Публикации К вопросу о формировании диалогической речи младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: К вопросу о формировании диалогической речи младших школьников
Автор: Ржавская Татьяна Игоревна

К вопросу о формировании диалогической речи младших школьниковРжавская Татьяна Игоревнаучитель начальных классов,ГБОУ «Гимназия №8 им. Н.Т. Хрусталёва»,г. СевастопольАннотация. В статье рассматривается актуальность проблемы формирования диалогической речи младших школьников. Исследование показывает, что уровень диалогической речи у младших школьников остается недостаточно высоким из-за традиционных методов обучения и специфики их воспитания. В рамках Федерального государственного образовательного стандарта акцентируется внимание на формировании у детей коммуникативных универсальных учебных действий, среди которых важнейшую роль играют диалогические умения. Статья подробно рассматривает психологические и лингвистические характеристики диалогической речи, указывая на ее ситуативность, спонтанность, необходимость учитывать реакцию собеседника и следовать правилам речевого этикета. Важным аспектом является, что диалогическое общение способствует формированию гармоничной личности ребенка, что подчеркивает его значимость в образовательном процессе. Эффективное формирование диалогической речи требует комплексного подхода, включающего пересмотр критериев оценки её уровня и разработку новых инструментов, которые соответствуют требованиям системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Решение данной проблемы является необходимым шагом к повышению эффективности учебного процесса и развитию коммуникационных умений у младших школьников.Ключевые слова: диалогическая речь; младшие школьники; формирование; характеристики; виды диалога; навыки; умения. Потребность развивающегося информационного общества в современно образованных, активных людях, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, компромиссу и диалогу, т. е. обладающих рядом необходимых компетенций, нашла отражение в нормативных образовательных документах.Проблема формирования диалогической речи особенно остро обозначилась в настоящее время. Это связано со спецификой современного мира, в котором межличностное взаимодействие уступает общению в социальных сетях, с использованием готового набора цитат и картинок, что приводит к значительным трудностям в формулировании собственных мыслей и проблемам коммуникации. В результате ребенок, поступив в школу, испытывает значительные трудности в диалогическом общении. Решение данной проблемы является одной из основных задач современного образования.Владение диалогической формой речи позволяет учащимся эффективно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, принимая активное участие в образовательном процессе, однако, как показали результаты исследований О. П. Головиной [12], А. С. Львовой [6], Н. С. Назметдиновой [8], А. А. Соколовой [10] и др. состояние диалогической речи у младших школьников находится на невысоком уровне. Это связано со спецификой условий, в которых растут и воспитываются современные дети, и применением в образовательном процессе традиционных методов и средств.Поэтому в настоящее время вопросы формирования диалогической речи являются достаточно актуальными. Анализ научных работ, посвященных данной проблеме подтверждает противоречие между высокими требованиями к уровню речевой подготовки младших школьников и фактическим состоянием коммуникативной стороны речи: ее диалогической формы.Проблемой диалогической речи занимались ученые-философы, социологи, лингвисты, педагоги, психологи. Ключевое значение в понимании сущности диалога и диалогических взаимоотношений находится в рамках философско-психологического подхода, рассматриваемого М. М. Бахтиным, В. С. Библером, Б. Ф. Ломовым, Г. М. Кучинским, М. С. Каган, С. Ю. Кургановым и др. Сущность и особенности диалога описаны в трудах Л. П. Якубинского, Г. О. Винокура, Л. В. Щербы, В. В. Виноградова, классификация видов диалога разработана М.К. Бородулиной, Т. Н. Колокольцевой, Г.В. Бырдина, М.С. Глазман, пути формирования умений высказывать и аргументировать собственное мнение освещены Н.И. Махновской, А.С.Львовой, М.С. Соловейчик; умения строить диалог по правилам речевого этикета описаны И.Н. Курочкиной, Н.В. Формановской и др учеными.Одним из основных положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [11] является формирование у школьников коммуникативных универсальных учебных действий, важнейшим компонентом которых являются диалогические умения, овладение которыми позволит учащимся стать активными участниками образовательного процесса.В ФГОС НОО второго поколения [11] данные умения и навыки заявлены в качестве обязательных, которым научится выпускник начальной школы и составляют диалогическую форму речи: «У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования..удут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы»[9: 25]На сегодняшний день младшие школьники владеют формой диалогового общения на бытовом уровне, в рамках опыта окружающих их людей, в то время как процесс школьного обучения требует владения определенным набором коммуникативных умений и навыков в сочетании с достаточно развитыми психическими механизмами речи.Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что диалогическая речь является достаточной сложной формой речевого взаимодействия, не смотря на ее первичность по отношению к монологу, так как имеет немалое количество особенностей. Необходимо отметить, что психологические особенности диалогической речи определяют ее лингвистические характеристики.Так, например, ситуативность и непосредственный контакт участников диалогического общения обуславливает использование неполных синтаксических конструкций, односложных вопросов и ответов, повторов слов и стереотипных конструкций. Спонтанность или неподготовленность диалогической речи влечет за собой необходимость в достаточно высоком темпе речи и, как следствие, требует развитого механизма упреждения и речевой памяти, ответственных за отбор соответствующего речевой ситуации языкового материала. Непринужденность общения в устной диалогической речи сопровождается ярким эмоциональным сопровождением, выражающемся в использовании различных интонационных реплик и невербальных средств. Зависимость в диалоге партнеров по общению друг от друга, от ситуации, от их психологической установки на речевое взаимодействие оказывает влияние на содержание диалога, определяет стиль речи собеседников и определяет его вид и исход.Существует большое количество видов диалога: по особенностям создания — диалог первичный или вторичный; по виду реализации — устный или письменный; по цели общения - информационный, интерпритационный, этикетный, эмотивный или прескриптивный; по виду коммуникации — личный или публичный, официальный/ неофициальный; по целеориентированности — одноцелевые или многоцелевые; а также тематически ограниченные или свободные, гармоничные и диссонансные. Несмотря на подробную классификацию, следует отметить, что в условиях коммуникации разные типы диалогов находятся в постоянном взаимодействии и зачастую перекрещиваются, что объясняется спецификой диалогической формы речи.Направленность речи на решение каких-либо задач: социальных, личных, учебных или познавательных, характеризует ее как деятельность. Согласно мнению известного ученого-психолингвиста, проф. И. А. Зимней [3], речевое взаимодействие людей имеет целью удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности. Наиболее ярко коммуникативный характер речевого общения выражен в диалогической речи.Решая задачи коммуникации, диалогическая речь, состоит из реплик-высказываний, которые в зависимости от целей общения подразделяются на: высказывания-сообщения, служащие для передачи информации; высказывания-вопросы, имеющие цель — получение информации; высказывания-побуждения к действиям (как речевым, так и неречевым) и высказывания-умозаключения.Пара реплик-высказываний составляют структурную единицу диалога, поскольку смысл речи собеседников выявляется лишь в их взаимосвязи. Такие пары реплик называют диалогическим единством и различают следующие их типы: вопрос-ответ, побуждение-реакция на побуждение и сообщение-реакция на сообщение. Примечательно, что одни исследователи выделяют в качестве структурного элемента диалога пару взаимосвязанных реплик, а другие, например, Д. И. Изаренков [4] — речевое действие-высказывание. На наш взгляд, с точки зрения обучения диалогической речи, целесообразно согласиться с первыми, так как деятельностный характер диалогической речи предполагает цель и достижение результата, о получении которого можно судить лишь из текста двух взаимосвязанных реплик, в то время как из единичного высказывания, обращенного к собеседнику это понять не представляется возможным.Диалогическая речь как речевая деятельность человека направлена на достижение определенной цели, определяющей выбор действий с учетом условий, в которых осуществляются эти действия, поэтому по мнению методистов в области преподавания языка (как русского, так и иностранного) знание структуры речевой деятельности необходимо для успешного развития речи речи учащихся вообще и формирования диалогической речи в частности. Это связано в первую очередь с необходимостью возникновения у школьников интереса к этой форме деятельности и как следствие мотивации, поскольку без осознавания «зачем?» и «для чего?» деятельность не может быть успешной. Этот этап открывает следующий — этап планирования, прогнозирования и внутренней (смысловой и языковой) организации речевого высказывания: происходит этап формирования и формулирования мыслей. На этапе реализации высказывания во внешней речи проявляются навыки произношения, а этап контроля позволяет сопоставить результат с целью.Задачей обучения речевой деятельности в школе становится качественное осуществление всех ее этапов, а формирование диалогической речи включает помимо этого формирование способности у младших школьников учитывать реакцию собеседника, условия общения, психологические составляющие диалога и выполнять принятые в обществе правила его ведения. Таким образом составляющими диалогической речи являются не только реплики-стимулы и реплики-реакции, но и ряд необходимых умений и навыков.Ученые-методисты М. М. Алексеева, Б И. Яшина [1] выделяют собственно речевые умения: вступать в общение, слушать и слышать собеседника, высказываться логично и связноыразительно говорить, использовать интонацию; коммуникативные умения: умения общаться для планирования совместных действий, участвовать в обсуждении, доказывать свою точку зрения и т. д.; умения речевого этикета и невербальные умения. Н.С. Назметдинова [8] дополняет список такими умениями: видеть свою и чужую точки зрения; знать культуру ведения диалога (говорить по очереди, не перебивать партнера и др.); использовать интонацию вежливости. Л.Д. Бокарева, Л.Я. Желтовская, Л.Ф. Климанова [2] озвучивают следующие умения: выражать согласие, дополнять собеседника, подтверждать сказанное, присоединяться к сказанному; выражать эмоционально свое отношение к явлениям; уточнять, выяснять непонятное. А.А. Соколова [10] распределяет диалогические умения согласно речевым ролям собеседников: роли говорящего (вступать в общение; планировать высказывание с учетом речевой ситуации; отбирать материал и оформлять его в речи; использовать средства воз- действия); роли слушающего (выслушивать и понимать собеседника; осознавать собственное коммуникативное намерение; понимать поставленную задачу).М. С. Соловейчик [5] и Т. А. Ладыженская [7] уточняют, что в состав речевых умений входят умения, обеспечивающие речевую деятельность, а именно создание и восприятие высказываний.Речевые умения и навыки, в свою очередь, невозможны без языковых: навыков отбора средств языка (слов и словосочетаний); навыков словоизменения (изменения слов по грамматическим формам) и отбора нужной грамматической формы слова; навыков словообразования; навыков правильного грамматического структурирования (оформления) предложений и навыков нормативного оформления грамматической связи между предложениями. Данные речевые (языковые) умения осваиваются на уроках русского языка и доводятся до уровня навыков в процессе обучения по всем предметам в течение всего периода обучения в начальной школе.Отсюда следует, что, во-первых, диалогическая речь, в контексте ее формирования у младших школьников, включает набор речевых (языковых) умений и навыков в совокупности с коммуникативными навыками общения и знанием норм речевого этикета; имеет определенную структуру и разворачивается в соответствии с этапами речевой деятельности. Во-вторых, диалогическое общение выступает инструментом формирования гармоничной личности младшего школьника, так как в процессе речевого взаимодействия происходит внутреннее принятие собеседниками друг друга как ценностей, ориентация на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов общения, дает возможность для выражения собственных смысловых позиций и принятия позиции партнера, развития мышления и интеллектуального роста.[12]Таким образом, в настоящее время вопросы формирования диалогической речи приобретают особую значимость и требуют уточнения критериев для оценки уровня ее сформированности и поиск новых современных инструментов для формирования составляющих диалога, отражающих требования системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Литература
  • Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2000. – 201 с.
  • Желтовская, Л.Я. Обучение русскому языку в интересах речевого развития и духовно-нравственного воспитания младших школьников / Л.Я. Желтовская // Начальная школа. – 2008. – № 1. – С. 48–55.
  • Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
  • Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи [Текст] / ДИИзаренков. - 2-е изд., испр. - М. : Русский язык, 1986. - 150с.
  • Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] / В. И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. - М. : Наука, 1991. - 245с.
  • Львова, А.С. Учебная дискуссия как средство развития диалогической речи младших школьников [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.С. Львова. – М., 2009. – 24 с.
  • Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / Под. ред. Т.А. Ладыженской. - М. : Просвещение, 1991. - 189с.
  • Назметдинова, Н.С. Развитие диалогической речи школьников [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.С. Назметдинова. – М., 1997. – 16 с.
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
  • Соколова, А.А. Методика обучения диалогу детей шести-семи лет [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.А. Соколова. – Екатеринбург, 2006. – 24 с.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
  • Головина, О.П. Развитие диалогической речи учащихся младших классов [Электронный ресурс] / О. П. Головина // Вестник тамбовского университета. Гуманитарные науки. - 2009. - № 7. - Режим доступа: