Публикации Деятельность воспитателя ГПД в условиях реализации Фгос

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Деятельность воспитателя ГПД в условиях реализации Фгос
Автор: Ольга Николаевна Левина

Лятошек Е.Г., воспитатель ГПД, ГБОУ лицей № 470 Калининского районаСанкт-ПетербургаДеятельность воспитателя ГПД в условиях введения и реализации ФГОС. " Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня. Группа продленного дня (далее - ГПД) является моделью организации внеурочной деятельности школьников в рамках ФГОС НОО, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей. Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание."Группа продленного дня- эти три слова многие годы неотъемлемо связаны со словом школа. Родители, у кого подрастают дети и собираются пойти в первый класс, всегда озадачены вопросом- а есть ли в данной школе группа продленного дня? Если-да, то как поставлена работа в ней с детьми после уроков, насколько ребенку комфортно в стенах школы с раннего утра и часто до вечера, так как занятость родителей не позволяет им забирать ребенка сразу как закончатся уроки.Поэтому, приходя на первые родительские ознакомительные собрания в школу, родители хотят услышать ответы на свои вопросы, связанные с тем как ребенок проводит свое послеурочное время, как соблюдается при этом режим дня и техника безопасного поведения детей в школе.В данной ситуации важна роль воспитателя ГПД, его компетентность в вопросах воспитания, соблюдения режима дня, учитывание возрастных особенностей обучающихся, обеспечение баланса между двигательно-активными и статическими занятиями (п.10.29 СанПиН 2.4.2.2821-10),умение помочь ребенку при самоподготовке домащних заданий.Воспитатели в ГПД несут ответственность за: - жизнь, здоровье и благополучие вверенных ему учащихся во время учебного процесса, а также во время проведения внеурочных занятий, внешкольных мероприятий; - качество воспитательной работы с детьми во внеурочное время; - соблюдением установленного режима дня и правил внутреннего распорядка в школы; - наполняемость групп продленного дня; - правильное использование и сохранность материальных ценностей и оборудования, выделенных для работы с детьми.Определенные обязанности есть и у родителей, чьи дети посещают ГПД:Родители учащихся обязаны: - оказывать помощь педагогическим работникам в воспитании и обучении учащихся, обеспечивать единство педагогических требований к ним; - помогать в организации досуга учащихся. Родители несут ответственность за регулярное посещение ребенком ГПД, его внешний вид ,своевременную оплату горячего питания детей,воспитание своих детей и за занятия в системе дополнительного образования, создание необходимых условий для получения ими образования,обеспечение ребенка одеждой соответственно сезону и погодным условиям, для осуществления организованной прогулки на свежем воздухе в рамках работы ГПД,предупреждение воспитателя в ГПД о том, что забирают ребенка домойа жизнь и здоровье ребенка, в случае самостоятельного ухода ребенка домой (по их письменному заявлению)Большое значение в деятельности воспитателя имеет сотрудничество с учителями-предметниками. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников. Тесное взаимодействие с социальным педагогом и школьным психологом, призванными быть посредниками между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся, сотрудничество с библиотекарем- воспитатель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.Воспитатель наряду с классным руководителем играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится. Сейчас во многих школах работа группы продленного дня построена таким образом, что дети приходят в группу после внеурочной деятельности, посещения кружков и секций дополнительного образования. То есть ребенок уже достаточно утомлен и ему необходима умственная и физическая разрядка.Каждый воспитатель группы проденного дня, как и любой педагог школы, имеет программу работы ГПД, план работы на каждый учебный день.Это обязательно предусматривает такой вид деятельности с воспитанниками как прогулки на свежем воздухе.Прогулка — это активный отдых на воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом и с воспитателем в иной, более естественной обстановке, что дает возможность воздействовать на формирование у ребенка общей культуры, социальное и личностное развитие, наблюдая за ним во внешкольной обстановке.Умеренные физические нагрузки, которые получают дети во время прогулки, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития ребенка при соблюдении некоторых условий:• движения должны быть разнообразны по форме и характеру;• физические нагрузки должны даваться с учетом растущего организма;• занятия должны быть эмоционально насыщенными, что можно достичь в первую очередь применением подвижных игр. Игра пропитывает собой всю деятельность ученика. В игре вырабатываются ловкость, находчивость, быстрота реакции, выдержка, активность. Игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. А на самом деле она требует от игрока максимум усилий. Опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.Среди многообразия игр (сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, подвижных, игр-забав, развлечений, праздников и др.) особое место занимают развивающие игры, которые способствуют выявлению имеющихся у ребёнка пробелов в развитии творческих способностей (таких как память, внимание, мышление, воображение, речь, конструкторские способности, ориентация в пространстве) и устранению их.Игра - это естественная и привычная для ребёнка деятельность. Она обязательно вызывает чувство удивления, а значит, живой интерес к процессу познания. Игра позволяет каждому ученику, даже самому робкому и нерешительному, поверить в свои силы, стать более раскованным, открытым к общению.Воспитатель, хорошо знающий группу детей, с которой он работает постоянно, умеет правильно распределять время, нужное как для самоподготовки уроков, так и для того, чтобы дети в непринужденной обстановке поиграли, отдохнули, могли заняться любым делом ( например: конструирование, настольные игры, чтение книг и т п).Таким образом, к воспитателю выдвигаются повышенные требования как к специалисту, который занимается работой с группой продленного дня: он должен владеть широким диапазоном знаний, умений и навыков.Только в таком случае можно быть уверенным в том, что работа воспитателя окажется эффективной и продуктивной.Литература :1.Группа продленного дня: Сборник нормативных документов и инструктивно-методических писем. М., Просвещения, 2015г.2.Заворотов В.А. Группа, где всем интересно. М., 2009г.3.Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе. М.: Айрис-пресс, 2003.4.Крипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1996.5.Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000.