Публикации Планирование и организация профориентационной деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОСи ФОП ДО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Планирование и организация профориентационной деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОСи ФОП ДО
Автор: Выручаева Наталья Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1 «Золотой петушок» комбинированного вида» г. СеверодвинскПланирование и организация профориентационнойдеятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС и ФОП ДОСтарший воспитательВыручаева Наталья НиколаевнаФедеральная образовательная программа дошкольного образования
  • Согласно
  • область«Социально-коммуникативное развитие» сфере трудового воспитания). Содержание направлено на формирование у воспитанников дошкольной образовательной организации положительного отношения к труду через решение следующих задач:
  • - поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
  • - формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей
  • Трудовое воспитание включает в себя:
  • Формирование положительного отношения к труду: воспитатели должны
  • прививать детям понимание важности труда и его результатов.
  • 2. Развитие навыков самообслуживания: умение самостоятельно одеваться, умываться, убирать за собой и т.д.
  • 3. Обучение простым трудовым навыкам: выполнять простые задания, такие как уборка игрушек, помощь в сервировке стола и т.д.
  • 4. Развитие творческих способностей: предоставить детям возможность
  • проявлять свою творческую активность в процессе труда.
  • 5. Формирование навыков сотрудничества: умение работать в команде, делиться обязанностями и помогать друг другу.
  • 6. Обучение безопасности труда: знание основных правил безопасности при
  • работе с инструментами и материалами.
  • 7. Развитие самостоятельности: умение самостоятельно принимать решения и выполнять задания без постоянного контроля со стороны взрослых.
  • Одной из важнейших составляющих процессасоциализации ребёнка является его профессиональное самоопределение процесс сознательного исамостоятельного выбора своего профессионального пути.Профессиональное самоопределение это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве. Традиционно выделяют несколько этапов и подэтапов этого процесса:I этап.Развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берёт своё начало в возрасте становления самосознания как такового в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). Здесь выделяют два подэтапа: эмоционально-образный и пропедевтический.
  • этап.
  • Профессиональное Ориентировочные границы этого этапа 5-9 класс. Здесь также выделяют два подэтапа: поисково-зондирующий и подэтап развития профессионального самоопределения.
  • этап.
  • Собственно профессиональное самоопределение. Здесь выделяютуточнение социальнопрофессионального статуса (характерен для учащихся 10-11 классов), вхождение в профессию (характерен для студентов) и развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности (характерен для работающей части населения).Периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития:этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий.На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироватьсяразвитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являютсясоставляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональноесамоопределение дошкольников.Ранняя профориентация призвана:Основными направлениями ранней профессиональной ориентации
  • профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
  • профессиональноеинформирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
  • Задачи работы:Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).
  • формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
  • учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
  • обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
  • развивать представления об использовании безопасныхвыполнения профессиональной деятельности людей ближайшего
  • окружения.Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
  • формировать представление о профессиях, направленных на
  • удовлетворение потребностей человека и общества;
  • формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
  • формировать первичные представления о мотивах труда людей;
  • формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
  • учить сравнивать профессии;
  • учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов
  • труда, имеющих понятный ребенку результат;
  • знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными
  • ситуациями.Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
  • расширять и систематизировать представления о труде
  • взрослых, материальных и нематериальных результатах труда,его личностной и общественной значимости;
  • - расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
  • - формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
  • - формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы; систематизировать знания о труде людей в разное время года;
  • - знакомить с трудом людей творческих профессий:
  • художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
  • расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как
  • экономической категории);
  • - расширять и систематизировать представления о современных
  • профессиях;
  • - расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
  • - расширять представления о роли механизации в труде, о машинах
  • и приборах помощниках человека;
  • - формировать представление о видах производственного труда (шитьѐ, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
  • Методы обучения и воспитания:
  • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
  • наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
  • практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
  • игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации)
  • Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трѐмосновным линиям:Приближение детей к труду взрослыхЭто направление работы осуществляется в процессе образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии.Приближение работы взрослых к детямК данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.Совместная деятельность детей и взрослыхК этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнкаАннотированный списокдемонстрационного материала для ознакомления детей с профессиями
  • Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию.
  • Издательство: Детство-Пресс, 2009 г
  • Нищева Н. В. Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.
  • Издательство: Детство-Пресс, 2012 г.
  • Нищева Н.В. Все работы хороши. Серия демонстрационных
  • картин с методическими рекомендациями.Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.