Публикации "Золотая осень»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Золотая осень»
Автор: Полякова Любовь Петровна

Проект «Осень золотая» для детей с ОВЗ, 12-15 летПолякова ЛюбовьПроект « Золотая осень» для детей с ОВЗСодержание:1. Паспорт проекта2. Актуальность проекта3. Цели и задачи проекта4. Механизм реализации проекта5. Планируемая реализация проекта6. Участники проекта7. Ожидаемые результаты8. ЛитератураПаспорт проекта:Наименование проекта«Осень золотаяРазработчик проекта: воспитатель школа- интернат для детей с ОВЗ Полякова Любовь..Проблема: дети с ОВЗ не всегда могут замечать и познавать окружающий мир, явления природы в осенний период года. Понять значение высказывания «Золотая осень»- прекрасное время года. Время перемены в погоде и природе, красочных изменений в мире растений. Созревает урожай, какие овощи растут в огороде, какие фрукты созревают в саду это время года, Труд и хлопоты в жизни людей, птиц, животных. У школьников с ОВЗ беден запас знаний мира природы. И только наглядно – образное действенное помогает понять и принять смысл и значение необходимой информации о сезонных временах года. Понять красоту окружающего мира осень, научить любить и беречь ее, матушку природу.Цель проекта:Познакомить детей с богатством и красотой осени. Познакомить с овощами, фруктами и их значимости в жизни человека.Задачи проекта:Образовательные:познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими с приходом осени;познакомить с овощами и фруктами, растущими в саду и огороде;способствовать обогащению и активизации словаря детей;формировать умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.Коррекционно-развивающие:развивать интерес к изменениям природы в осенний период; умение замечать изменения, происходящие в погоде и природе;развивать связную речь; развивать крупную и мелкую моторику;развивать наблюдательность, любознательность;Развивать творческие способности детей. Воспитательные:воспитывать у детей умение видеть и замечать красоту осеннего пейзажа, воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать умение слушать и понимать слова воспитателя;воспитывать бережное отношение к природе.Сроки реализации проекта: краткосрочный, с 4 по 18 сентября 2019 года.Основные мероприятия реализации проекта:1. Проведение с детьми бесед2. Чтение художественной литературы3. Рассматривание сюжетных картинок на осеннюю тематику.4. Упражнения на развитие мелкой моторики5. Упражнения на развитие крупной моторики6. Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Подвижные игры7. Пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика9. ООД10. Прослушивание аудиозаписей11. Просмотр мультфильма12. Просмотр презентаций13. Экскурсия в природу14. Итоговое мероприятиеУчастники проекта:Дети с ОВЗ специализированный класс, педагоги, родителиМеханизм реализации проекта:I этап (подготовительный)-Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;- подбор необходимых материалов (наглядно-дидактических пособий, художественной литературы, атрибутики и пр.) для тематических занятий, бесед, сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр.-работа с родителями детей. Изготовление осенних поделокII этап (основной)1. Проведение с детьми бесед«Волшебство осени»«Что растет на огороде и в саду?»«Труд людей осенью».2. Чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Репка», А. Барто «Зайка»З. Ю. Тувим «Овощи», Александрова «Дождик», Показ настольного театра «Репка»Рассматривание сюжетных картинок на осеннюю тематику.3. Сюжетно-ролевые игры «Осенняя прогулка»«Приготовим овощной суп» Дидактические игры«Что растет на огороде?»«Где растут фрукты?»«Собери целое» (разрезные овощи, фрукты); Подвижные игры  «У медведя во бору»«С какого дерева лист», Солнышко и дождик»4. Упражнения на развитие мелкой моторики «Разбери фасоль»«Сварим щи», «Золушкины помощники».5. Упражнения на развитие крупной моторики «Ветер дует нам в лицо»,  «Овощи»«Яблоки и слива»6. Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим». Дыхательная гимнастика «Ветерок»7. ООД. Рисование «Осенний сад» (пальчиками, «Яблоки висят на дереве» (пальчиками). Лепка  «Богатство с огорода». Пластилинография «Овощи с грядки». Аппликация «Осенняя прическа». прическа» 8. Прослушивание аудиозаписей«Мелодия осени»«Звуки дождя»9. Просмотр мультфильма«Антошка».10. Выставка поделок из природного материала «Осенние забавы»11. Просмотр презентаций«Чудеса с грядки».12. Изготовление папки-передвижки «Здравствуй осень, «Осень золотая».13. Экскурсия в природу. Наблюдение за рябиной. Наблюдение за овощами на огороде.13. Итоговое мероприятие. Осеннее развлечение«Осенний балIII этап (заключительный)- Анализ собранного материала.-Напечатание продукции.-Выставка наглядного материала.-Осеннее развлечение«Осенний балОжидаемые результаты:Расширились знания детей об осени, о сезонных изменениях в природе и погоде в осенний период; о пользе овощей и фруктов. Расширился словарь детей с ОВЗ. У детей развился интерес к наблюдениям, умение замечать прекрасное в осенний период в живой и не живой природе; развились творческие способности. Совместный проект«Золотая осень объединил и  детей, и родителей, и педагога в стремлении идти одном путем к поставленной цели.Литература:Л. Павлова «Раннее детство: развитие мышления и речи», М., «Мозаика- Синтез», 2000Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир, М., Мозаика-Синтез, 2010. О. А. Никологорская«Игры с красками и бумагой», М., «Школьная Пресса», 2003.Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности, С-Пб«Сотис», 2002.Конспект занятия «Золотая осень» спец класс 12-15 лет. школа-интернат для детей с ОВЗ.Цель: Закрепить знания детей о времени года «осень» через пословицы, загадки, игры.Задачи:1. Активизировать речевую деятельность детей, совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание;2.Развивать общую, мелкую моторику пальцев рук.3.Формировать положительную установку на участие в занятии;4.Воспитывать бережное отношение к природе.Оборудование: демонстрационный материалкартинки на магнитах, с изображением осенних признаков, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание репродукции И.Левитана «Золотая осень», чтение художественной литературы об осени.Словарная работа: золотая осень, осенний ковер, листопад, краски осени. Ход занятия Уже горят огнем рябины кисти,И пожелтели на березах листья,И пенья птиц уже не слышно вовсе,И тихо – тихо к нам приходит осень.Звучит осенняя музыка.Воспитатель: Ребята, что вам напоминает эта музыка? (Шелест листвы, дробь дождя)Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об осени и чтобы лучше узнать ее, будем разгадывать загадки, рисовать, играть в игры.Воспитатель: А сейчас скорей, ребятки, отгадайте-ка загадку!Загадки о явлениях природы1. Над рекой, над долинойПовисла белая холстина (Туман)2. Летит, рычит, ветки ломает,Пыль поднимает.Слышишь его, а не видишь его. (Ветер)3. С неба пришел, в землю ушел (Дождь)Упражнение на развитие мелкой моторики “Раскраска”Вот художник, так художник!Все леса позолотил,Даже самый сильный дождик.Эту краску не отмыл.Отгадать загадку, просим:Кто художник этот?..Дети (хором): Осень!Физминутка "Мы – листики осенние"Мы, листики осенние,На веточках сидели.Ветер дунул, полетели.Мы летели, мы летели.И на землю тихо сели.Ветер снова набежал.И листочки все поднял.Повертел их, покружил.И на землю опустил.Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.Игра «Подбери действие»Воспитатель: Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в школу, и он мне подарил волшебный мяч.Мяч осенний и волшебный,Будет в руки к вам скакать,И вопросы задавать.Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы попали на осеннюю полянку, поиграем в игру: «Вопрос- ответ». Кому я брошу мяч, тот отвечает на мой вопрос, а за правильный ответ получает листик .-Листья осенью (что делают?) – Листья осенью желтеют, опадают и т.д.-Дождь осенью – Дождь осенью моросит, идет и т.д.-Урожай осенью – Урожай осенью убирают.-Птицы осенью – Птицы осенью улетают.-Деревья осенью – Деревья осенью роняют листья.-Звери осенью – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.Воспитатель: Осень – время сбора урожая, когда людям приходиться много трудиться. А теперь мы отправимся в огород туда, где идет уборка урожая, и посмотрим, что же выросло и созрело к осени.Игра: «Подскажи словечко»Слово называет тот, у кого такая картинка.Он круглый и красныйКак глаз светофораСреди овощей нет сочней… (помидора)Хвост зеленый, красная головкаЭто остроносая … (морковка)От частой поливкиЕдва не промоклаМохнатая, темно-лиловая… (свекла)На грядке привалился на бочокСолидный крутолобый… (кабачок)Он усатый и ползучийСпрятал ядрышко в стручке –Саблевидном кулачке.Не раскусишь, коль засохНазывается … (горох)Пальчиковая гимнастика «Огород»В огороде много гряд, (показывают много гряд)Тут и репа и салат, (на каждый овощ загибают палец)Тут и свекла и горох,А картофель разве плох?Наш зеленый огородНас прокормит целый год.Воспитатель: «Осень» овместное чтение рассказа, я читаю рассказ, а вы мне поможете, если я что-то не смогу прочесть, вы мне подскажите. Хорошо?Воспитатель: Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и вам придется самим догадаться, о чем там было написано.На смену лету пришла  (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает  (из-за туч). Деревья надели  (разноцветный наряд). …(Красные, желтые) листья горят на солнышке. … (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик  (моросит) и заставляет прятаться  (по домам). Птицы собираются в стаи  (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают  (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права. Итог занятия (оценка работ детей) Воспитатель предлагает детям вспомнить, о чем они сегодня говорили на занятии, в какие игры игрТема: Занятие - игра «Здравствуй Осень» для детей ОВЗ, спец. класс 9-11лет.Цель: Закрепить знания детей об осенних приметах.Задачи: 1. Учить детей понимать закономерности природы. Знать, что растет в саду и огороде. 2. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание, память, координацию движений, мелкую моторику, активизировать словарь. 3.Воспитыва любовь к родной природе, милосердие и желание прийти на помощь..Материал: интерактивная доска, картинки овощей и фруктов, осенний листок, музыка, корзинки, картинки – пазлы «Осенние дожди», карандаши цветные, картинки раскраски. Ход занятия: звучит музыка П.И Чайковского времена года (Осень).Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о временах года, об изменениях в природе. Послушайте, пожалуйста, мою загадку: Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят дети: «Это?» (осень) И не просто осень, а золотая осень наступила, самая красивая и живописная пора года. Очень любит Осень краски желтые, красные, оранжевые, и окрашивает ими все вокруг: деревья, траву. Золотом осыпает осень парки, скверы и леса. Это очень красивая пора! Воспитатель: Осень подойдёт не слышно, тихо встанет у ворот. В огороде листик вишни на дорожку упадёт. Это – первая примета, что у нас уходит лето.А вторая - куст малины в нитях белой паутины. Чуть короче станет день, потемнеют облака, Словно их накроет тень, станет пасмурней река – Третья верная примета: осень бродит близко где – то.Ранним утром на поляне лягут влажные туманы. А потом уж жди не жди – моросящие дожди Пеленой затянут просинь, значит, наступила осеньВоспитатель: Посмотрите, какая красавица пришла к нам в гости, вы узнали её? (ответы детей). Правильно это Осень пришла в гости. И ей очень интересно, что же вы о ней знаете? И пришла она не с пустыми руками, для вас приготовила много интересных игр и заданий. Вы готовы порадовать и удивить нашу гостью? (ответы детей).Осень: А знаете ли вы приметы моего прихода, осенние приметы?Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в игру, и осень сама услышит .Игра: «Осенний листок». Дети предают листок друг другу, под музыку, музыка заканчивается у кого листок, тот называет примету осени. (Похолодало, листья пожелтели, начали опадать с деревьев, чаще идут дожди, птицы собираются улетать в теплые края идет сбор урожая и т. д.).Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру: «Да – Нет» и вспомнить ещё несколько примет осени. Я буду читать вопросы, если ответ «да» - хлипайте в ладоши, если «нет» - топайте ногами, (показ воспитателя)Осенью цветы цветут?Осенью растут грибы?Тучи солнце закрывают?Колючий ветер прилетает?Морозы осенью бывают?Ну а птицы гнёзда вьют?А букашки прилетают?Звери норки закрывают?Урожай все собирают?Птичьи стаи улетают?Часто – часто льют дожди?Солнце светит очень жарко?Можно детям загорать?Осень: Молодцы, а как называется явление, когда много, много листьев падает с деревьев на землю?Дети: Листопад.Воспитатель: Осень, а ребята стихи про листопад знают, послушайПожалуйста: 1.Ребенок: Листопад, листопад Листья кружатся, летят! 2.Ребенок: Разноцветные, резные, Словно, кистью расписные.Пальчиковая игра: «Листья»Листья осенние тихо кружатся, шевелят пальцамиЛистья нам под ноги тихо ложатся, руки внизИ под ногами шуршат, шелестят, ладонь о ладоньБудто опять закружиться хотят. круг ладоньюВоспитатель: Ещё, ребята, Осень нас радует богатым урожаем.Осень: Скажите, а что выросло у меня на огороде?Дети: Овощи.Осень: А в саду?Дети: Фрукты.Игра: «Что на огороде растет?». На столе лежат картинки с изображением фруктов и овощей, дети выбирают любую картинку, где изображен овощ и под музыку, кладут ее в корзинку?Осень: Что в корзинку вы собрали с огорода? Молодцы, это овощи, а что осталось на столе? Молодцы, конечно, это фрукты, которые растут, где, в саду.Игра: «Угадай на вкус». Воспитатель подходит к детям (дети закрывают глаза к кому подходят) кладёт в рот овощ или фрукт, ребёнок съедает, подходит к столу и выбирает тот предмет, который он съел.Воспитатель: Ещё одна примета осени. Для этого нужно отгадать загадки, которые придумала для нас наша гостья.Осень: читает загадки детям: 1.Крупно, дробно зачастило И всю землю намочило? (Дождь). 2.Носит, свищет, Мечется, рыщет. Где пробежит – Листик дрожит Где пронесётся – Дерево гнётся. (Ветер)Осень: Молодцы! Конечно, это приметы осени частые дожди и ветер. Игра: «Собери картинку». Дети делятся на команды. Каждой команде выдаётся картинка «Осенние дожди». По сигналу, дети начинают собирать картину. Когда картинки собраны, совместно рассматривают ее.Осень: Молодцы, замечательно справились с заданием! Ведь, правда осень – время художества и волшебства. И я предлагаю вам стать моими помощниками – художниками.Игра: «Раскрась картинку» дети получают карточки, с осенними сюжетами для раскрашивания.Итог: Чем мы с вами сегодня занимались? Кто приходил к нам в гости? Вспомнили, что осень бывает разноцветной. Ответили на все вопросы-загадки и помогли осени, раскрасили картинки. Ребята, я довольна вами и вашими результатами на сегодняшнем занятии.