Публикации
Разработка урока по музыке: «Рождество Твоё, Христе Боже наш…». 3 класс.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка урока по музыке: «Рождество Твоё, Христе Боже наш…». 3 класс.
Автор: Чернега Ангелина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка урока по музыке: «Рождество Твоё, Христе Боже наш…». 3 класс.
Автор: Чернега Ангелина Владимировна
Разработка урока по музыке: «Рождество Твоё, Христе Боже наш…». 3 класс.Цель: обобщить знания о праздновании Рождества на Руси, о воплощении в музыке религиозных и бытовых традиций.Задачи:способствовать обобщению знаний о музыке Рождества религиозной и бытовой; способствовать развитию музыкального мышления, умения анализировать, сравнивать; способствовать развитию вокально – хоровых навыков в процессе пения a, capella, под аккомпанемент учителя, под фонограмму; способствовать формированию интереса и любви к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия композиторской музыки, русского народного песенного творчества; способствовать формированию чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа Праздник Рождества Христова отмечают миллионы людей во всём мире. В это время повсюду на земле зажигаются рождественские ёлки, и все ждут исполнения своих заветных желаний.А известно ли вам, почему праздник Рождества называется именно так?Более двух тысяч лет тому назад родился Иисус Христос – Сын Божий. Именно Он, Спаситель мира, принёс людям свет и надежду. Слушание: Ф. Грубер. «Тихая ночь».Согласно легенде младенец Христос родился в пещере, в которой заночевали его родители – Мария и Иосиф. В пещере скрывались от непогоды животные, которых во время ненастья загоняли пастухи. Мария, мать Иисуса, спеленала младенца и бережно уложила его в ясли. Ясли, в которые животным насыпали корм, стали первой колыбелью младенца. Домашние звери согревали младенца своим тёплым дыханием. В яслях спал на свежем сенеТихий крошечный Христос.Месяц, вынырнув из тени,Гладил лён его волос...Бык дохнул в лицо младенцаИ, соломою шурша,На упругое коленцеЗасмотрелся, чуть дыша,Воробьи сквозь жерди крышиК яслям хлынули гурьбой,А бычок, прижавшись к нише,Одеяльце мял губой.Пёс, прокравшись к тёплой ножке,Полизал её тайком.Всех уютней было кошкеВ яслях греть дитя бочком...Присмиревший белый козликНа чело его дышал,Только глупый серый осликВсех беспомощно толкал.«Посмотреть бы на ребёнкаХоть минуточку и мне!»И заплакал звонко-звонкоВ предрассветной тишине...А Христос, раскрывши глазки,Вдруг раздвинул круг зверейИ с улыбкой, полной ласки,Прошептал: «Смотри скорей!..»(С. Чёрный) После рождения Иисуса первыми из людей Ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. В ту ночь на небе зажглась необыкновенно большая и яркая звезда, возвещавшая рождение Спасителя, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Слушание: А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...»Они преподнесли Христу царские дары – золото, ладан и смирну. В старину на Руси был обычай – заранее готовиться к празднованию Рождества. Люди убирали дома. Детские рождественские рисунки вывешивали в комнатах. Накануне Рождества, в Сочельник, молодые девушки и парни ходили по домам и пели обрядовые песни – колядки. В них прославляли хозяев, желая им счастья, здоровья и удачи. Хозяева щедро угощали колядовщиков пирогами, колбасами, сладостями.Слушание: Н. Римский-Корсаков. «Колядка дивчат» из оперы «Ночь перед Рождеством». А в день самого Рождества наряжалась праздничная ёлка. На верхушке обязательно укрепляли звезду – в память о Рождественской звезде. Все гости, навещавшие хозяев дома. В этот день были желанными. Ведь Рождество – это праздник доброты и милосердия. В рождественскую ночь совершается торжественная служба, дома и храмы заранее украшают еловыми ветками, которые символизируют древо жизни. Главные торжества в России проходят в храме Христа Спасителя в Москве.КолядкиПришла коляда накануне Рождества,Дайте коровку, масляну головку.Наделил бы вас ГосподьИ житьём, и бытиём, и богатством.И создай вам, Господи, ещё лучше того!Тётенька добренька,Дай кулички сдобненькой.Коляда, моляда, накануне РождестваПодавай, не ломай,Всё по целой подавай.Если крошечку уронишь,То и Бога не замолишь.Не подашь лепёшки – разобьём окошки.Не подашь пирога – уведём корову за рога.Вопросы и задания:Как в старину на Руси отмечали Рождество? Послушайте, как звучит колядка в опере Н. Римского-Корсакова из оперы «Ночь перед Рождеством». ЗагадкиСреди зимы – большое торжество.Великий праздник – … (Христово Рождество)Его ждут все – от малышей, до пап и мами все нарядные спешат на службу … (в храм).Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,Перед иконами горят … (лампады).И, распушив зелёные иголочкикрасуются рождественские … (ёлочки).Чтобы с молитвою прошёл сегодня вечер,Все люди в храме зажигают … (свечи).И службе праздничной все радостно внимают,а после - с Рождеством друг друга … (поздравляют).Здесь торжеством и тайной веет отовсюдуИ сердце замирает в ожиданьи … (чуда).Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –На земле родился… (Иисус Христос). Контроль и оценка результатов деятельности.1.Пора подвести итоги нашей работы, а сделаем мы это следующим образом: Я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать в своих тетрадях:1. Как иначе называют мудрецов, пришедших с востока, чтобы поклониться новорожденному Богомладенцу (Волхвы)2. Как иначе называют Вифлеемскую звезду (Рождественская )3. Кому явились ангелы, возвестив о рождении Младенца Христа (Пастухам)4. Сколько волхвов пришли поклониться новорожденному Христу. (Три)5. Какого числа празднуют Рождество христово?( в ночь с 6 на 7 января)А теперь сделаем взаимопроверку, поменяйтесь тетрадками.(учитель называет правильные ответы, дети от проводят проверку)Рефлексия.Подведение итога урока.- На этом мы завершим наш урок, на котором мы узнали историю возникновения этого праздник, познакомились с рождественскими обрядовыми песнями.Оценивание учащихся.Домашнее задание:В левом столбце записаны термины сегодняшнего урока, а в правом - их значения. Вы должны составить соответствие между термином и его определением, соединив их стрелками.