Публикации «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА - КАК ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА - КАК ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ»
Автор: Скакун Елена Владимировна

«ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА - КАК ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ»Скакун Елена Владимировна, заведующая библиотекой Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Войсковицкая средняя общеобразовательная школа №1" (Россия)Тема статьи обусловлена тем, что в современной школе библиотекарь стал равноправным участником образовательного процесса и наравне с учителями-предметниками призван к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Представлен анализ педагогической деятельности школьного библиотекаря в процессе руководства чтением учащихся в целях общего развития, содействия их социализации, раскрытию их творческого потенциала.Ключевые слова: школьная библиотека, руководство чтением, формы и методы деятельности библиотекаря, процесс вовлечения школьников в мир литературы и раскрытия его многообразия"SCHOOL LIBRARY - AS THE CENTRE OF GRAVITY AND DEVELOPMENT OF READING"Racer E. V.Municipal budgetary educational institution "Voyskovitsky High Comprehensive School No. 1" (Russia)The subject of article is caused by the fact that at modern school the librarian became the equal participant of educational process and on an equal basis with subject teachers is called for implementation of Federal state educational standards of new generation. The analysis of pedagogical activity of the school librarian in the course of the leadership in reading pupils in це¬лях the general development, assistance of their sotsializaktion is submitted, to disclosure of their creative potential.Keywords: school library, leadership in reading, forms and methods of activity of the librarian, process of involvement of school students in the world of literature and disclosure of its variety1. Школьная библиотека - центр поддержки и развития чтенияПадение интереса к чтению - общемировая тенденция, снизился социальный статус книги. Поэтому 2017-2018 учебный был посвящён 100 –летию со дня рождения В.А. Сухомлинского "Выдающийся педагог XX века В.А. Сухомлинский: вчера, сегодня, завтра".Сегодня юный читатель - другой читатель. Школьники предпочитают чтению "для души" - "деловое" чтение. Ученики уже не стремятся охватить тему целиком, рассмотреть ее с разных сторон, прочитать что-то дополнительно, чтение становится для них более индивидуальным, информационным и поверхностным. Ребята впитывают ту информацию, которая, на их взгляд, более полезна и актуальна.Просто их чтение становится другим, а именно: более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным.Одним из «виновников» того, что дети "отошли" от досугового чтения называют Интернет и компьютер - это идеальный компаньон в играх и поиске интересной информации. Я пришла к выводу, что лучше не обвинять Интернет в вытеснении книги, а использовать его в пользу чтению. Современные информационные технологии для современного библиотекаря - это средство и инструмент быстрого, точного, полного получения информации. Благодаря компьютеризации стало более очевидно, что "библиотека - центр сохранения и распространения не только самих документов информации, но и ориентир для читателей в поиске информации о документах, даже тех, которых нет в наличии" [1]. Кроме того, компьютер - это привлекательное для детей техническое средство, еще один из путей привлечения в библиотеку. Ведь от найденной в Интернете информации читатели затем переходят к книжным полкам. Такое соединение между виртуальным миром и реальной библиотекой способствует росту ее популярности, сочетая старые формы с новейшими информационными технологиями, превращая библиотеку в особую интеллектуальную среду, побуждающую к получению знаний.Несмотря на основные задачи: информационное обеспечения учебного процесса, работа с учителями - информирование о новой методической и педагогической литературе, подбор дополнительной литературы к урокам и классным мероприятиям, работа с родителями, библиотекарь играет важную роль в первичном привлечении детей к чтению.Если мы хотим, чтобы наш читатель увлекался книгой и чтением, имел разносторонние интересы - мы должны совместно с педагогами и родителями выступать, как союзники и организаторы детского чтения. Подводя итог выше сказанного можно сделать вывод, что для привлечения детей к книге родителям, учителям, библиотекарям необходимо совместно действовать в воспитании интереса к чтению. В библиотеках наряду с традиционными формами работы активно использовать новейшие информационные технологии, проводить различные интересные мероприятия, направленные на привлечение детей к чтению. 1.2 Формы и средства развития читательских интересов у детей школьного возрастаНаша библиотека пытается решить следующие педагогические задачи.- обеспечение научно-обоснованного взаимодействия детей и подростков с книгой, пробуждение и развитие интереса к чтению, использование книги и других источников информации с целью образования и воспитания;- содействие читательскому развитию и доступу к объективной и всесторонней информации;- развитие и формирование личностно значимых мотивов обращения к литературе, потребности в чтении, самообразовании;- воспитание литературного вкуса, эстетического восприятия произведений литературы и искусства;- формирования библиотечно-информационной культуры юного читателя и его творческих способностей;- воспитание культуры общения;- развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотек;- осуществления педагогического просвещения родителей в области детской литературы и детского чтения.Школьная библиотека для учеников - комфортная среда для ребенка, где можно играть, читать, это место, где детям уютно и интересно вместе с книгой и библиотекарем.А "руководство чтением - существенная часть педагогического процесса и систематического целенаправленного влияния на содержание и характер чтения, на выбор литературы и усвоение прочитанного" [2]Школа, учитель, классный руководитель должны обеспечить развитие и саморазвитие личности, научить воспитанников искусству творить себя и свою жизнь.В этом процессе большую роль играет книга. Поэтому пропаганда чтения, воспитания информационно - библиографической и читательской культуры, формирование умения пользоваться библиотекой, ее услугами, книгой - приоритетные направления совместной деятельности педагогов, библиотеки, родителей. Чтобы пробудить у детей интерес к чтению, надо:1. удивить их самим процессом чтения.2. Создать благоприятные условия для привлечения ребенка к чтению дома это: возрождение традиций семейного чтения; формирование домашних библиотек; воспитания читательской культуры не только у детей, но и у их родителей, которые могли бы ежедневно подавать пример чтения.И ребята сами должны почувствовать, что вместо "надо читать" должно появиться "хочу читать"Чтобы сформировать интерес к книге, нужно, чтобы родители понимали, что «чтение - средство контакта ребенка с широким миром». Книгу называют учителем жизни. Общение с книгой - не такое простое дело.1.3 Опыт и работы по формированию и развитию читательского интереса в МБОУ "Войсковицкая средняя общеобразовательная школа №1"Чтение возвышает вашу душу ивнушает вам благородные и мужественные чувстваЖ. де ЛабрюйерЧтобы мероприятия проходили интересно, захватывающе, чтоб читателям захотелось вернуться в библиотеку не по принуждению, а сознательно – мне надо уметь связать новое со старым, ярко, образно представить задуманное. Но так хочется надеяться, что книга служит для приобретения знаний, и чтоб ко мне в библиотеку шёл читатель, а не пользователь как за печатной книгой, так и за электронной версией.Сегодня ребята в библиотеке должны быть не гостями, а хозяевами Взаимосвязь библиотечных традиций и инноваций - потенциал школьной библиотеки. Особенно актуально при первой встрече с читателем является то, как мы встретим его, готовы ли мы предложить читателю настоящее сокровище - новую, яркую, интересную книгу или журнал. Необходимо заинтересовать ребёнка, дать почувствовать с первой минуты, что ОН главный читатель.
  • Проведение экскурсий - именно так обычно начинается знакомство с библиотекой у самых маленьких читателей – первоклассников, и у ребят постарше. Несмотря на то, что форма встречи единая для всех читателей, экскурсия, естественно, бывает разной. "Знакомство с библиотекой", "Путешествие в страну книг", "Дом, в котором живут книги", и т.п.
  • Проведение тематических библиотечных часов, бесед: "Как появилась книга", "В гостях у сказки", "Чтение с увлечением", "Солдат войны не выбирает", "Путешествие в космос", "Мы несём ответственность за тех, кого приручили"
  • Обзор литературы - это традиционная и проверенная форма работы. Можно приурочить к творчеству конкретного писателя или поэта, а можно сделать подборку для чтения на каникулах. Можно сделать обзор тематическим: символика государства, редкие животные…Чтоб обзор сделать более интересным, книги и их красочные иллюстрации не только демонстрируются и, но и зачитываются вслух отрывки произведений.
  • Чтение вслух – своего рода продолжение предыдущих форм работы с учащимися. При проведении библиотечного часа ребята очень любят, когда им читают книгу. Многие темы для чтения заимствованы у Тихомировой Ираиды Ивановны во время обучения на курсах переподготовки «Введение в должность «педагог-библиотекарь»: "Совесть, или суд над собой", "Быть или казаться", "О правде, лжи и детской фантазии", "О славе тех времён"
  • Викторины и литературные загадки - это формы работы, которые развивают память, сообразительность, дают возможность проявить себя школьникам. Викторины – занимательные вопросы по содержанию художественного произведения, фактам биографии писателя, событиям литературной жизни, истории книги и литературы. Литературные загадки – это угадывание произведения и автора по отрывку из книги, по книжной иллюстрации, по портрету писателя и т.п. Как результат работы в этом направлении педагогической деятельности можно характеризовать проведение разнообразных конкурсов.
  • Конкурс стихов. Учащиеся школы активно участвуют в таких конкурсах.
  • Конкурс рисунков – здесь дети также развивают свою творческую активность. На альбомных листах появляются обложки любимых книг, оживают литературные герои. "Моя любимая книга", "Царство природы в творчестве детских писателей", "Мой любимый сказочный персонаж"… Особого внимания заслуживает тема конкурса "Книга, которую читаем всей семьёй" .
  • Ещё одними из конкурсов, мотивирующих детей к чтению являются конкурсы, подводящие итоги за определённый период: "Самый читающий класс" и "Самый активный читатель". Мы проводим их в конце каждой четверти. Самые активные награждаются на линейках почётными грамотами, а класс награждается сладким пирогом, что является очень хорошим мотиватором на будущий учебный год.
  • В условиях перехода на ФГОС нового поколения школьный библиотекарь наравне с учителями-предметниками осваивает новые технологии. Изменились формы и методы по привлечению детей и родителей к чтению.Проектная деятельность учащихся как один из методов приобщения к чтению.1. Литературная гостиная, конференции «В гостях у сказки» - здесь ребята с удовольствием встретились с любимыми героями – Мальвина, Буратино, Принцесса, Кай и Герда, Звездочёт - ведь для любви к сказке не может быть определён возраст. 2. "Информация + " - это живой рассказ, способствующий углублению знаний учащихся об литературе, истории, экологии, культуре… Основная цель –всесторонне ознакомить читателей с событиями в самых разных областях жизни и деятельности человека, способствовать формированию у них активной жизненной позиции. Эту форму работы с учащимися мы используем на уроках совместно с учителями. В работе с подростками хороша такая форма как "Разговор у книжной выставки". Эти встречи помогают школьникам находить единомышленников, заставляют заглянуть в собственную душу, говорить о сокровенном, иногда вызывают и горячие споры. И зачастую этот разговор находит своё продолжение в проведении экскурсий или праздников, живого общения и выполнение заданий.Библиотерапия - «Словом можно убить. Словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести». Это реабилитация ребёнка в мире современных проблем посредством литературы, специфический метод руководства чтением, учитывающий проблемы личности читателя; терапия словом, заключённым в художественную форму.Вот те немногие формы работы, которые мы добавляем к уже известным для них беседам, викторинам, конкурсам и т.д. Хочется надеяться, что благодаря им мы не только сохраним прежних любителей чтения, но и приобретём новых. Кроме того, в школе я веду библиотечный кружок по программе, которую заимствовала у коллег, но внесла изменения: в рамках реализации внеурочной деятельности начального общего образования «В гостях у книги» и в рамках реализации внеурочной деятельности основного общего образования «Читать не вредно- вредно не читать». Школьники не только читают, но и пишут мини-сочинения, участвуют в мини проектах, пытаются сочинить сказки и стихи, делают иллюстрации к прочитанному. Приёмы, используемые в работе:
  • Использование инсценировки кукольного театра для развития диалогической речи
  • Изготовление и применение настольных игр для развития грамматических навыков
  • Представлять прочитанное в своих воображениях. Переживать вместе с любимыми героями, ставить себя на их место и высказаться (можно нарисовать) как бы поступил сам читатель на месте героя. Для примера предлагаю использовать книгу В. Крапивина «Мальчик со шпагой»
  • Книжная выставка
  • Семейное чтение. Мы знаем по опыту, что заставить ребёнка читать – невозможно, а вот вызвать интерес к чтению – это другое дело
  • Проект «Экран» (книга + фильм, пытаемся объединить чтение книги с просмотром фильма и последующим обсуждением. учимся размышлять, выражаем свои мысли, делаем свои выводы)
  • Ведение «Читательских дневников»
  • Индивидуальный подход к каждому читателю
  • Организация в школьной библиотеке атмосферы комфорта и доброжелательности
  • Многое заимствуем из опыта других библиотекарей. Так на переменах в библиотеке на экране демонстрируем отрывки из наиболее популярных книг, кроссворды, загадки... После такого "знакомства" с книгой ребята с удовольствием берут книгу на дом - ведь её нужно дочитать!По мнению известного специалиста в области библиотековедения А.В. Соколова "Библиотека сегодня - основа образования, культуры, науки, социального благополучия"[3].Мечтой остаётся расширить детскую зону, где рядом с современными детскими книгами будет располагаться игровой уголок, в котором ребята смогут поиграть в настольные игры, порисовать, просто полистать журнал или рассмотреть картинки, будут находиться книжки-раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов. Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Но для того чтобы ребёнок стал читающим надо, что бы ему было что читать, что бы на полках школьной библиотеки его ждали красивые интересные книги, а не залатанные пусть и очень интересные издания 70-90 годов. Без таких мастеров художественного слова как Ушинский, Пришвин, Паустовский, Бианки, Снегирёв невозможно воспитать у ребёнка чувства любви ко всему, что его окружает. Но если книга издана давно, то она останется незамечена юным читателем. Школа и библиотека - это одно целое. Нас объединяет многое, цели и задачи нашей деятельности почти едины. И дети у нас одни, дети, которые зачастую не хотят учиться. И мы говорим себе: «Не заставляй, а заинтересуй, объясни, и это даст свои результаты. Вразуми, но не обидь детскую ранимую душу». Охват чтением учащихся нашей школы -100%. Мы и в дальнейшем постараемся сделать всё возможное, чтобы дети с желанием посещали библиотеку, потому что искренне верим, что если ребёнок полюбит книгу ещё в раннем детстве, эту любовь он сохранит на всю жизнь и передаст своим детям.Список1. Кавелина, Е. Интернет книги не соперник / Е. Кавелина / / Этносфера. - 2008. -№ 11 - С. 4 - 62 Бочкарева, Н.И. Как воспитать талантливого читателя / М. И. Бочкарева / / Детская библиотека. - 1999. - № 3 - С.75 - 823. Соколов А.В. Социальные функции библиотеки и библиографической деятельности // Науч. и техн. Б-ки.Сер.1.-1984.-№6.-С.19-27).