Публикации Создание психологического комфорта на уроке как условие организации образовательного процесса в школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание психологического комфорта на уроке как условие организации образовательного процесса в школе
Автор: Кобзева Наталия Анатольевна

Создание психологического комфорта на уроке как условие организации образовательного процесса в школе
Даже в самые тяжелые времена надо хоть немного
думать о комфорте
Э.Ремарк
Комфорт-это единственное, что нам дала цивилизация
О.Уайльд
Так что же такое комфорт? Даже не зная точного значения этого слова, мы можем сказать с какими словами оно ассоциируется: красота, мир, обстановка, толерантность, удобство, покой… в общем все то, без чего не представляет себе жизни современный человек.
В настоящее время большое количество детей школьного возраста испытывают неустойчивые, дискомфортные состояния.
Создание психологического комфорта ребенка является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога .
Часто от школьных психологов мы слышим рекомендации по поводу создания психологического комфорта на уроке. Например: Выстраивайте отношения с учащимися на уровне сотрудничества, Мотивируйте учащихся, Учитывайте психологические особенности детей "ивируйте учащихсятелемОМщимися на уровне сотрудничнства комфорта на уроке. и т.д.
Зачастую, мы педагоги, не всегда знаем, как данные рекомендации применять на практике. Попытаемся в этом разобраться.
Выделим основные педагогические ошибки, а также методы и приемы, которые будут способствовать созданию психологического комфорта.
Как театрначинаетсяс вешалки, такурок начинаетсяс организационного этапа. Как же правильно начать урок?
Ситуации, определяющие начало урока:
-настроение учителя;
-организованность;
- опоздание учителя;
- ориентация на самочувствие ученика;
- ученик не готов к уроку.
Вот рекомендации для учителя:
Входите в класс с хорошим бодрым настроением, и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми в доброжелательной форме.
Не тратьте время на поиски страницы предмета в журнале, соблюдать порядок на рабочем месте.
Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, всё ли готово к уроку, стремитесь к организованному началу уроку.
Ориентируйтесь на эмоциональное состояние учеников, развивайте в себе эмпатию к детям. Корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.
Будьте сдержанным в движениях и словах. Любое эмоциональное состояние, включая состояние отрицательной модальности, учитель может выразить в деликатной форме. Объясняйте ученику последствие его поступков.
Созданию психологического комфорта также способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке.
Перечень упражнений
Цель
Улыбка. Первым знаком обращения должна быть доброжелательная улыбка. С какими бы мы словами не подходили друг к другу, начинаем наш диалог с улыбки.
Формирование уважения, чувства сплоченности и принадлежности к группе.
Ассоциации. Дети подбирают ассоциацию или ассоциативный ряд к какому-либо определению
Например: окружность- кольцо, обруч….
Прямоугольный параллелепипед – коробка, комната, шкаф…
Литературные метафоры в математике
Аксиома = ясно как дважды два.
Прямая пропорциональность = много снега - больше хлеба.
Обратная пропорциональность = тише едешь - дальше будешь.
Сравнение отрицательных чисел = из двух зол выбирай меньшее.
Межпредметные связи
Доли, дроби – музыка.
Система координат - география, астрономия.
Формирует адекватное понимание, восприятие партнёра, развивает активное внимание, групповую сплочённость.
Помогает ученикам запомнить сухие математические факты, создать более комфортную атмосферу на уроке, облегчить процесс приобретения и сохранения знаний.
Сообщение. Ученикам предлагается передать сообщение, как можно быстрее и без искажения (тему урока, новый термин и т.д.)
Формирует чувство принадлежности к группе.
Парный рисунок. Участники разбиваются по парам и с помощью рисунков, знаков, символов разговаривают друг с другом на заданную учителем тему. Так можно например обсудить решение текстовой или геометрической задачи .
Формирует навыки взаимопонимания и взаимодействия.
Тихий опрос (взаимоопрос). Беседы с одним или несколькими учащимися полушепотом, в то время как класс занят другим делом
Помогает снять состояние тревожности и неуверенности в себе
Известно, что отдельные обучающиеся затрудняются, а порой и теряются, во время устного опроса, или когда их вызывают к доске. В таких случаях я использую такой прием как тихий опрос, в виде беседы с одним или несколькими учащимися полушепотом, в то время как класс занят другим делом.
Чтобы снять состояние тревожности и неуверенности в себе, использую взаимоопрос
На уроках часто возникают проблемные ситуации, из которых учителю нужно быстро, не нарушая позитивного настроя, найти выход. Например:
1. Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одноклассников, говорит: Я не хочу сидеть за одной партой вместе с ним. Что Вы будет делать (как поступите, что скажете) в данной ситуации?
Варианты:
А) Ну и что?, Никуда не денешься, все равно придется, Это глупо с твоей стороны, Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой
Б) не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!
В) Почему ты не хочешь сидеть за одной партой с Сашей. Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием, ты хорошо владеешь…, а Саша …. Думаю, у вас всё получится
При вескости выясненных причин возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем.
Немаловажным для создания психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к ученику.
Психологи выделяют две формы общения с людьми: ты и я- сообщение.
Ты - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…).
Я-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание)
Практическое задание: переформулируйте ты-сообщение в я-сообщение.
Ты-сообщение: Ты сегодня опять забыл тетрадь? Тебе не надоело весь урок болтать?
Очень важным при общении с учащимися является то, какие вербальные и невербальные средства общения использует педагог. От этого будет зависеть эмоциональное состояние ребёнка, его особенности мотивации, продуктивность учебной деятельности
Позитивные проявления
Негативные проявления
Оценка поступка, а не личности
Похвала, улыбка, контакт глаз
Комплимент, ласковое слово
Поддержка
Выражение заинтересованности
Сравнение с самим собой
Одобрение, согласие
Позитивные телесные контакты (мл. шк. возраст)
Доброжелательная интонация
Поощрение
Выражение своих чувств
Отражение чувств ребёнка (Мне кажется ты обижен,…)
Отказ от объяснений
Негативная оценка личности
Сравнение не в лучшую сторону
Указание на несоответствие
Игнорирование
Приказы
Подчеркивание неудачи
Угроза
Наказание
Жесткая мимика
Угрожающие позы
Негативная интонация
Важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением ученики уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка учителя работы и настроя на урок учащихся, так и самооценка своей деятельности самих учащихся.
Оценивая работу учеников, я думаю, важно помнить слова А.С. Макаренко.
Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса. (А.В. Макаренко)
2 Говоря о самооценке настроения и работы на уроке самих учеников, можно использовать такие приёмы, как:
Нарисуй своё настроение (или как вариант настроение одноклассника, например, соседа по парте). Этот приём развивает умение рефлексировать своё эмоциональное состояние.
Можно строить график настроения на разных этапах урока.( на осях графика указать настроение и этапы урока).
Продолжи фразу: Я чувствую себя…; Сегодня на уроке мне особенно понравилось…, не удалось… .
Можно поставить оценку своего психологического состояния на уроке в баллах, например, по 10-ти бальной шкале. А потом учитель может построить график настроения всего класса.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить несколько правил, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:
• используйте в своей работе просьбы, а не требования;
• используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
• используйте компромиссные решения спорных вопросов;
• добейтесь четкой организации урока;
• используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка) – это позволит раскрепостить учащихся. Аппеляция к опыту детей ролевой подход, игры, презентации, исследования и т. д. все то, что одновременно мотивирует ученика на учебу, развивает познавательный интерес
И как итог – формула комфорта
ТЕРПЕНИЕ+ЛЮБОВЬ+ПОНИМАНИЕ =ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ
Закончить сегодняшний разговор хотелось бы одной известной притчей: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви.
HYPER13PAGE HYPER15
5