Публикации
Планирование и организация профориентационной деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОСи ФОП ДО
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Планирование и организация профориентационной деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОСи ФОП ДО
Автор: Выручаева Наталья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Планирование и организация профориентационной деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОСи ФОП ДО
Автор: Выручаева Наталья Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 1 «Золотой петушок» комбинированного вида» г. СеверодвинскПланирование и организация профориентационнойдеятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС и ФОП ДОСтарший воспитательВыручаева Наталья НиколаевнаФедеральная образовательная программа дошкольного образованияСогласно область«Социально-коммуникативное развитие» (В сфере трудового воспитания). Содержание направлено на формирование у воспитанников дошкольной образовательной организации положительного отношения к труду через решение следующих задач:- поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; - формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей Трудовое воспитание включает в себя:Формирование положительного отношения к труду: воспитатели должны прививать детям понимание важности труда и его результатов.2. Развитие навыков самообслуживания: умение самостоятельно одеваться, умываться, убирать за собой и т.д. 3. Обучение простым трудовым навыкам: выполнять простые задания, такие как уборка игрушек, помощь в сервировке стола и т.д. 4. Развитие творческих способностей: предоставить детям возможность проявлять свою творческую активность в процессе труда.5. Формирование навыков сотрудничества: умение работать в команде, делиться обязанностями и помогать друг другу. 6. Обучение безопасности труда: знание основных правил безопасности при работе с инструментами и материалами.7. Развитие самостоятельности: умение самостоятельно принимать решения и выполнять задания без постоянного контроля со стороны взрослых. Одной из важнейших составляющих процессасоциализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного исамостоятельного выбора своего профессионального пути.Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве. Традиционно выделяют несколько этапов и подэтапов этого процесса:I этап.Развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берёт своё начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). Здесь выделяют два подэтапа: эмоционально-образный и пропедевтический.этап. Профессиональное Ориентировочные границы этого этапа – 5-9 класс. Здесь также выделяют два подэтапа: поисково-зондирующий и подэтап развития профессионального самоопределения.этап. Собственно профессиональное самоопределение. Здесь выделяютуточнение социальнопрофессионального статуса (характерен для учащихся 10-11 классов), вхождение в профессию (характерен для студентов) и развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности (характерен для работающей части населения).Периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития:этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий.На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироватьсяразвитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являютсясоставляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональноесамоопределение дошкольников.Ранняя профориентация призвана:Основными направлениями ранней профессиональной ориентациипрофессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия); профессиональноеинформирование (обеспечение детей информацией о мире профессий). Задачи работы:Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах; учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях; обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся; развивать представления об использовании безопасныхвыполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах; формировать первичные представления о мотивах труда людей; формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе; учить сравнивать профессии; учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда,его личностной и общественной значимости;- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека; - формировать первоначальные представления о труде как экономической категории; - формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы; систематизировать знания о труде людей в разное время года; - знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет)расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий; - расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;- формировать представление о видах производственного труда (шитьѐ, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий. Методы обучения и воспитания:словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций); практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда); игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации) Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трѐмосновным линиям:Приближение детей к труду взрослыхЭто направление работы осуществляется в процессе образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии.Приближение работы взрослых к детямК данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.Совместная деятельность детей и взрослыхК этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнкаАннотированный списокдемонстрационного материала для ознакомления детей с профессиямиНищева Н. В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. Издательство: Детство-Пресс, 2009 гНищева Н. В. Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. Издательство: Детство-Пресс, 2012 г.Нищева Н.В. Все работы хороши. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.