Публикации
"Роль семинарского занятия в контексте формирования профессиональных компетенций будущих социальных работников"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Роль семинарского занятия в контексте формирования профессиональных компетенций будущих социальных работников"
Автор: Сычёва Ксения Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Роль семинарского занятия в контексте формирования профессиональных компетенций будущих социальных работников"
Автор: Сычёва Ксения Владимировна
К.В. СычёваРоль семинарского занятия в контексте формирования профессиональных компетенций будущих социальных работниковВ соответствии с установленными правилами организации и осуществления образовательной деятельности в высших учебных заведениях основными типами аудиторных учебных занятий являются занятия лекционного и семинарского типа [1, п.25]. В отличие от первого типа занятий, целью которых является преимущественно передача учебной информации преподавателями, второй тип занятий носит практико-ориентированный характер. Итак, в общем случае семинарское занятие – это важная форма организации обучения, направленная на формирование у обучающихся логического мышления, умений и навыков самостоятельно приобретать знания, выражать и аргументировать собственные мысли, критически анализировать аргументы оппонентов, способствующая глубокому усвоению знаний и проверке качества усвоения обучающимися донесенной до них информации и приобретенных ими навыков пользования ею в учебной, научной и профессиональной деятельности. Именно семинарские занятия играют ключевую роль в подготовке работников социальной сферы (юристов, психологов, социологов, кадровиков, педагогов, медиков и т.д.), и в том числе, специалистов, на которых возложена важная функция государства по социальной защите населения. Именно практико-ориентированный подход, лежащий в основе проведения семинарских занятий, в конечном итоге, способствует реализации главной цели обучения – обретению студентами профессиональных компетенций, необходимых им как будущим специалистам и руководителям учреждений социальной защиты населения при выполнении своих служебных обязанностей и реализации своих полномочий [2]:‒ объяснять ключевые понятия (потребительская корзина, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда (далее ‒ ПК, ПМ, МРОТ соответственно), социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь, пенсия, пособие и т.д.); ‒ различать виды государственной социальной помощи, обосновывать условия их назначения, объяснять механизм назначения пенсий;‒ разбираться в механизмах установления социальных нормативов; ‒ ориентироваться в различиях предоставляемой социальной помощи основными государственными учреждениями (ЦЗ, УТСЗН, СФР, МФЦ) и т. д. Рассмотрим возможный вариант технологии проведения семинарского занятия на тему «Система социальной защиты населения в РФ» с целью формирования основных профессиональных компетенций у будущих социальных работников. С целью эффективного и лучшего усвоения материала целесообразно использовать сочетание нескольких форм обучения: беседы, прослушивания докладов, работу в малых группах, а также текущий контроль качества усвоения рассматриваемого материала. Приблизительный план семинарского занятия может включать следующие вопросы:1. Сущность и цель социальной защиты населения. Нормативно-правовая база регулирования социальной защиты в РФ.2. Зарубежный опыт и модели социальной защиты населения.3. Сущность и виды государственной социальной помощи в РФ. 4. Социальные стандарты и нормативы в жизни общества.Для подготовки к семинарскому занятию целесообразно предложить обучающимся заранее ознакомиться с основной и дополнительной литературой и с учебно-методическими пособиями по теме занятия.Вступительную часть занятия целесообразно провести в форме беседы, применив проблемный метод обучения, предложив ответить студентов на следующие проблемные вопросы, что даст возможность обучающимся вспомнить ключевые термины и понятия, рассмотренные на лекционных занятиях, такие как: социальная защита, функции социальной защиты, виды учреждений, предоставляющих населению услуги по социальной защите, цель социальной защиты населения и т.д. Такими вопросами могут быть: ‒ каковы составляющие системы социальной защиты; ‒ в чем заключается содержание права граждан на социальную защиту в соответствии с законодательством РФ; ‒ какими нормативно-законодательными документами регулируются вопросы предоставления различных социальных услуг; ‒ в чем различие между системой социального обеспечения и системой социального страхования населения; ‒ какие вам известны функции социальной защиты и в чем их общественная роль; ‒ проанализируйте роль теневой занятости на систему социальной защиты;‒ какие виды общеобязательного социального государственного страхования существуют в РФ;‒ предложите свой вид социальной защиты населения, который, по Вашему мнению, целесообразно внедрить в действующую систему РФ (используя зарубежный опыт).После этого целесообразно прослушать и обсудить доклады и презентации обучающихся (темы даются за 1-2 недели), например, на такие темы: ‒ социальная работа: принципы и основные составляющие; ‒ зарубежный опыт формирования системы социальной защиты населения; ‒ социальная помощь: сущность и принципы предоставления (по видам); ‒ сравнительная характеристика ПК РФ и зарубежных стран;‒ пенсионное обеспечение в РФ: сущность, проблемы и перспективы; ‒ анализ современной нормативно-правовой базы регулирования системы социальной защиты населения в РФ;‒ СФР и НПФ: функции и задачи и т. д.С целью закрепления проработанного материала и проведения текущего контроля знаний студентов на заключительном этапе занятия преподаватель может предложить студентам предоставить ответы на пять тестовых заданий к этому содержательному модулю (в двух вариантах) или решение небольших ситуационных заданий (табл. 1). При этом результаты тестов могут быть оценены по пятибалльной шкале из расчета 1 правильный ответ или 1 правильно решенное ситуационное задание – 1 балл. Перед выполнением заданий преподавателю целесообразно объяснить студентам, что в каждом тесте закрытого типа есть один правильный ответ. После выполнения заданий целесообразно проговорить правильные ответы, обсудив с обучающимися какие задания вызвали у них наибольшее затруднение.После этого можно перейти к работе в малых группах по 5-7 человек (для академической группы из 20 человек), дав небольшую самостоятельную работу студентам, результаты которой они должны будут представить в виде мини-презентации на следующем семинарском занятии и обменяться своими материалами между собой. Примером заданий для групп могут быть следующие:Таблица 1Задания для текущего контроля знаний по теме: «Система социальной защиты населения в РФ»1. Подготовьте анкету социологического опроса с 20 вопросами по любой из актуальных тем для лиц, принадлежащих к социально уязвимым слоям населения (женщины, молодежь, инвалиды, пенсионеры, переселенцы и т.д.). 2. Составьте кроссворд на тему «Роль социальных нормативов в жизни общества» (20 слов и словосочетаний). 3. Дайте экономический прогноз относительно нагрузки на систему социальной защиты населения в ближайшие годы, сделайте вывод и т.д.При этом целесообразно, чтобы обучающиеся представили свои результаты самостоятельной работы на следующем семинарском занятии и обменялись своими материалами между собой.Представленный план семинарского занятия целесообразно использовать при подготовке бакалавров направлений 39.03.02 Социальная работа и 38.03.04 Государственное и муниципальное управление в преподавании таких профессиональных дисциплин как «Социальная политика», «Теория социальной работы», «Организация социальной защиты населения». Практической значимостью применения данной технологии станет приобретение студентами практических навыков, связанных с оценкой профессиональной информации, использованием нормативной базы социального обеспечения; анализом социальных нормативов; ориентировании в особенностях учреждений, предоставляющих социальные услуги; проведении диагностики трудных жизненных ситуаций различных групп населения, необходимых для выполнения профессиональных функций и реализации полномочий будущих социальных работников и руководителей учреждений, связанных с оказанием социальных услуг населению. Список использованной литературы:Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры : Приказ Министерства науки и высшего образования РФ № 245 от 06.04.2021 г. URL: (дата обращения: 05.09.2024 г.)2. Об утверждении ФГОС ВО – бакалавриант по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа : Приказ МОН РФ №76 от 05.02.2018 г. URL: (дата обращения: 05.09.2024 г.)3. URL: (дата обращения: 05.09.2024 г.)