Публикации Открытый урок на тему: «Влияние музыки на восприятие при прочтении художественных произведений»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок на тему: «Влияние музыки на восприятие при прочтении художественных произведений»
Автор: Язина Мария Игоревна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Зареченская детская школа искусств»Открытый урок на тему:«Влияние музыки на восприятие при прочтении художественных произведений»Преподаватель высшей квалификационной категории Язина Мария ИгоревнаТула2023г.Содержание. 1.Пояснительная записка. 2.План урока.  3.Список литературы.   Пояснительная запискаДанная методическая разработка представляет собой конспект занятия по предмету «художественное слово» по теме: «Влияние музыки на восприятие при прочтении художественных произведений»  Разработка содержит:1)теоретический и практический материал по теме урока;2)методические рекомендации по закреплению дикционных навыков и изучению музыкального материала;3)знакомство с произведением Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар»4)знакомство с музыкальным произведением5)список рекомендуемой литературы.Данная разработка предназначена для педагогов, работающих с детьми по программам «Художественное слово» на отделении «Искусство театра» для изучения в детских музыкальных школах, школах искусств, кружках, студиях, а также в общеобразовательных школах.Цель урока: формирование восприятия под воздействием сопровождения классической музыки. Задачи урока: 1) обучающая – изучить с учениками стихотворение Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар», а также музыкальный фрагмент к стихотворению; 2) развивающая – развитие изученных навыков: артикуляционной гимнастики, дыхания, вибрационного массажа, дикции, звукообразования, развитие эмоциональной отзывчивости на классические музыкальные произведения; 3) воспитательная – воспитывать интерес и любовь к стихотворениям пропитанными любовью к Родине, добру, влияющих на становление эмоционально-волевой сферы ребёнка и формируют положительные качества личности.     В данной разработке урока применяет следующие методы работы:  1) словесные (рассказ, беседа, объяснение), помогающие раскрыть детям содержание урока;  2) наглядно-образные (художественный показ голосом), помогающие настроить детей на нужное эмоционально-чувственное отношение к характеру произведения, образам;  3) создания проблемно-поисковой ситуации, состоящий в самостоятельном поиске чувства, полученного под влиянием своего прочтения под музыку;  4) анализа и сравнения, помогающие детям сделать выводы и правильно ответить на поставленные вопросы. Так детям предлагается сравнить и проанализировать свое прочтение и сделать выводы.В ходе урока преподаватель использует следующие приёмы: 1)эмоциональное воздействие – педагог при помощи эмоциональной беседы помогает детям понять, что от них требуется; 2)удивление – педагог раскрывает в знакомой информации новую грань, неизвестную детям, создавая эффект удивления; 3)работа с партнером – педагог помогает детям занимать равные позиции во время прочтения стихотворения, не выделяться;  4)создания ситуации успешности ребёнка в коллективе – подбадривание и закрепление успеха на уроке.Отличительная особенность урока – это применение различных форм работы на уроке: разминка, слушание музыки, вызов эмоций, чтение без музыки, чтение с музыкальным сопровождением.В представленном уроке преподавателем применяется комплекс упражнений для развития силы голоса и дикции.В предложенном уроке используется следующий репертуар: разминочный материал, стихотворный репертуар, соответствующий году обучения, возрастным и индивидуальным особенностям детей.Тип урока: комбинированный. Урок направлен как на изучение нового произведения в музыкальном сопровождении, на закрепление навыков, полученных на предыдущих занятиях, так и на освоение нового материала посредством практической и теоретической работы.Оборудование урока:для преподавателя: концертный зал, ноутбук, музыка.для учащихся: карточки, текст, мячики, сцена.Ход урокаI этап. Подготовительный
  • Организационный момент.
  • Знакомство. Дети пишут свое имя на беджиках. Приветственное слова учащимся и план работы на урок.
  • Комплекс разминки
  • Для разминки педагог использует и подбирает упражнения на раскрепощение мышечных зажимов языка, лицевых мышц, дыхание, дикция. Педагог использует при этом приём работы с учениками в едином ритме.
  • Артикуляционная гимнастика
  • Упражнение 1. «Улыбка-трубочка» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.Упражнение 2. «Покрутить трубочку» Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.Упражнение 3. «Открыть рот-закрыть» Широко открыть рот, держать 3 секунды и закрыть.Упражнение 4. «Тик-так» Ритмичное движение языка вправо-влево.Упражнение 5. «Качели» Ритмичные движения языка вверх – вниз.Упражнение 6. «Вкусное варенье» Напряженным кончиком языка облизать губы по кругу.Упражнение 7. «Лошадка» Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.Упражнение 8. «Болтушка» Движение языка по верхней губе вперед-назад с голосом.Упражнение 9. «Надуть щеки» Сильно надуть щеки и сдуть за три хлопка по щекам.
  • Дыхательная гимнастика
  • Упражнение 1. «Вдох – выдох» Сделать глубокий вдох и выдох.Упражнение 2 «Сорвать яблоки» по А. Стрельниковой на вдох поднять руку вверх, на выдох опустить руку вниз. Упражнение выполняется не более 10 раз.Упражнение 3. «Взять книги» по А. Стрельниковой вдох – скручивание с рукой, выдох приятие исходного положения руки вниз.Упражнение 4. «Собрать листья» по А. Стрельниковой вдох согнуться по полам, как будто поднимаем лист, выдох возвращаемся в исходное положение.После выполнения упражнение на дыхание преподаватель на поминает детям, что стоит заниматься дыхательной гимнастикой в хорошо проветренном помещении.
  • Вибрационный массаж
  • Упражнения на звуки м, в, з, н активизирующие действия по зоне лица и разогревающие упражнения на горло и голосовые связки.
  • Снятие сценических зажимов
  • Упражнение 1. «Вешалка» Мы представляем, что одеваем себя на вешалку и снимаем.Упражнение 2. «Цветок» Постепенное расслабление тела начиная с рук.
  • Дикционный комплекс (скороговорки)
  • Росла за горой, за пригорочком,Сосёнка с приподсосёночком.
  • Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,Да не продолбил и не выдолбил.
  • Удав Давыда Давидовича ДавыдоваДавил, давил, да недовыдавил.
  • Грозди рябины на солнце горят,
  • Рябит от рябины в глазах у ребят.
  • Как на горке, на пригорке
  • Стоят тридцать три Егорки.Из-за леса, из-за горЕдет к ним ещё Егор.              II этап. Основной (работа над музыкальным восприятием)Далее педагог предлагает детям послушать отрывки из музыкальных произведений с закрытыми глазами. Поделиться какие эмоции почувствовали учащиеся, а также какие образы представились.
  • П.И. Чайковский «Вальс»
  • Э. Григ «Шествие гномов»
  • П.И. Чайковский «Зимнее утро»
  • П.И. Чайковский «Колыбельная»
  • А. Вивальди «Времена года» - «Шторм»
  • Эмин Хачатурян Сюита из музыки к к/ф «Овод»
  • Русская народная музыка
  • Педагог предлагает прочитать произведение Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар». Охарактеризовать героев и выбрать себе по душе. Почитать по ролям. Предположить какая музыка из прослушанных фрагментов подошла бы к этому стихотворению.Педагог предлагает ещё раз прочитать стихотворение, но уже под музыку. После прочтения снова беседа с учащимися на тему чувств. Что они чувствовали когда читали? Что представляли? Не мешала ли им музыка? Помогала ли? Преподавателем использовался прием партнерского диалога. Дети должны высказать свою позицию и отстаивать свое мнение.Преподаватель высказывает свои мысли и рекомендации как прочитать, чтобы ученики были на равных, никто не доминировал. Музыка помогает раскрепоститься и выбрать ритм и движение, в котором надо читать. Последнее исполнение было именно таким, каким педагог мыслил прочтение, был баланс и дети сами поняли, что так интереснее читать.III этап. ЗакреплениеПосле обсуждений и прочтений стихотворения с музыкой м без музыки, преподаватель предлагает сделать контрольный показ и проанализировать полученный результат.IV РефлексияПедагог просит оценить свою работу на уроке на с помощью смайликов.V Подведение итогов урокаПедагог благодарит учеников за открытый урок.Список литературы:
  • Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания: Очерки / Д.Б. Кабалевский, Л.В. Горюнова и др./Науч. ред. Л.В. Горюнова. – М., 1991.
  • Бабаджан, Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста Текст. / Т.С.Бабаджан. М.: Просвещение. - 1957. - 191с. с нот.
  • Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр.соч.: В 6-ти т. Т.6.
  • Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. М., 2010
  • Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М., 2003. – 420с.
  • Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе : учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – 3-е изд., стер. – М. : Academia, 2000. – 239 с. : ил., ноты, табл. – (Педагогическое образование).
  • Вендерова Т.Е. «Пусть музыка звучит», М.: Просвещение, 1990
  • Радынова О.П. Слушаем музыку.- М.: Просвещение, 1990. - 158 с.
  • Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей / О.П. Радынова - М., 1997.
  • Радынова, О.П. Музыкальные шедевры: авторская программа и методические рекомендации – М.,1999.
  • Теплов, Б. М. Избранные труды. // Соч.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. – Т. 1. – 328 с.
  • Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр. труды 2 т. – М., 1985.
  • Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР. – М. –Л., 1947, вып.11.
  • Т.Э. Тютюнникова. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.- М.: Астрель, АСТ, 2000. – 68с.
  • Анализ стихотворения «Иван Иваныч Самовар» ХармсаДебют «Ивана Иваныча Самовара» Даниила Хармса состоялся на страницах детского журнала «Еж».Стихотворение написано в феврале 1928 года. Автору его в эту пору исполнилось 23 года, он полноправный поэт-обэриут, чье творчество привлекло внимание С. Маршака. Д. Хармс начал сотрудничать с детскими журналами, его произведения выходили отдельными изданиями. Впрочем, уже несколько лет спустя он был арестован как раз за антисоветскость своей поэзии для детей. Иллюстратор этого стихотворения В. Ермолаева, увлекшаяся беспредметным искусством, была и арестована, и расстреляна. В жанровом отношении – поэтический рассказ, гимн «пузатому самовару», рифмовка тавтологическая с вкраплением перекрестной и холостой ближе к финалу, 21 строфа. Главный герой обозначен еще в названии, он один носит полное имя, которого нет, скажем, у дедушки с бабушкой. Самовар здесь обладает особой силой притяжения для всех проживающих в доме, является участником ежеутреннего ритуала. «Трехведерный»: большой, примерно 36 литров воды. Никто не наливает кипяток молча, каждый заявляет о горячем желании выпить чаю. Впрочем, Жучка с Муркой только просительно смотрят. Льют кипяток в чашку, стакан, блюдечко. Дети просят помощи у старших. История несколько напоминает народную так называемую цепочную сказку, где последовательно появляются герои (та же «Репка», например). Сережа, видимо, самый младший. Взрослые ему не отказывают в просьбе, воспротивился «лежебоке» именно самовар, с мнением которого все уже привыкли считаться. Он пуст и чаепитие «неумытого» мальчика откладывается на неопределенный срок. Слышится здесь и безобидное злорадство, вполне понятное детям. Это еще и дидактический момент. Концовка почти плясовая или частушечная: «все». На первый взгляд, изображена жизнь большой семьи. Однако дядя Петя с тетей Катей наводят на мысль, что квартира коммунальная. Это стихотворение еще и знакомство с бытом, посудой (теперь уже экзотической), семейственностью, четвероногими питомцами в доме. Глагольные рифмы, которые принято избегать, здесь представлены во всем своем завораживающем однообразии. Стихотворение очень динамично, с заводным ритмом. Лексические повторы – типичный прием в стихах Д. Хармса. Множество анафор: наклоняли, только. Уменьшительные суффиксы, столь естественные для детской речи (кипяточку, палочку, старенький). Восклицания (особенно в предпоследнем трехстишии, где поется ода Ивану Иванычу). Яркие просторечные приставочные глаголы. Антропонимы (собственно, календарные имена). Инверсия: пыхал кипяток. Эпитет: золотой. Сравнение: будто шкап (устаревшее слово, теперь – шкаф). Звукоподражание: кап. Прямая речь разговорная, с вводными конструкциями, экспрессивными частицами: дай-ка, конечно, разве.В произведении «Иван Иваныч Самовар» Д. Хармса жизнь кипит рядом с самоваром, ранние пташки наслаждаются чаем, а лежебоки и неряхи такого удовольствия лишены.
  • Росла за горой, за пригорочком,Сосёнка с приподсосёночком.
  • Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,Да не продолбил и не выдолбил.
  • Удав Давыда Давидовича ДавыдоваДавил, давил, да недовыдавил.
  • Грозди рябины на солнце горят,
  • Рябит от рябины в глазах у ребят.
  • Как на горке, на пригорке
  • Стоят тридцать три Егорки.Из-за леса, из-за горЕдет к ним ещё Егор.
  • Росла за горой, за пригорочком,Сосёнка с приподсосёночком.
  • Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,Да не продолбил и не выдолбил.
  • Удав Давыда Давидовича ДавыдоваДавил, давил, да недовыдавил.
  • Грозди рябины на солнце горят,
  • Рябит от рябины в глазах у ребят.
  • Как на горке, на пригорке
  • Стоят тридцать три Егорки.Из-за леса, из-за горЕдет к ним ещё Егор.