Публикации
Приобщение школьников к декоративно-прикладному искусству народа Саха
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приобщение школьников к декоративно-прикладному искусству народа Саха
Автор: Сивцева Клавдия Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приобщение школьников к декоративно-прикладному искусству народа Саха
Автор: Сивцева Клавдия Владимировна
В Республике Саха (Якутия) интерес к народной культуре является чрезвычайно актуальным, развитие общества невозможно без знания традиций, культуры и обычаев народов, проживающих на огромной территории республики. Посредством работы с берестой, конским волосом, глиной воспитатели формируют понятие о традиционном декоративно - прикладном искусстве, которое сегодня выполняет воспитательную функцию в деятельности дошкольного учреждения.Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества. Теоретическую основу исследования составляют работы Е.В. Борисовой [2], Л.А. Венгер [3], Н.С. Вершининой [4], В.Г. Дмитриевой [5], С. Шухардиной [6], С.В. Никифоровой, И.В. Покатиловой [7], В.Л. Серошевского [9].Для нашего исследования интерес вызывает определение Никифоровой С.В. и Покатиловой И.В. о том, что «сегодня народное искусство рассматривается как сложная художественная система, обладающая специфическими законами строения и развития. Основу народного искусства составляют природно-географический фактор и местные культурные традиции» [7, С. 150].Обратимся к видам народного искусства, используемым в исследовании.Традиционное шитье - один из основных видов искусства предков народа Cаха. Шитьем занималась каждая женщина в Якутии, это было необходимым умением для выживания. «Актуальным в народном искусстве Якутии начала XXI века является традиционное лоскутное шитье – тканевая мозаика из сукна. Якутские мастерицы виртуозно освоили это ремесло, внося традиционную технологию кантирования (кыбытыы/кыбытыык тигии). Искусствоведы отмечают, что это одна из уникальных технологий якутского национального шитья. Между тем современное лоскутное шитье обретает формы декоративно-прикладного искусства» [7, С. 200].Традиционная вышивка – одежду украшали вышивкой из нитки. Местные мастерицы украшали вышивкой одежду с ног до головы. «Многообразна и динамична традиционная якутская вышивка. Она щедро украшала комплекты конского убранства, атрибуты кочевой жизни: предметные сумы, различные виды мужской и женской одежды и др. В вышивке искусные мастерицы использовали древнетюркский шов – тамбур, гладь сухожильными нитками или конским волосом, позднее цветными нитками-мулине, а также часто применяли вышивку бисером и металлическими бляшками» [7, С. 138].Бисероплетение – использовали для украшения женской одежды и аксессуаров, получались разноцветные красивые узоры и орнаменты. В настоящее время в Республике Саха (Якутия) бисероплетение является наиболее популярным рукоделием, украшения из бисера все чаще появляются для декорирования современной национальной и сценической одежды народа Саха, отдельное современное направление - изготовление аксессуаров из бисера.Плетение из конского волоса - по традиции в верованиях якутов в обрядах в основном используют белый конский волос и веревки. Конский волос является уникальным природным поделочным материалом, который с давних пор широко употребляется в быту. Плетение из конского волоса – увлекательная и интересная работа, которая развивает творческое мышление, упорядочивает внутренний мир, расширяет интерес к прикладному искусству народов [8, С. 114]. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой материала.Керамика. «Горшечное производство распространено в Якутии значительно в большей степени, чем производство кирпичей, которое они позаимствовали целиком у русских» [9, С. 363]. Сегодня керамика – это изготовление сосудов, а также роспись национальных орнаментов и изображений национальных предметов обихода на фарфоре. Различают 7 видов сосудов (пиаловидные; яйцевидные; усеченно-яйцевидные; горшковидные; бочонковидные; баночные; мисковидные); 6 типов орнамента, 4 способа нанесения узора (прижатие, тиснение, прокалывание, врезание) и 25 названий разных узоров.Процесс приобщения учащихся к декоративно – прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.Опытно – экспериментальная работа по формированию представлений о традиционном декоративно-прикладном искусстве у детей проводилась на базе: МБДОУ «ЦРР - детский сад «Кораблик» п. Белая Гора Абыйского улуса. В исследовании приняли участие 12 воспитанников старшей группы. Опытно – экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.Итоги диагностики с использованием методики О.А. Соломенниковой [10] показали, что у детей в экспериментальной группе разные уровни представлений о традиционном декоративно-прикладном искусстве. В целом преобладает количество детей среднего уровня– 50%, но стоит отметить, что с высоким уровнем всего – 1 ребенок, что составляет 8 %. Таким образом, мы считаем, что в данной группе необходимо провести формирующую работу.Направление Тема Задачи ОборудованиеТрадиционное шитье Знакомство с промыслом народного шитья с применением бисера. Изучение материала бисер. 1. Сформировать умение работать с бисером. 2. Развить мелкую моторику рук. 3. Воспитать коммуникативные навыки, дружеские отношения между детьми. Слайдовый материал с иллюстрациями, леска, бисер, ножницы.Изготовление браслетов из бисера. 1. Сформировать знания и умения воспитанников по изготовлению браслетов из бисера Бисер, нитки, леска, ножницы.Национальная керамика Познакомить детей с якутской посудой из глины. 1. Сформировать представления о якутской посуде. 2. Развить художественно-творческие способности обучающихся, образное и ассоциативное мышление, зрительно-образную память. 3. Развить умения описывать изготовленный продукт. 4. Воспитать уважение к культуре своей родины. 5. Развить чувство красоты и эстетического вкуса. Слайдовый материал с иллюстрациями, глина.Создание тарелки из глины своими руками 1. Развить мелкую моторику рук. 2. Сформировать представления о посуде и создать художественный образ. 3. Развить умения описать изготовленный продукт. 4. Развить чувство красоты и эстетического вкуса. Глина, фартук.Плетение из конского волоса Ознакомление детей с конским хвостом и волосом как сырьем для поделок. 1. Познакомить детей с отличием структуры конского хвоста и волоса 2. Вовлечь детей в изготовление заготовок к поделкам. Слайдовый материал с иллюстрациями, конский волосИзготовление браслетов из конского волоса. 1.Развить у детей познавательный интерес, творческие способности. 2. Приобщить детей к художественно- эстетическому процессу. 2. Создать условия для эмоционального удовлетворения от результата продуктивной деятельности. Конский волос, ножницы.Задачи воспитателя - создать условия для проявления интереса детей к народному декоративно-прикладному искусству, развить познавательный интерес и творческую инициативу, расширить представление детей о взаимоотношениях человека с народным искусством.Итак, при ознакомлении дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством проведены следующие продуктивные виды деятельности:Традиционное шитье. Выкладывание мозаичных рисунков для изготовления традиционного чепрака. Рисунки могут быть декоративными, насыщенными по цвету, но могут быть и сближенными по тону. Следует при этом умело подбирать соотношения цветов в плитках. Так, используя в выкладывании мозаики желтые цвета, к ним можно рекомендовать фиолетовые или голубые плитки.Бисероплетение. В процессе обучения плетению из бисера у детей развивается мелкая моторика кисти и, соответственно, развивается мышление, речь, повышается концентрация внимания, формируются такие качества как усидчивость и терпеливость. Дети познакомились с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они изготовили путём нанизывания бисера на проволоку (леску). Создание поделок требует большой работы мысли и воображения. В бисероплетении детям легче сравнивать фигуры по величине. Дети довольно быстро усвоили понятия вверху, внизу, посередине, друг за другом, рядом, но испытывали трудности в определении левой и правой стороны, часто заменяя одно понятие другим.Расписывание керамики (орнаментная роспись). Здесь дети познакомились с народной посудой, например, с чорооном.Возникновение первых ярких, красочных ассоциаций и представлений, обогащающих художественное начало в творчестве детей, развивающих их воображение и фантазию, декоративные, живописные пластические и графические качества в рисунках, лепке, практическое знакомство с фактурными свойствами глины и тканей, с техникой кистевой росписи, несет в себе роспись керамического чороона.Работа с конским волосом. Первичные умения плетения из данного материала из трех прядей. Искусство плетения из конского волоса имеет большое значение в сохранении преемственности и развития традиционного уникального ремесла. Дети познакомились с работами народного мастера Макаровой Т.И., восхитились красотой работ. Изделия из конского волоса очень понравились детям, они нарядны, красивы и необычны, дети сделали сувениры и подарки.Таким образом, на данном этапе, нами проведены занятия, с использованием материалов для традиционного декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство якутского народа является предметом национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен вклад в сокровищницу российской культуры. В народном искусстве сочетаются правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, коллективный опыт и природное начало. Это позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков и современников, освоения детьми окружающего мира происходит через созидательно-творческую деятельность.После проведения формирующего этапа, на контрольном этапе мы исследовали уровень развития формирования представлений о традиционном декоративно-прикладном искусстве на основе методики О.А. Соломенниковой. Итоги исследования показали, что у детей повысился уровень представлений о традиционном декоративно-прикладном искусстве. Стоит отметить, что в условиях эксперимента, нами было заострено внимание на знание названий изделий декоративно-прикладного искусства, материалов из которых они изготовлены, национальных узоров и орнаментов и т.д.Результаты диагностики убедительно свидетельствуют о важности в процессе проведения занятий области художественно-эстетического образования у детей 5-6 лет, использования наглядного материала народного промысла якутов.На контрольном этапе заметно сократилось количество детей с низким уровнем представлений о традиционном декоративно-прикладном творчестве из 42% к 16%. Вырос высокий уровень – с 8 на 24%.Традиционное декоративно-прикладное искусство - первый шаг на пути ознакомления и приобщения детей к народной культуре и богатым традициям народа Саха. Являясь одним из направлений деятельности дошкольного учреждения, несомненно, выполняет важную роль в воспитании будущего многонациональной республики.