Публикации Конспект занятия "Хакасский национальный костюм"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия "Хакасский национальный костюм"
Автор: Рангачева Елена Владимировна

Конспект«Хакасский национальный костюм» Цель: Создание условий для формирования первоначальных знаний о хакасской одежде, как одной из составляющей культуры этноса.Задачи:1.Создать условия для обогащения словарного запаса детей на хакасском языке (познавательное развитие);2.Обеспечить условия для закрепления навыков работы по плану (познавательное развитие)3.Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения(социально-коммуникативное развитие)4.Создать условия для побуждения детей к речевой активности на русском и хакасском языках (речевое развитие)5.Способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие)Участники события: дети подготовительной группы компенсирующей направленности, педагоги.Предварительная работа:
  • Рассматривание книжных иллюстраций
  • Рассматривание альбома «Хакасская национальная одежда»
  • Прослушивание детской песни на хакасском языке «Кoгiнек»
  • Повторение понятий «Родина», «Малая Родина"
  • Материалы и оборудование: Наглядные иллюстрации с изображением хакасов, хакасских национальных костюмов, презентация «Одежда хакасов». Ноутбук, проектор, экран. Лист с изображением хакасской одежды, цветные карандаши, кусочки ткани, меха, пуговицы, бусины.Используемые образовательные технологии:1. Информационно-коммуникативные2. Личностно ориентированные3. ЗдоровьесберегающиеОжидаемый результат:Расширение знаний, развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей.Ход занятия:1.Этап: Организационный момент-Изеннер! Здравствуйте! Рада приветствовать вас на нашем занятии.Родина… Как много значения в этом слове. Каждому оно знакомо с раннего детства. В душе каждого из вас есть уголок, где хранятся самые родные и близкие образы вашему сердцу.-Дети, как называется этот уголок? (Родина)-Что для вас является малой родиной? (наша республика Хакасия)(Звучит детская песня на хакасском языке) 2. Этап:-Известный хакасский писатель и поэт М. Е.Кильчичаков писал:«Хакасия-край мой! Родные просторы,Вы мне улыбаетесь морем огней.Широкие степи, высокие горНавеки в душе сохранятся моей...»-Что хотел Михаил Еремеевич передать через эти строки?(Любовь к родному краю, к Хакасии.)-А вы любите свой край? (Ответы детей)-В России проживает много народов. У каждого народа есть свои традиции, обычаи, язык, культура и быт.3. Этап:-Ребята, посмотрите на картины.-Кто изображен? Обратите внимание, как они одеты (ответы детей)-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? О национальной одежде какого народа?-Молодцы, совершенно верно.-Подумайте, что мы сможем узнать для себя нового?-Чему научимся?-Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с хакасским национальным костюмом. Узнаем в чем его особенности. Научимся произносить названия одежды на хакасском языке.4.Этап: -Одежда хакасов была самобытной, шили ее из материала фабричного производства, предназначалась она для повседневной носки. А праздничная одежда шилась из дорогих тканей, которая завозилась из Китая, Средней Азии. Она достаточно красочна, ярка.Посмотрите, перед вами представлена национальная хакасская праздничная одежда (демонстрация одежды). Презентация « Национальная одежда хакасского народа»-Она несет в себе древние традиции и культуру хакасского народа.-Основной вид одежды у мужчин является рубаха («ир когенек») и пояс («хур»), а у женщин - платье («торгы когенек»). Рубаха и платье были одинакового покроя - широкие в подоле, объемные в рукаве, с разрезом на груди и отложным воротником. -Как вы думаете, почему одежда была широкой?(Для того чтобы удобно было ездить верхом и заниматься домашним хозяйством.) Шапка у женщин была круглая с околышком («порiк») или носили платок («плат»), завязанный на затылке узлом. Обувь носили без каблуков, одевали с каблуком лишь по праздникам. К женскому костюму предъявлялось больше требований в зависимости от возраста и семейного статуса. Замужние женщины носили поверх платья «безрукавку»- «сигедек»-Хакасы предпочитали платья красного, зеленого, синего, коричневого и бордового цвета. -Ребята, посмотрите, что придает уникальность этим нарядам? (орнамент)-Верно, уникальность и необычность придает орнамент.-Что такое орнамент?-Орнамент - это узор, состоящий из ритмически расположенных чередующихся различных изобразительных элементов.-Где вы видите орнаменты на женском платье? (На рукавах, воротнике, манжетах и подоле платья).-А на мужском? (Только на рукаве)-Хакасские мастерицы украшали вышивкой в основном женскую одежду.-Давайте рассмотрим эти узоры.-Что они напоминают?(элементы цветов, лепестков, природу)-В хакасской вышивке растительный орнамент представлен в виде спиралей, капелек, листочков, цветных 3-х, 4-х и 5-ти лепестковых узоров.-Неотъемлемой частью женского гардероба являются украшения: серьги «ызырга» , серебряные перстни «чустук»,нагрудное украшение «пого»(его носили только замужние женщины), накосная подвеска – «нинчи»(основное украшение для косичек, носимые на спине (их было три или пять) и женская сумочка «нанчых».-Красива национальная одежда? (Ответы детей)-Она яркая.-Ребята, давайте еще раз вспомним особенности национального костюма.1.Цвет платья: красный, зеленый, бордовый, синий.2. Вышивка в виде растительного орнамента на женском платье.3.Цветовая гамма орнамента: красный, зеленый, голубой.4. Наличие атрибутов и украшений в женском костюме.-Молодцы!-Скажите, пожалуйста, кто создает костюмы, платья? (Модельер)-Сейчас вы побудете в роли модельера хакасского национального костюма.Индивидуальная творческая работа:Задание 1.-У каждого из вас на столах лежат образцы платьев, безрукавок, а также лоскутки ткани и меха, пуговицы и бусины. Ваша задача их раскрасить и украсить. Возьмите, пожалуйста, на выбор цветные карандаши, бусины, пуговицы и приступайте к работе.-Молодцы, прекрасные работы!5 этап: рефлексия-С национальной одеждой какого народа какого народа мы сегодня познакомились? (С национальной одеждой хакасского народа).-Чем необычен наряд хакасского народа? (Яркостью)-Какие цвета используют в орнаменте? (Красный, голубой, зеленый).-Какие украшения хакасских женщин вы запомнили? («пого», «ызырга» и т.д.)-Спасибо, за работу, ребята! Мне очень было приятно с вами работать!До свидания!