Публикации Поощрение и наказание — это две противоположные стратегии воспитания.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Поощрение и наказание — это две противоположные стратегии воспитания.
Автор: Ситникова Дана Ерлановна

Поощрение и наказание — это две противоположные стратегии воспитания.Хотя школа, печать, кино и радио играют важную роль в формировании детей, основная ответственность за воспитание молодого поколения лежит на семье. Родители являются первыми союзниками школы в этом сложном процессе. Важно не только развивать у детей положительные моральные качества, но и помогать им справляться с негативными чертами. Методы поощрения и наказания следует рассматривать как вспомогательные, а не основные. Некоторые родители используют их исключительно, действуя по принципу "кнута и пряника", что не способствует осмыслению детьми своих поступков. Воспитание требует постоянного предъявления требований. Однако если дети игнорируют требования, важно вовремя и корректно их усиливать. С самого раннего возраста необходимо формировать круг обязанностей, следить за их выполнением и оказывать помощь при необходимости. Требования должны быть посильными, чтобы дети не испытывали трудностей в их выполнении. Принуждение, особенно в форме физического наказания, может привести к негативным последствиям и нарушениям в отношениях между родителями и детьми.- В чём вред физических наказаний?Применение таких мер, особенно интенсивных, может оказать сильное влияние на любого человека. Ребёнок, который долго упрямится, в итоге быстро подчиняется, обращаясь с просьбой о прощении и проявляя покорность. Однако важно понимать, что за этим стоит не истинное послушание, а инстинкт самосохранения и страх. Часто родители прибегают к физическим наказаниям, будучи в состоянии эмоционального напряжения, когда реакция преобладает над разумом.Если ребёнка обучают правильному поведению через физическую боль, он научится лишь оценивать риск и действовать соответственно. Будет вести себя правильно только в присутствии взрослого или под угрозой наказания. Чрезмерное использование физических наказаний может серьезно подорвать волю ребёнка, сделав его бессловесным и податливым. Такие дети становятся лёгкой жертвой негативного влияния, часто попадают под воздействие доминирующих личностей, не умея сопротивляться чужим интересам. Важно осознать, что физические наказания не формируют ни здоровья, ни честного поведения, а приносят лишь временный результат, нанося долгосрочный вред. -Надо ли наказывать за плохую оценку?Важно, чтобы справедливость наказания не вызывала ни малейших сомнений. Если ребенок получает двойку, родителям следует предложить ему дополнительные задания, разъяснить материал и тщательно контролировать выполнение домашних работ. Увеличение контроля, безусловно, не вызовет у ребенка обиды и протеста. Однако, если его лишают возможности гулять или посещать кино, справедливость этого решения может быть под сомнением. Внешнее реагирование на проступок формирует негативное отношение, но оставляет ребенка один на один с трудностями. Можно ли повлиять на внутренние психологические качества детей, ведущие к ошибкам, лишь с помощью наказания? Ответ очевиден: нет. Наказание должно быть исключительной мерой. Его эффективность возрастает, когда оно используется редко. Параллельно с наказанием необходимо применять и поощрение. Поощрения воодушевляют людей, не позволяют остановиться на достигнутом. Особенно это важно для подрастающего поколения: поощрения укрепляют уверенность детей в собственных силах и развивают чувство собственного достоинства, побуждая их к положительным поступкам. Важно замечать даже незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию и поддерживать любые положительные изменения в его поведении.-Как вы поощряете своих детей?В воспитательной практике широко используется такое средство, как одобрение. Одобрение представляет собой не просто похвалу, а подтверждение того, что действие выполнено правильно. С помощью одного-двух слов родители укрепляют позитивное поведение детей. Похвала, подобно одобрению, должна быть сдержанной, хотя иногда выражение "Молодец!" оказывается недостаточным. Похвалить можно в моменты, когда полное удовлетворение поведением не достигнуто. Однако следует быть осторожными, чтобы чрезмерная похвала не сыграла отрицательную роль. Часто родители замечают, что послушный и старательный ребенок вдруг отказывается выполнять поручения, или же вежливый и внимательный начинает грубить; это последствия неумеренной похвалы. Не рекомендуется вознаграждать детей подарками за отдельные достижения, так как это может привести к формированию негативных черт характера. В заключение, вспомним слова Л.Н. Толстого: "Счастлив тот, кто счастлив дома". Если ребенка окружает любовь, принятие и понимание, он станет любимым и сам будет способен на любовь.