Публикации
Конспект НОД " Русский народный костюм"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД " Русский народный костюм"
Автор: Гараева Диана Рустамовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД " Русский народный костюм"
Автор: Гараева Диана Рустамовна
Конспект занятияТема: «Русский народный костюм»Цель: Систематизация знаний о традиционном русском народном костюме через создание индивидуальных эскизов мужского или женского русского народного костюма.Задачи:Образовательные:• ознакомить учащихся с историей русского народного костюма, с творчеством русского народа и его традициями.• расширить знания о декоративно- прикладном искусстве русского народа;• закрепить навыки и умение самостоятельной работы с художественными материалами и инструментами.развивающие:• развивать эстетическое мировоззрение;• развить творческое воображение, зрительную и образную память, художественный вкус;• развить художественно- графические умения и навыки в работе.воспитательные:• формировать общую культуру личности ребёнка;• воспитывать культуру труда, любовь и интерес к русскому народному творчеству;• способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.Методы: словесные – рассказ, беседа;Творческие – создание русского праздничного костюма;Исследовательские – справки об истории русского праздничного костюма.Формы организации учебного процесса:Фронтальная и индивидуальная.Межпредметные связи: история, литература.Развиваемые понятия: русский народный костюм, орнамент.Тип: углубление ЗУН.Техника: графика (цветные карандаши и фломастеры).Материалы: цветные карандаши и фломастеры, трафареты - силуэт человека.Оборудование: ноутбук, экран, Презентация «Русский народный костюм»,музыкальный ряд (русские народные песни).План занятия:Орг. момент - 5 мин. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос) - 5 мин. Тема и цель занятия - 2 мин. Мотивация- 3 мин. Изучение нового материала (просмотр презентации) - 10 мин. Перемена (Физкультминутка - 10 мин.) Обобщение (фронтальная беседа) - 5 мин. Закрепление (практическая работа) - 35 мин. Итог - выставка рисунков - 5 мин. Рефлексия - 3 мин. Уборка рабочих мест- 7 минут. Ход занятия.Ι. Организационный момент.- Здравствуйте, ребята! Проверка присутствующих по списку. Как всегда наше занятие я хочу начать с улыбки. Хорошее настроение это залог успеха. Я прошу вас сегодня быть очень внимательными и желаю вам в работе полёта фантазии, отличного настроения и аккуратности.- Давайте проверим, всё ли готовы к занятию. Для работы нам сегодня понадобятся: карандаш, ластик, альбомный лист, цветные карандаши, фломастеры.II. Актуализация опорных знаний.- Сегодня я вас приглашаю мысленно попутешествовать и отправиться в Древнюю Русь.☼ Тихо звучит музыкальный отрывок (гусли «Сказ о земле русской»)- Давайте на минутку закроем глазки и представим, что мы в далёком прошлом. Мы идем с вами по старинной деревенской улочке, вокруг нас деревянные избы и самые разные заборы, а за ними мы слышим….☼ Прослушивание музыкального фрагмента «Звуки деревни».( мычание коровы, пение петуха, кудахтанье кур, лай собаки, шелест листьев, жужжание шмеля и т.д.)- Ребята, а как вы думаете, сильно ли поменялись звуки в деревне за долгие годы?Практически нет.- Почему?- Домашние животные остались прежними.-Да, звуки деревни с годами и веками мало меняются.- А изменился ли внешний вид домов (изб) и людей. Дома строили такие же, как и сейчас?- Нет. Сегодня люди научились строить дома из другого материала…..- В Древней Руси народ одевался также как и сегодня?- Нет, раньше люди носили совершенно другую одежду.- Ребята, а кто из вас знает, как одевались наши предки. Что носили мужчины и женщины в древней Руси?- Они носили лапти, сарафаны и т.д.- Ребята, а как вы думаете, в Древней Руси люди любили праздники?- А как они одевались на праздник?- Да примерно, как и мы с вами. Они одевали самые нарядные костюмы.-Теперь посмотрите, у вас на партах лежат силуэтные трафареты людей. На них нет одежды.- Теперь вы, наверное, догадались какая тема нашего занятия? (Да)III. Тема и цель занятия.- Попробуйте сформулировать тему занятия.- Тема занятия «Русская праздничная народная одежда».Постановка цели:- Выполнение эскиза праздничного русского народного костюма.IV. Мотивация:- Как вы думаете, зачем нам изучать праздничный народный костюм?(Чтобы знать историю и традиции русского народа).- Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, об истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли.V. Изучение нового материала.- Послушайте несколько строчек о русском костюме.«Встала, красна девица раноВстала бела да румянаУмывалась чистою росойНадевала яркий сарафанЗолотом расписной, бисером вышитыйНа голове кокошник, а на ногах сапожкиС нею рядом молодец в расписной рубахе».- Вся одежда и у мужчин, и у женщин была очень красивой.В ней обязательно присутствовали элементы декора: вышивка, бисер, шитье, шнур, блестки.-А теперь внимание на экран, сейчас мы посмотрим и узнаем, из каких элементов состояла народная праздничная одежда.Просмотр презентации.Слайд 1.-Ребята, посмотрите, какая была одежда на Руси.Она была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.Слайд 2-5.- Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, все делалось руками мастериц. Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. Такая одежда могла многое рассказать о своем владельце: откуда он родом, какого возраста и по какому случаю так одет.Слайд 6.Рубаха- основа женского народного костюма. Шилась она из белого льняного или конопляного полотна. Ее праздничный вариант украшался вышивкой, оберегавшей от дурного сглаза. Особенно украшали ворот, оплечья, грудь и подол. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее ее владелица.Слайд 7.- Поверх рубахи надевался сарафан, он украшался спереди узорной полосой, тесьмой, кружевом, узорными пуговицами.- Обратите внимание на женский костюм севера России, этот костюм состоял из рубахи, сарафана, епанечки в теплое время года, а в холодную пору душегрею с длинным рукавом.Слайд 8.- Ребята, а вот в южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), головного убора. Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской.Слайд 9.Понева - шилась из клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, бисером. Понева состоит из трех полотнищ, по швам – орнамент. По цвету поневы были черные и синие в клетку.Слайд 10.Далее, надевался передник - запон, занавеска и украшали вышивкой и узорами. Чаще предпочтение отдавали красному цвету. Недаром старое слово «красный» означало одновременно и красивый. Красный цвет кроме того считался магическим.Слайд 11.Головным уборам уделялось особое внимание. Они были разнообразны, но при этом четко разделялись на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Молодым девушкам разрешалось показывать свои волосы. «Девичья коса - всему миру краса». Они носили легкие воздушные головные уборы – венец.Кокошник – самый распространенный вид праздничного головного убора.Женщины должны были тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Замужние женщины носили шапочки – сороки и кику (кичку).Слайд 12-13.Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником. Русская рубаха- косоворотка украшена богатой вышивкой.Слайд 14.Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.Слайд 15-18А вот посмотрите, как известные художники запечатлели русских красавиц.Портрет «Неизвестной крестьянки в русском костюме» художника Ивана Петровича Аргунова (1729-1802).« Русская красавица в кокошнике» художника Константина Егоровича Маковского(1839-1915)«Боярышня» Фирс Сергеевич Журавлев. 1884 год«Московская красавица 17 века» написал Андрей Петрович Рябушкин (1861)- И так, ребята, сколько нового и интересного мы узнали сегодня на занятии о русском народном праздничном костюме. И наш словарный запас пополнился новыми интересными словами, обратите внимание на доску (сарафан, понева, кокошник, епанечка, душегрея, сорока, кичка, передник).Объясняют дети значение этих слов.- Сейчас немного отдохнем.VI.ПеременаФизкультминутка.Раз - подняться, подтянуться.Два – нагнуться, разогнуться.Три - в ладоши три хлопка,Головою три кивка.На четыре – руки шире,Пять руками помахать.Шесть – на место тихо сесть.VII. Обобщение.Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляться он может по-разному, остается главное – радость, особое волнение, веселье, одежда, песни , пляски. Однако эти традиции составляют необычность и особенность. О них нужно помнить и знать! Вот мы сейчас и проверим, что вы запомнили.Вопросы:- Какой цвет считался праздничным на Руси?- Красный.- Что надевали люди на праздник?(рубаху с вышитыми узорами, сарафан, кокошник, украшенный бисером).- Как называлась тёплая (зимняя) юбка?- Понёва.-Как называлась мужская рубаха, с боковым разрезом?- Косоворотка.-А какими узорами вышивали одежду?- Символами.-А как называется много повторяющийся один и тот же узор?(Орнамент).- Ребята, где обычно располагали узоры на рубахе?(на рукавах).Ребята, где обычно располагали узоры на сарафане?(Посередине сарафана и по подолу внизу)- А как вы думает, орнамент должен выделяться на фоне сарафана, рубахи?(Да)VIII. Закрепление (Практическая работа)Этапы работы:1. Обведите силуэт женской или мужской фигуры.2. Нарисовать костюм (мужской или женский).3. Головной убор.4. Обувь.5.Украсьте костюм орнаментом.6. Выберите фон рубахи и сарафана, портов и косоворотки.7.Подборите оттенок орнамента (отличие от фона).(Звучит музыка с народными напевами).IX. Итог- На доске импровизированная деревенская улица, на неё крепятся эскизные работы.- Посмотрите, как ожила наша праздничная деревенская улица.- Посмотрите, получился ли у нас праздник в деревне?-Да!- Давайте полюбуемся.X. Рефлексия.- Ребята, внимание! Перед вами на доске незаконченные фразы. Я прошу вас сейчас выбрать одну из понравившихся фраз и закончить её.Фразы:Я сегодня узнал(а)…Было интересно…Было не просто…Мне запомнилось…Меня удивило…У меня получилось…Дети дают оценку своей работе на занятии.-Ребята, вы сегодня отлично потрудились. Мне с вами было очень интересно.- Сегодня мы с вами побывали в прошлом, вспомнили историю русского народного костюма. Сегодня многое забыто, утеряно. Давайте же по крохам собирать то, что уцелело. Копите добро в вашей душе, копите любовь к русской земле и её истории, пуще глаза берегите любовь свою к родителям и близким людям.