Публикации «Использование фрагментов художественных фильмов на уроке литературы».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование фрагментов художественных фильмов на уроке литературы».
Автор: Успенская Ольга Николаевна

«Использование фрагментов художественных фильмов на уроке литературы».Не секрет, что по большинству произведений классической русской литературы, изучаемых в школе, созданы игровые художественные фильмы или театральные постановки.Многие из режиссёров чётко следуют сюжету произведения и высказывают в той или иной мере авторскую идею, а кто-то из авторов дает себе право творить, тем не менее строго придерживаясь образной системы литературного текста и сюжетных линий. Все созданные фильмы или постановки( фрагменты) учитель имеет право вводить в свой урок, при этом учитывая цель и задачи занятия. Образы героев изучены, поступки, эмоции, слова проанализированы, почему бы не расслабиться и не развлечь учащихся просмотром фильма, поставленного по данному произведению. Но учитель, преследующий определённые цели, желающий, чтобы ученики до конца прониклись тем или иным произведением классика, даже такой вариант работы поставит на службу учебной задаче.Просмотр фильма после изучения художественного текста как бы дополняет собой анализ и образов героев, и происходящих событий, позволяет глубже окунуться в историческую эпоху (костюмы, исторические события, правила поведения, пейзажи, старинные интерьеры, здания).Естественно, на уроке мы не можем позволить себе посмотреть фильм целиком в силу нехватки времени, да и весь фильм смотреть нецелесообразно, лучше выделить и показать наиболее интересные, кульминационные моменты.С помощью специальной программы - видеоредактора - делается нарезка того или иного фильма или спектакля, фрагменты соединяются между собой. В данном случае можно рассчитывать время показа: полноценные 40 минут урока или меньше. Например, из фильма « Русский бунт», поставленного по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, я на урок взяла несколько ключевых моментов: «Встреча в степи», « Поединок», « Сцена казни», « Допрос Гринева», « Аудиенция у Екатерины II».Фрагменты фильмов , как правило показываются в самом конце изучения произведения, в качестве подведения итогов, но можно поступать и иначе – вкраплять отрывки в канву самого урока. Например, таким образом я поступала при изучении рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма», повести М. Горького « Детство», пьесы А. Н. Островского « Гроза».При изучении образа бабушки из повести « Детство» учащиеся посмотрели и сцену пляски бабушки, и рассказывание сказки, и поведение бабушки на пожаре. Несмотря на то, что фильм был старый, чёрно – белый, ребята прониклись атмосферой фильма, декорациями и игрой актрисы.Пи изучении пьесы « Гроза» во время урока посмотрели «Сцену с ключом», сцену «Раскаяние» и на основе впечатлений продолжили анализ образа Катерины. Ребята обратили внимание на игру актрисы, сделали интересные наблюдения и замечания. Кроме игры актёра в фильме может звучать музыка, которая передаёт эмоции персонажа, и это также помогает лучше понять героев художественного произведения. Так в сцене приезда героини в дом уже умершей матери (фильм « Телеграмма») музыка передаёт трагедию ситуации и чувства Насти.Кроме перечисленных способов использования фрагментов художественных фильмов при изучении литературы есть целесообразность давать для просмотра одинаковые сцены из фильмов разных режиссёров и разных лет создания. Например, сцена дуэли Печорина и Грушницкого из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Сначала эта сцена была прочитана и проанализирована, затем ребята смотрели отрывки из фильма режиссёра А.Котта (2007 г.) и С. Ростоцкого (1967г.). Учащиеся пытались сравнить постановку сцены разными режиссёрами, игру разных актёров, делали открытия, отмечали художественные детали и режиссёрские находки.Таким образом, просмотр фрагментов художественных фильмов или спектаклей после прочтения литературных текстов, их изучения и анализа, использование отрывков фильмов непосредственно во время обсуждения произведения имеет большое значение для лучшего понимания текста и способствует более углублённому анализу событий, характеров героев, поступков, совершаемых ими. При этом дети не только смотрят картинку, но у них есть возможность посмотреть игру актёров, проанализировать её, посмотреть, насколько хорошо артист вжился в роль, соотнести с собственными представлениями о персонаже. Также можно дать понятие о кинематографической детали, чтобы при просмотре фильмов ребята учились думать и анализировать, размышлять, зачем режиссёр как творец ввёл её в своё произведение, на что хотел обратить внимание зрителей.