Публикации
"Качество знаний учащихся"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Качество знаний учащихся"
Автор: Людмила Николаевна Ерастова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Качество знаний учащихся"
Автор: Людмила Николаевна Ерастова
Понимание качества образования претерпело на протяжении последних лет существенные изменения. Традиционно оно рассматривалось как достижение запланированных результатов, отраженных в образовательных программах и приравнивалось уровню обученности учащихся, имело количественное выражение.В словаре понятий и терминов по законодательству РФ об образовании (В. М. Полонский) «качество образования выпускников» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.Таким образом, понятие «качество образования» предстает как соотношение цели и результата, мера выполнения цели. Иначе говоря, образование, полученное школьником, признается качественным, если учащиеся достигли высоких результатов в достижении поставленных целей, которые формулируются обычно в модели выпускника. В этом году мне дали классное руководство в 5 классе. Соблюдая традиции преемственности между начальным и средним звеном, я в результате общения с Фокиной С.Н. узнала от нее, в первую очередь, состав класса и качество знаний учащихся, а также получила портфолио ребят, которые они заполняли в свободной форме. Однако главное, что их объединяет, это рассказ о себе и своей семье, личные достижения в течение четырех лет (в том числе и проектные работы разного уровня) и, конечно, качество знаний. Как учитель я веду в течение почти полугода учет качества знаний учащихся по русскому языку и литературе, текущий и итоговый, а как классный руководитель, провожу работу в этом направлении по всем учебным предметам. Учащимся 5 класса всегда нелегко пережить адаптационный период при переходе в среднее звено, Позади начальная школа. Учащиеся переходят на вторую ступень общего образования. В жизни детей, «теперь уже подростков, наступает, так сказать, период третьего взросления, если считать, что первый период прошел в дошкольном детстве, а второй – в начальных классах». Переход в основную школу является не менее важным и переломным периодом в жизни учащихся, чем их поступление в I класс. Начальный период обучения в 5 классе становится особенно сложным для вчерашних выпускников начальной школы, так как им приходится преодолевать ряд трудностей.Переход учащихся из начальной школы в основную свиде тельствует об изменении социальной ситуации развития, в частности, ситуации учебной деятельности и общения: _ вместо одного основного учителя появляются учителя-предметники; _ происходит смена ведущей деятельности; _возникает необходимость усвоения новых учебных предметов;усложняется не только учебный материал, но и формы, методы обучения и воспитания;осуществляется переход на кабинетную систему обучения и др. Переходя на более высокую ступень общего образования, школьники включаются в новую социально-психологическую ситуацию, в которой необходимо адаптироваться. Поэтому я при проведении запланированных тестовых, контрольных и диагностических работ провожу тщательный анализ и пытаюсь понять причины ошибок, допущенных учащимися, разбираю на уроке аналогичные задания, стараюсь регулярно отслеживать качество знаний учащихся, своевременно информировать об этом родителей.Как классный руководитель, я продолжила работу с портфолио. В них отражены основные аспекты деятельности учащихся: «Качество знаний», «Мой уровень обученности», «Пройденные мною курсы», «Мое участие в классных делах», «Мои творческие планы», «Мой итоговый рейтинг». По итогам 1 четверти качество знаний учащихся по сравнению с предыдущими годами не снизилось, а удержалось на должном уровне: в классе 3 учащихся закончили I период аттестации только на «5», а 14 человек имеют по всем предметам «4» и «5».«Пройденные курсы и кружки», среди которых в этом году учащимся 5 класса предложены следующие: «Истоки», «Гусиное перо», «Занимательный французский» и «Проектная деятельность»- мотивируют учащихся к получению более глубоких знаний по изучаемым предметам, а также к расширению их кругозора, что способствует повышению качества знаний. За каждый пройденный в течение четверти курс дополнительного образования учащийся получает по 1 баллу«Итоговый рейтинг» включает в себя не только качество знаний и уровень обученности, но и дополнительные курсы и кружки, а также участие в классных и общешкольных мероприятиях, в том числе по изучаемым дисциплинам. В этом году пятиклассники приняли участие в общешкольных олимпиадах по русскому языку (6 человек), математике (8 человек), во Всероссийской олимпиаде «Медвежонок» (12 человек). Рейтинг учащихся определяется по четвертям и оценивается в бальной системе, что стимулирует многих ребят к получению знаний и улучшению их качества.