Публикации Презентация к занятию Мир природы.Экология "Деревья"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Презентация к занятию Мир природы.Экология "Деревья"
Автор: Ольга Валерьевна Темникова

Лексическая тема недели «Деревья и кустарники»1. Беседа о деревьях и кустарниках. Мы встречаем деревья повсюду. Одни деревья сбрасывают листья осенью, а покрываются новыми весной. Это лиственные деревья. У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, называемые иголками, которым не страшны холода. В кронах деревьев живут птицы и белки. Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев. Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца. Также в лесу растут и кустарники. Они отличаются от деревьев: у дерева один ствол, из ствола отрастают веточки, а у кустарника несколько стволов; кустарник меньше дерева.Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черенок сидит на ветке, образуется дряблый поясок, лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинают дуть сильные ветра, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Мы уже говорили, что это явление называется… листопадом. Так деревья готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», сбросив листву.2. Беседа по вопросамКакие деревья вы знаете? (Лиственные и хвойные)Где растут деревья? Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды)Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?Деревья живые или неживые? Кто (или что) им помогает расти?3. Дидактическая игра «Опиши дерево»Рассмотреть изображения деревьев и описать их.Береза имеет гладкий белый тонкий ствол с черными пятнами, тонкие ветки, опущенные вниз, треугольные листья. Дуб имеет … толстый ствол и ветки, листья овальные, есть желуди. У клёна … ствол темно-серый, листочки похожи на растопыренную ладошку. У рябины … ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды. 4. Дидактическая игра «Какие бывают леса?»Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - … хвойный. Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - … лиственный. Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес - … смешанный. Если в роще растут берёзы, то это - … берёзовая роща. Если в роще растут дубы, то это - … дубовая роща.Если в роще растут клёны, то это - … кленовая роща.5. Подбор слов-признаков.— Лист клена. Лист какой? — Кленовый. — Лист березы …— Лист липы …— Лист тополя … — Лист дуба… — Лист рябины … 6. Дидактическая игра «Назови ласково» Ель – ёлочка. Сосна – сосенка. Береза – березка. Иголка – иголочка. Ветка – веточка. Шишка – шишечка. 7. Дидактическая игра «Скажи наоборот» Ствол у березы тонкий, а дуба … толстый. Дерево высокое, а кустарник ... Один кустарник большой, а другой ... У ели ветки толстые, а у осины ... Бывают корни длинные, а бывают ... 8. Дидактическая игра «Подумай и скажи»Предложить детям по выставленным на наборном полотне картинкам назвать деревья во множественном числе и ответить на вопросы: Что это? (Березы) Чего много? (Берез) К чему подойдешь? (К березам) Что видишь? (Березы) Чем любуешься (Березами) О чем расскажешь? (О березах)9гра «Назови приметы осени»Солнце осенью … светит, но не греет.Осенью часто … идут дожди.Осенью дует … сильный, холодный ветер.Осенью листья … желтеют, краснеют и опадают.Осенью птицы … улетают в теплые края.Осенью звери … делают запасы на зиму.Осенью люди … с полей и огородов убирают урожай.10.  Физкультминутка:Мы листики осенние на веточках сидели, (руки вверх, качаемся в разные стороны)Ветер дунул, полетели, мы летели, мы летели (раскачиваемся в разные стороны сильнее)И на землю тихо сели… (приседаем)Ветер снова побеждал и листочки все поднял. (поднимаемся и тихо покачиваемся в разные стороны)Повертел их, покружил и на землю опустил. (кружимся и садимся на корточки)11. Загадки о деревьяхВстал стеною до небес, Перед нами чудо... (лес)Это дерево не елка.Хоть есть шишки и иголки. Как колонна каждый ствол, Сверху крона, как шатер... (сосна)Зимой и летом одним цветом...(Ель)У меня длинней иголки, чем у елки, Очень прямо я расту в высоту... (сосна)Русская красавица,Стоит на поляне.В зеленой кофточке, в белом сарафане…(береза)Из деревьев ранним летом,Вдруг снежинки запорхают.Но не радует нас это,Мы от этого – чихаем…(тополь)Есть у родственницы елкиНеколючие иголки,Но, в отличие от елки,Опадают те иголки…(лиственница)Очень густо он растет,Незаметно он цветет,А когда проходит лето,Мы едим его конфеты,Не в бумажке, а в скорлупке –Берегите, детки, зубки!...(кедр)    12.Пальчиковая гимнастика «Листья»Раз, два, три, четыре, пять,(загибать пальцы, начиная с большого пальца)Будем листья собирать.(сжимать и разжимать кулачки)Листья березы, листья рябины,Листики тополя, листья осины,Листики дуба мы соберем,(загибать пальцы, начиная с большого пальца)Маме осенний букет отнесем.13.Физкультминутка «В лес отправимся гулять»Раз – два – три – четыре – пять –В лес отправимся гулять. (шагаем)По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (шагаем зигзагом)Может быть, и под листочком сладку ягоду найдем. (облизываемся)На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (на носочки встали и на месте побежали)И на каблучках пойдем, (идём на пятках)Через лужи перейдем. (широко перешагиваем)Отдохнули, вот и славно. (руки в сторону)14. Дидактические игрыИгра «От какого дерева лист?»   Игра «Чьи плоды?»Игра «Доскажи»Жёлуди растут на … дубе;гроздья рябины растут на … рябине;яблоки растут на … яблоне;круглая шишка на … сосне;длинная шишка на … ели.Игра «Назови ласково»Ель – ёлочка, сонна – сосёнка, берёза – берёзонька, шишка - шишечка, ветка – веточка.Игра «Назови много» Образование множественного числа.У меня лист, а на дереве... (листья)У меня ветка, а на дереве... (ветки)У меня дерево, а в лесу... (деревья)У меня корень, а у деревьев... (корни)У меня ствол, а у деревьев... (стволы)У меня береза, а в лесу... (березы)У меня елка, а в лесу... (елки)Игра «Соберем гербарий». Сорву с дуба - дубовый лист.Сорву с клена - кленовый лист.Сорву с березы -  березовый лист и т.д.Игра «Что около?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом около.Дуб около елки.Липа около березы и т.д.Игра «Угадай слово» Образование антонимов. Дуб большой, а рябина...Сосна высокая, а куст...Пчела летает, а гусеница...Дорога широкая, а тропинка...Волк злой, а зайчик...Опенок съедобный, а мухомор...Игра «Что это?» Береза, осина, дуб — это... (деревья).Сирень, орешник, шиповник — это... (кусты).Игра «Составь предложение» (от 5 лет). Работа с деформированными предложениями.Инструкция: Послушай слова и составь правильное предложение.-Дует, осень, ветер, холодный.-Желтеют, на, листья, деревья.-Земля, трава, на, увядает.-Улетают, юг, на, птицы.-Мелкий, осень, моросит, дождь.15.Заучивание чистоговорки«Над калиной, над малинойПух летает тополиный.Клены, пихты, ивы, ели.Дуб и пихта побелели.В гости дождик зачастил,старый тополь загрустил».СУ – СУ – СУ - погуляем мы в лесуСУ – СУ – СУ - воздух свеженький в лесуАТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышатьАТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу мы будем отдыхатьАТЬ – АТЬ – АТЬ - лес нам надо охранятьРЕВЬЯ – РЕВЬЯ – РЕВЬЯ - высокие деревьяОЩА-ОЩА-ОЩА- березовая рощаРЕЗА – РЕЗА – РЕЗА - белая березаОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – много веток у березыОЛ-ОЛ-ОЛ- у березы белый стволХА – ХА – ХА - ветвистая ольхаОЛКА – ОЛКА – ОЛКА - изогнутая елкаСИНА – СИНА – СИНА - вот дрожит осинаСИНА-СИНА-СИНА - дрожащая осинаНА-НА-НА- высокая соснаСНА-СНА-СНА- пахучая соснаСНЫ – СНЫ – СНЫ – побеги у сосныНЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосныБЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубыДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – на дубе много желудейХА – ХА – ХА - тонкая ольхаРЕНЬ – РЕНЬ – РЕНЬ – ароматная сиреньУСТ – УСТ – УСТ – боярышника кустИН – ИН – ИН – маленький жасминСИНА – СИНА – СИНА - дрожащая осинаСНА – СНА – СНА - пахучая соснаОЛКА – ОЛКА – ОЛКА - колюченькая елкаБЫ – БЫ – БЫ - коренастые дубыЛЕНЫ – ЛЕНЫ- ЛЕНЫ – подрастают кленыИНА – ИНА- ИНА – тонкая рябинаЛЯ – ЛЯ – ЛЯ – высоки все тополя                        ТВА – ТВА – ТВА - мягкая листваПАДА – ПАДА – ПАДА – осень время листопадаАТЬ – АТЬ – АТЬ - будем листья собиратьАЗУ – АЗУ – АЗУ - лист поставим в вазуРЕЗЫ – РЕЗЫ – РЕЗЫ - этот лист с березы                                                     АНА – АНА – АНА – листики каштанаШУ – ШУ – ШУ - листик с клена засушуВЫ – ВЫ – ВЫ - все деревья без листвыВЕР – ВЕР – ВЕР - из листиков коверРА – РА – РА – на стволе кораОРНИ – ОРНИ – ОРНИ – у деревьев корниИКА – ИКА – ИКА - поспевает голубикаИНЫ – ИНЫ – ИНЫ - аромат малиныИКУ – ИКУ – ИКУ - ищем костяникуИКУ-ИКУ-ИКУ- собираем голубикуИКУ – ИКУ – ИКУ - собираем земляникуПЯТА – ПЯТА – ПЯТА - на пеньке опятаГИ – ГИ – ГИ – ты природу берегиВИК – ВИК – ВИК - вырос боровикЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - мокрые маслятаБЫ – БЫ – БЫ - белые грибыОЙ – ОЙ – ОЙ - грибочек под соснойОР – ОР – ОР - конопатый мухоморАНКА – АНКА – АНКА - бледная поганкаОР – ОР – ОР - ядовитый мухомор16. Чтение и беседа по рассказу «Береза»Красавицей русских лесов называют березу. Стройная с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Береза - символ и гордость русского народа. Из почек березы приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Березовые дрова - лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус.Словарная работа (с использованием наглядных примеров).Объяснить значение слов "туесок", "лукошко", "береста". Игровое упражнение "Подскажи словечко" употребление предлогов.Белочка сидела ... (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась ... (с) дерева. Орешек лежал ... (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась ... (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что ... (из-за) дерева выглядывает хвост белки. Мальчики подошли поближе ... (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла ... (под) дерево. Она спряталась ... (в) дупле.