количества детей; - обеспечение развития творческих способностей подрастающего поколения; - формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; - приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на морин-хууре, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; - воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования.
  • Срок реализации учебного предмета. Возраст обучающихся.
  • Срок реализации учебного предмета «Специальность» обязательной части дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Скрипка» для детей, поступивших образовательное учреждение в первый класс в возрасте:- с 7,5 лет до 13 лет 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета « Специальность»:
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий.
  • Организационные формы учебно - воспитательного процесса индивидуальные занятия и самостоятельная подготовка обучающихся. Основной формой учебной и воспитательной работы по предмету является индивидуальный урок. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности ученика. Рекомендуемая продолжительность урока 40 минут. Структура и методика проведения урока избирается преподавателем самостоятельно в соответствии с конкретно поставленными целями и задачами, а также корректируется в зависимости от особенностей, склонностей и уровня развития каждого ученика.
  • Учебный план.
  • Сроки обучения 4 года*Окончившими полный курс обучения считаются выпускники IV классов. **Перечень предметов по выбору состоит из групповых предметов и утвержден Приказом директора.Перечень индивидуальных предметов по выбору предоставляется с учетом наличия резервных часов, пожеланий обучающихся (родителей), при наличии ярко выраженных способностей у обучающегося и утверждается директором на основании Приказа о тарификации преподавателей.ПРИМЕЧАНИЕ К УЧЕБНОМУ ПЛАНУПри реализации общеразвивающих программ требуется предусматривать аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия. При этом аудиторные занятия проводятся индивидуально и по группам (групповые и мелкогрупповые занятия).Количественный состав в мелкогрупповой форме 4-10 чел., (ансамбль) - 2 (4) человек.
  • Цель и задачи учебного предмета.
  • Целью учебного предмета «Специальность» является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями об истории исполнительства на скрипке, формирования практических умений и навыков игры на скрипке, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.Задачами учебного предмета являются: - ознакомление детей со струнными смычковыми инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями - формирование навыков игры на музыкальном инструменте; - приобретение знаний в области музыкальной грамоты; - приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;- формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах; -оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания; - воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения; -воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
  • Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность».
  • Программа содержит следующие разделы:\ - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - требования к уровню подготовки обучающихся;- формы и методы контроля, система оценок, требования к итоговой аттестации;- методическое обеспечение учебного процесса.В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы«Содержание учебного предмета».
  • Методы обучения.
  • Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); -наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудио записей исполнителей на скрипке; - практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте); - умение исполнять различную по характеру, стилю музыку;- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). 9. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.Материально-техническая база, учебные классы образовательного учреждения должны соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда для проведения индивидуальных и групповых занятий.Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов. Класс оборудован музыкальными инструментами, стульями различной высоты, подставками для ног, аудио и видео техникой.Материальные средства обеспечения учебного процесса:
  • учебная мебель (стол, стулья);
  • музыкальный инструмент: скрипка, фортепиано;
  • пюпитр.
  • Технические средства обеспечения учебного процесса, имеющиеся в школе, могут быть использованы в подготовке и проведении урока, контрольного или концертного, внеклассного мероприятия:
  • компьютер; ноутбук;
  • видеокамера;
  • цифровой фотоаппарат,
  • видеомагнитофон, магнитофон;
  • музыкальный центр,
  • телевизор,
  • ксерокс.
  • В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. II. Содержание учебного предмета. 1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия.При реализации программы учебного предмета «Специальность» 4-летнего срока обучения, продолжительность учебных занятий с первого по четвертые годы обучения составляет 35 недели в год.Недельная нагрузка по предмету «Специальность» составляет 2 часа в неделю.Общая трудоемкость учебного предмета «Специальность» 4-летнем сроке обучения составляет 805 часов. Из них: 280 часа – аудиторные занятия, 525 часов – самостоятельная работа.Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, необходимый для освоения учебного материала.Внеаудиторная (самостоятельная домашняя) работа обучающихся должна сопровождаться, так же, как и аудиторные занятия, методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемым на ее выполнение. Она может быть использована обучающимися на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений культуры (театров, филармоний, концертных залов и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях, проводимых образовательным учреждением. Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем 2. Тематический план.Учебная программа по предмету «Специальность» рассчитана на 4 года обучения. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Программа составлена с учетом физических и психологических возможностей детей, целями и задачами развивающего обучения. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства с инструментом, изучения основ постановки игрового аппарата и звукоизвлечения до самостоятельного разбора и исполнения произведений. Учебный материал разделен на 2 основных раздела: технический (постановка рук, звукоизвлечение, изучение штрихов и т. д.) и художественный (работа над образом произведения, сольное и ансамблевое музицирование).Освоение элементов музыкальной грамоты, теоретических основ музыкального исполнительства является важной и неотъемлемой частью учебного процесса. Знания истории инструмента, стилистических особенностей исполнения музыки разных эпох и композиторов, техники дыхания, звукоизвлечения и исполнения различных штрихов и оттенков уже с первых занятий помогают формированию грамотного музыканта- исполнителя.Практические навыки, полученные на уроке с преподавателем и закрепляемые дома в систематических самостоятельных занятиях, позволяют увлечь учащихся процессом обучения игре на инструменте.Тематический план носит примерный характер, отражает содержание программы, распределенное по годам обучения и темам, предлагаемый объем осваиваемого музыкального материала.Первый классОбщее ознакомление учащихся с инструментом, его историей, правилами пользования и ухода за ним. Приобретение базовых навыков: постановка рук, корпуса, исполнительского аппарата, извлечение звука щипком и смычком.Второй классСовершенствование полученных умений и навыков, расширение рабочего диапазона, знакомство с особенностями основных музыкальных жанров, новыми штрихами, усложненными ритмическими рисунками, динамическими оттенками; навыков ансамблевой игры, развитие навыков самоконтроля.Третий классДальнейшее совершенствование уже полученных знаний и умений. Развитие пальцевой техники. Подвижные темпы. Овладение средствами музыкальной выразительности (штрихи, динамика). Самостоятельный разбор произведения.Четвертый классЗавершающий год обучения предполагает закрепление умений и навыков, полученных обучающимися за все годы обучения.
  • Годовые требования
  • 1 классСпециальность: 2 часа в неделю.Самостоятельная работа: не менее 3- х часов в неделю.За учебный год учащийся должен исполнить:Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним.Освоение и развитие первоначальных навыков игры на скрипке (постановка рук).Основы организации целесообразных игровых движений (постановка), простейшие штриховые, динамические и аппликатурные обозначения. Качество звучания, интонация, ритм. Простейшие виды штриха - деташе целым смычком и его частями, легато. Начальные виды распределения смычка. Переходы со струны на струну, главное соединение движений смычка в его различных частях. Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.Несложные упражнения для левой руки. Гаммы, трезвучия и арпеджио в наиболее легких тональностях. Упражнения и этюды. Народные песни и танцы. Рекомендуемые упражнения и этюды Примерные исполнительские программы 1 вариант 2 вариант 2-й год обученияСпециальность: 2 часа в неделю.Самостоятельная работа: не менее 4- х часов в неделю.За учебный год учащийся должен исполнить:Дальнейшая работа над постановкой рук, интонаций, звукоизвлечением и ритмом. Изучение штрихов деташе, легато (до четырех нот смычком) и их чередование. Начало работы над динамикой звучания. Элементарные ноты (в основном с применением открытых струн). Элементарные виды флажолетов. Двухоктавные мажорные и минорные гаммы, трезвучия и арпеджио. В течение четверти проработать с учеником 2-3 гамм (мажорных и минорных) трезвучия и арпеджио в две октавы.Академический концерт. На академическом концерте в конце 2 четверти исполняются 2 разнохарактерных произведения.Гаммы Фа мажор, Си бемоль мажори этюды. . Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле с педагогом.Примерные исполнительские программы1 вариант
  • 2 вариант 3-й год обученияСпециальность: 2 часа в неделю.Самостоятельная работа: не менее 4- х часов в неделю.За учебный год учащийся должен исполнить:Работа над интонацией, ритмом, звукоизвлечением. Изучение штрихов деташе, легато и их сочетаний. Хроматические последовательности, подготовительные упражнения к исполнению мелизма, подготовительная работа по условию навыков вибраций. Проработать 2-3 гамм (мажорных и минорных), трезвучия и арпеджио, 2-4 этюда на различные виды техники,6-8 пьес различного характера.Работа над интонацией, сложными ритмами. Работа над силой звука. Гаммы и трезвучия. Чтение нот с листа более крупных произведений. Проработать с учащимися: 2-3 гамм (мажорных и минорных), трезвучия и арпеджио, 2-4 этюда на различные техники. Примерные исполнительские программы1 вариант 2 вариант 4-й год обученияСпециальность: 2 часа в неделю.Самостоятельная работа: не менее 4- х часов в неделю.За учебный год учащийся готовиться к итоговой аттестации:Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара.Подготовка и исполнение выпускной программы. Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и метроритмом. Формирование слухового контроля к качеству звука, динамике. Овладение средствами создания художественного образа произведения. Приемы игры: к ранее изученным приемам добавляется пиццикато пальцами правой руки, натуральные флажолеты. Основы аккордовой техники. Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Примерные итоговые исполнительские программы1 вариант 2 вариант
  • вариант
  • III. Требования к уровню подготовки обучающихсяМинимум содержания дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Скрипка» должен обеспечивать развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.Общеразвивающие программы в области искусств реализуются посредством:- личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно- нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;- обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств (при наличии учебной программы в школе). Результатом освоения дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Скрипка» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:в области исполнительской подготовки:- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;- навыков публичных выступлений; - навыков общения со слушательской аудиторией в условияхмузыкально - просветительской деятельности образовательной организации.
  • Формы и методы контроля, система оценок.
  • 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Основными видами контроля обучающихся являются:
  • текущий контроль,
  • промежуточная аттестация,
  • итоговая аттестация.
  • Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:
  • систематичность,
  • учет индивидуальных особенностей обучающегося.
  • Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения, обучающегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся. При оценивании учитывается:- отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;- качество выполнения предложенных заданий; - инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;- темпы продвижения.Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. Он осуществляется регулярно в рамках расписания занятий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет, и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.Промежуточная аттестация определяет успешность развития, обучающегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации обучающихся являются:
  • зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
  • академические концерты;
  • контрольные уроки.
  • Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год. В процессе промежуточной аттестации обучающихся в году рекомендуется устанавливать не более 4 зачетов. Проведение промежуточной аттестации в форме экзамена при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств не рекомендуется. Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет.Обучающиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от мероприятий промежуточной аттестации (зачетов, академических концертов и т.д.). По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество владения полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной сольной программы.При оценивании обучающегося, осваивающего дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.
  • Критерии оценки.
  • Основные критерии оценки выступления, обучающегося на контрольном мероприятии: - знание и уверенное исполнение текста музыкального произведения на память. - интонация и качество звука как основы исполнительского искусства.- точность ритма и соответствие темпа характеру исполняемого произведения как один из основных критериев оценки концертного выступления. - технический уровень исполнения, включающий в себя все основные навыки владения инструментом.- музыкально-образная выразительность и культура исполнения в соответствии с жанровыми и стилевыми особенностями различных направлений музыки.Дополнительными критериями являются:- постановка и организация исполнительского аппарата.- индивидуальныеэталоны(динамикамузыкально исполнительского развития обучающегося в соответствии с особенностями его личности).- мотивационная сфера обучения и проявление волевых усилий.- артистизм (включает в себя внешний вид и культуру эстрадного поведения музыканта), исполнительская свобода, творческая индивидуальность, степень самовыражения и самобытности.По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки:
  • «5» (отлично) - ставится, если обучающийся исполнил программумузыкально, в характере и нужных темпах без ошибок.
  • «4» (хорошо) ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения.
  • «3» (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не достаточно музыкально.
  • V. Методическое обеспечение образовательного процесса.
  • Методические рекомендации педагогическим работникам.
  • Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета «Специальность» позволяет: проводить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.Педагог инструментального класса - основной воспитатель обучающихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру музыки и обучать искусству исполнения на инструменте.Педагог должен помнить, что музыкальное и техническое развитие во многом зависит от индивидуальных особенностей ученика: скорости и силы психофизических процессов, состояния и развития музыкального слуха, ритма, памяти, способности широкого распределения внимания, уровня музыкального мышления и многого другого.Педагог должен гибко учитывать особенности и способности каждого ученика, и в соответствии с ними строить свою работу. Самое существенное заключается в том, чтобы в процессе обучения каждый ученик получал настоящее эстетическое удовлетворение, развивал музыкальный вкус и приобретал необходимые знания и навыки для хорошего и грамотного понимания и исполнения музыки.Таким образом, при индивидуальном подходе сложность изучаемых учеником музыкальных произведений может отличаться от общих программных требований, в которых нет возможности отразить все многообразие учебного процесса в музыкальной школе, но при этом качество исполнения должно всегда оставаться на достаточновысоком художественном уровне.Представленные в программе варианты исполняемых программ рассчитаны на различную степень развития обучающихся. В то же время педагогу предоставляется право расширять репертуар учеников в соответствии с их индивидуальными особенностями развития.В воспитании музыкально-эстетического вкуса обучающихся качество художественного репертуара занимает центральное место. Репертуар ученика должен включать в себя разнообразные по содержанию, форме, стилю и фактуре музыкальные произведения самых различных авторов и народов мира. Для расширения музыкального кругозора в индивидуальный план обучающихся следует включать также произведения, предназначенные для ознакомления; при этом допускается различная степень завершенности работы над ними.Составляя план работы с учеником, педагог должен не упускать из вида работу по воспитанию навыков чтения нот с листа, а также подбора мелодий по слуху. Эти важные формы работа должны носить систематический характер и включаться в учебный план ученика на протяжении всех лет обучения в детской музыкальной школе.Работа над музыкальными произведениями занимает особенно значительное место в решении задач воспитания и обучения обучающихся, так как способствует развитию таких важных качеств исполнителя, как способность проникать в содержание изучаемых произведений, а затем возможно более художественно доносить его до слушателя.С учениками младших классов целесообразно в основном разбирать произведение в классе, чтобы научить их грамотному и осмысленному чтению нотного текста, тем самым закладывая основу для последующей самостоятельной работы ученика дома.Уже с первых лет обучения надо приучать детей анализировать исполняемую музыку в доступной для них форме беседы, рассказа и т.п. В старших классах они должны уметь охарактеризовать настроение, музыкальный образ исполняемого произведения, определить форму произведения и его жанрово-стилевые особенности, выразительные средства, темы и их развитие, определить главную и частные кульминации, пояснить авторские ремарки и термины, уметь их произносить на иностранном языке (для изучения терминов полезно завести специальную тетрадь). Важно также, чтобы ученик мог рассказать об авторе сочинения, о том, когда оно было написано и к какому стилевому направлению принадлежит. Для подготовки обучающихся к самостоятельному разучиванию произведений следует познакомить их с важнейшими принципами самоконтроля, использование которых поможет им избежать наиболее часто встречающихся ошибок.При подготовке обучающегося к публичному выступлению необходимо воспитывать в нем умение сосредоточиться, ощущать характер музыки и вызывать в себе чувство радостного общения с аудиторией. Важно, чтобы с течением времени ребенок все больше проникался убеждением в необходимости передать другим то, чему он научился в музыкальной школе, чтобы чувство ответственности перед слушателями, желание донести до них замысел композитора, увлечь аудиторию стали сильнее страха, ненужных мыслей о себе.После выступления исполнение следует обсудить с учеником на очередном уроке, подчеркнуть, что выявилось на эстраде ярче, и что было утеряно. Если волнение отразилось неблагоприятно на игре, следует разобраться в его причинах, сделать определенные выводы. Такие обсуждения формируют критическое отношение учащихся к своим выступлениям, способствуют утверждению высокого авторитета оценки и замечаний педагога.Для успешного технического развития ученика важна планомерная работа над умело подобранными и разнообразными упражнениями и этюдами.При исполнении упражнений важно добиваться целесообразности и ловкости движений, координации всех частей руки и естественной смены моментов напряжения и освобождения мышц. Обо всем этом, как и о качестве звука, следует проявлять заботу уже при освоении первых навыков звукоизвлечения. Но чрезмерно фиксировать внимание ученика на двигательных приемах не безвредно. Их следует ему показывать, но не навязывать и лишь помогать находить самостоятельно наиболее рациональные движения.Игра гамм в младших классах преследует цель не столько развития беглости пальцев, сколько прочного освоения изучаемых тональностей и соответствующих аппликатурных навыков, овладения певучим, плавным легато, достижения четкой артикуляции пальцев. В дальнейшем перед учеником ставится задача постепенного прибавления темпа. Для более быстрого и надежного освоения гамм удобнее изучать их, объединяя в группы по общим аппликатурным признакам.Дети, развивающиеся более интенсивно, могут изучать гаммы, арпеджио и аккорды в большем объеме, используя материал следующего года обучения.Для полноценного технического развития ученика необходимо использовать этюды и виртуозные пьесы с разной фактурой. Целесообразно периодически возвращаться к некоторым ранее выученным этюдам с тем, чтобы добиваться большего совершенствования в том или ином виде техники.Следует всемерно способствовать тому, чтобы ученик возможно раньше научился самостоятельно работать над этюдами; представлял зависимость технических приемов от характера звучания произведения; понимал предстоящие задачи в домашних занятиях; умел разобраться в строении этюда, типе техники; накапливал средства и методы работы над разной фактурой и мог применять их без подсказок педагога.В процессе занятий в классе необходимо постоянно пополнять багаж записи в исполнении известных музыкантов в целях расширения музыкального кругозора. С этой целью могут использоваться такие внеурочные формы как тематические собрания, посещение и обсуждение концертов, прослушивание фонозаписей, экскурсии, газеты, фотовыставки, встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, композиторами.Значительную роль в учебном процессе призваны сыграть классные собрания. Они способствуют воспитанию чувства товарищества, вовлечения школьников в коллективное музицирование. Желательно, чтобы обстановка при этом была достаточно непринужденной, участники выступали с удовольствием, а затем сами обсуждали успехи своих товарищей. На таких вечерах могут выступать и обучающиеся, и сам педагог, может проводиться прослушивание музыки в записи. Большой интерес вызывают собрания, на которых звучат ансамбли, объединяющие исполнителей на разных инструментах.Классные собрания рекомендуется проводить не реже двух раз в год. На них следует приглашать родителей обучающихся, педагогов школы.Для творческого роста исполнительства в школе важно сотрудничество с другими ДМШ и ДШИ города, обмен опытом и репертуаром между преподавателями по классу скрипки, активное участие в фестивалях, концертах и конкурсах.
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
  • Самостоятельные занятия ученика должны быть регулярными и систематическими, периодичность занятий: каждый день. Количество часов самостоятельных занятий в неделю от трех до четырех. Объем самостоятельной работы определяется с учетом:- минимальных затрат на подготовку домашнего задания и параллельного освоения детьми программы основного общего образования, сложившихся педагогических традиций в учебном заведении;- методической целесообразности.Ученик, посещающий музыкальную школу, должен быть физически здоров. Занятия при болезни (повышенной температуре) опасны для здоровья и нецелесообразны. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по учебному предмету « Скрипка». Ученик должен получить на уроке ясное представление о методах и способах достижения положительного результата в освоении инструментальных задач. Задания должны быть кратко и четко сформулированы в дневнике. Они должны быть измеримы, художественно и технически доступны, иметь обоснованный объем и ясную цель на каждом конкретном этапе работы. Содержанием домашних заданий могут быть:- работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);- работа над художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы);Для успешной реализации программы учебного предмета «Специальность» необходимо регулярно проверять выполнение домашних заданий обучающимися и анализировать, объяснять ход его работы. Ученик должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также фонотеке и видеотеке.VIII. Списки рекомендуемой нотной и методической литературыЭтюды, упражнения: Рекомендуемые репертуарные сборники:1 Примерный репертуарный список 1 класс
  • 2 год обучения
  • 3 год обучения 4 год обучения