Публикации
Развиваем творческие способности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развиваем творческие способности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Автор: Белоконова Светлана Валентиновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развиваем творческие способности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Автор: Белоконова Светлана Валентиновна
Развиваем творческие способности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. С.В.БелоконоваВсем известно- ведущей детской деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Поэтому наиболее актуальной становиться проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий. Именно в игровой деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта, происходит вызревание таких новообразований как: способность к логическому мышлению, произвольность поведения, творческое воображение, самоконтроль. А это и составляет важную базу для начала систематического обучения в школе.Учитывая актуальность и важность проблемы для психического развития детей, перед нами стоит цель: способствовать развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно –ролевых играх.В этой работе самым главным является личная увлеченность всех участников воспитательного –образовательного процесса содержанием деятельности, связанной с развитием творческой активности самих себя и своих воспитанников.Нельзя заранее определить, во что будут играть дети в тот или иной день недели. Опыт показывает, что целесообразно составлять план руководства творческими играми не на каждый день, так как это неизбежно оказывается формальным, а на неделю, на две.Один из главных этапов моей работы это обогащение развивающей предметно пространственной среды в группе. Взрослыми созданы условия для проявления творчества детей в группе: здесь есть костюмы и маски, все необходимое для экспериментирования, для игр предметы – заместители, «сундучок всякой всячины», игрушки из детства родителей, лоскутки и ленточки, природный и бросовый материал, коробочки разных размеров.Длительные наблюдения за сюжетно –ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста показали, что дети в основном играют в игра, которые отображают реальную жизнь: «Магазин», «Детский сад», «Дом», «Больница». Игра основывается на жизненном опыте детей.Для педагогического руководства в сюжетно-ролевой игре в целях развития творческой активности ребенка старшего дошкольного возраста, для снятия эмоционального напряжения хорошо использовать следующие методы: «мозговой штурм», «метод гирлянд». Метод «Мозгового штурма» предполагает создание поисково-проблемной ситуации (например, можно выяснить что дети знают о библиотеке, театре, что дети знают о профессиях людей, которые работают в библиотеке, театре). Совместное обсуждение с детьми возникшей в игре проблемы, путем постановки вопросов, позволяющих контролировать проблемы. «Метод гирлянд» позволяет дошкольникам творчески мыслить проводить параллели между предметами, не отвлекаясь от своих ассоциаций, по каким-нибудь свойствам или отношениям выявлять сходства предметов. Для развития сюжетосложения с детьми старшего дошкольного возраста интересна игра -придумывания. Без оценки качества детской речи и требований полноты рассказа, дети в свободной обстановке пересказывают знакомую сказку. Важно чтобы ребенок передал общий смысл очередного события. Можно предложить детям придумывать одну общую сказку (например «Гуси лебеди») на новый лад. Это стимулирует детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием (например, Карлсон встречает Винни-Пуха и помогает добывать ему мёд). Путём этих заданий дети сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнёра. В результате дошкольники могут реализовать свои творческие возможности и действовать согласовано. Дети старшего дошкольного возраста учатся выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнёров сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие хотел бы он развернуть в следующий момент игры. Прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.Важно развивать ролевой диалог, например посредством игры «Телефон»- разговор персонажей. Если видим, что разговор угасает, возьмём на себя роль доктора, бабушки звоним по тому или другому поводу. В результате игра принимает иной оборот, развивается, развивается, вовлекаются другие персонажи. Дети радуются интересному повороту событий, увлекаются совместной деятельностью. Многие игры интересней развиваются на свежем воздухе, так как здесь больше возможности для движения, для развития фантазии. Опыт показывает, что в любое время года на участке можно организовать различные творческие игры. Зимой, это постройки из снега, а летом из песка. Нужно развивать самостоятельность, инициативу детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувство детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве развивается игровое творчество. Развитие игрового замысла связано с общим умственным развитием ребенка. Растущие познавательные интересы детей обогащают сюжеты их игр, делают более стойкими замыслы, которые иногда на долгое время завладевают их воображением. Появление длительной игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Продолжительное пребывание в одной роли помогает детям глубже вникать в смысл изображаемого. Старшие дошкольники смелее и разнообразнее комбинируют в игре знания, почерпнутые из наблюдений, книг и рассказов. Наблюдения за изменениями, которые происходят в развитии детей: повышается уровень образного мышления, оригинальности, познавательной активности детей, расширяется кругозор и активный словарь. Можно сделать вывод, что дети с достаточно высоким уровнем воображения более подготовлены к обучению и успешны в школе. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Ведь именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Школа предъявляет другие требования к памяти, мышлению, и нередко воображение ребенка, не получив должного развития в дошкольном детстве, постепенно тускнеет. Но в тех случаях, когда мы поддерживаем искру творчества, фантазии и воображения, она может дать чудесные плоды в более старшем возрасте.