Публикации
«Нравственно-патриотическое воспитании дошкольников посредством музыкально-образовательной деятельности»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Нравственно-патриотическое воспитании дошкольников посредством музыкально-образовательной деятельности»
Автор: Ирина Александровна Есенкова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Нравственно-патриотическое воспитании дошкольников посредством музыкально-образовательной деятельности»
Автор: Ирина Александровна Есенкова
«Нравственно-патриотическое воспитании дошкольников посредством музыкально-образовательной деятельности»«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…»Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка. Его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки...В.А. Сухомлинский Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. А что такое Родина? Такое знакомое слово, но возникает пауза после этого вопроса… Сейчас я включу музыку и хочу предложить вам закрыть глаза и представить тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка).Прошу вас поделиться своими образами, ассоциациями от слова Родина. (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).Что же мы услышали сейчас? У каждого из вас возник свой образ Родины, у кого-то они похожи, у кого-то нет. Вот видите, даже взрослому человеку нелегко сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы тема патриотизма стала для ребенка личностно значимой. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическое воспитание является приоритетным направлением в воспитании детей.Музыкальное искусство в дошкольной педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества - какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:· нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);· нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);· нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);· нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Все виды музыкальной деятельности служат средствами нравственно-патриотического развития.Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, проявляются в хороших поступках, сами не замечая этого.Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, способствующими к развитию фантазии и воображения.Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и своей семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Примером могут служить такие русские народные песни как: «Ой, вставала я ранёшенько», «Земелюшка-чернозём», «Со вьюном я хожу», «Как на тоненький ледок», «На горе-то калина», «Как пошли наши подружки» и многие другие. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. На музыкальных занятиях ребята слушают музыкальные произведения выдающихся русских композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, которые использовали народные мелодии в своём творчестве. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, которое неотделимо от чувства национальной гордости.Работа по нравственно-патриотическому воспитанию осуществляется при подготовке и проведении праздников. Мы с детьми разучиваем и распеваем народные песни и частушки, разучиваем танцевальные движения, хороводы, пляски и т.д.Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Праздники способствуют созданию духовной сплочённости детей и взрослых, формируют и совершенствуют общечеловеческие чувства: любовь, доброту, милосердие, взаимопомощь.В процессе подготовки и проведении таких праздников, как «Спас», «Посиделки на Покров», «Капустица», развлечение «От Рождества до Крещения», «Масленица», «Зелёные святки» и др., происходит перевоплощение робких и застенчивых детей в весёлых и озорных, энергичных и инициативных. Формирование творческих способностей происходит в интересной, увлекательной игровой форме. Втягиваясь в процесс игры, дети совершенствуют фантазию, обретают новые навыки и умения. В сценарий каждого фольклорного праздника обязательно включаются традиции и обычаи русского народа.Кроме народных и православных праздников проводятся другие мероприятия, способствующие развитию нравственно-патриотических качеств - «День Героев Отечества», «День защитника Отечества», праздник «День Победы», праздник «День независимости России», «День российского флага», «День флага Белгородской области», «День хлеба», «День пожилого человека» и многие другие. Дети с любовью, с вдохновением исполняют песни о нашей Родине – России: «Моя Россия» Г. Струве, «Нет России краше» Кс. Блюм, «Росиночка-Россия» Н. Зарецкой и многие другие.Праздники, такие как «День матери», «Международный женский день 8 марта» проводятся с целью воспитания у детей любви и уважения к маме и бабушке, к Женщине в целом. А совсем недавно появился новый праздник - День Отца. Праздник был учреждён 4 октября 2021 года, когда президент России Владимир Путин подписал соответствующий указ. Цель праздника - укрепление института семьи и повышение значимости отцовства в воспитании детей.Одна из важнейших задач музыкального образования - воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств.Такие праздники надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.