Публикации
ТРЕНИНГ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ «Современные дети – современные родители»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТРЕНИНГ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ «Современные дети – современные родители»
Автор: Лазуренко Наталья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТРЕНИНГ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ «Современные дети – современные родители»
Автор: Лазуренко Наталья Николаевна
Тренинг партнерских отношений «Современные дети – современные родители»Общая идея тренингаУ педагогов имеется определенный багаж знаний в области построения гармоничных отношений взрослый - ребенок. Использование полученных знаний в педагогической деятельности дает определенные результаты: дети становятся более раскованными, свободными, проявляются как творческие (креативные) личности, снижается уровень их тревожности. Есть возможность делиться своими знаниями с родителями, но голая теория практически не дает результатов. Гораздо эффективнее провести тренинг. Данная форма работы позволяет проживать определенные ситуации, моделировать свое поведение, получать опыт решения жизненных ситуаций, и полученные знания становятся уже частью самого человека, переходят в умения и навыки, которыми он может воспользоваться в реальной жизни.Цель тренингаПрограмма данного тренинга направлена на развитие у родителей навыков гармоничного общения с детьми, на обсуждение с участниками проблем взаимоотношений с их детьми, конфликтов, на формирование партнерских отношений как с детьми, так и друг с другом.Используемые средстваГрупповые дискуссии, мини-лекции, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие.В групповой дискуссии участники группы имеют возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Здесь они учатся формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, не оскорбляя своих оппонентов, критиковать точку зрения других, не переходя на личности.Мини-лекции дают информационную подпитку родителям.В данную программу входят две мини-лекции.«Неформатные дети» (по итогам одноименной дискуссии); «Открытый взгляд» (по итогам дискуссии о влиянии мультимедиа на детей). Ролевые игры позволяют прочувствовать ситуацию изнутри. После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они себя чувствовали в той или иной ситуации, мотивируют свои поступки. Это дает возможность развивать наблюдательность, учиться объяснять поведение других людей, смотреть на ситуацию глазами партнера.Игры на интенсивное физическое взаимодействие служат для усиления интереса участников, повышения работоспособности, снятия напряжения, улучшения взаимоотношений в группе.Форма проведенияПрограмма тренинга состоит из одного трехчасового занятия, в котором используются различные виды деятельности. В помещении стулья для участников расставлены по кругу.Программа тренинга1 ЭТАП – «ЗНАКОМСТВО»Упражнения, направленные на создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении; знакомство участников друг с другом; установление правил работы в группе; предложение программы занятия.Знакомство. Каждый из участников по очереди называет свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя. Каждый произносит свое имя, но с разной интонацией, задача – «не повториться». Доброволец встает в центр круга, руководитель просит всех участников встать и повернуться спиной к добровольцу. Доброволец должен узнать участников тренинга со спины, подойти к тем, чьи имена ему известны, положить им руку на плечо и сказать: «Здравствуй, ты…». Чье имя названо верно, тот должен повернуться к отгадывающему лицом, улыбнуться ему и сесть на стул. В конце проводится помощь тем, кто не запомнил все имена. Игра «Меняются те, кто…» (упражнение на интенсивное физическое взаимодействие). Участники сидят на стульях. Ведущий стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он объявляет, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Меняются местами все, кто в черных ботинках». Все, обладающие указанным свойством, должны встать со своего стула и поменяться местами с кем-то из участников. Ведущий в это время старается занять чье-то временно свободное место. Участник, который остался без стула, становится водящим. Эти упражнения создают такой уровень открытости, доверия и эмоциональной свободы, который позволит участникам продвигаться в содержательном плане и станет «мостиком» для перехода к содержательным этапам работы тренинговой группы.2 ЭТАП – «ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ПЛАНА»Установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния.Данные упражнения позволяют участникам осознать разнообразные вербальные и невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях.Группа делится на две подгруппы: одни участники сидят на стульях в кругу, другие стоят у них за спинами. Причем у одного из стоящих нет пары, стул перед ним пустой. Его задача одними глазами, без слов, договориться с кем-либо из сидящих и переманить его на свой стул так, чтобы этого не заметил напарник сидящего, задача которого – задержать своего подопечного (без грубой физической силы). Кто-нибудь из участников выходит из комнаты. Группа в его отсутствие определяет участника, которому надо будет вступить в контакт. Остальные демонстрируют нежелание, отсутствие готовности это сделать. При этом все должны пользоваться только невербальными средствами. Когда входит отсутствовавший участник, он должен определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. Упражнение включает еще два последовательных шага, только во втором случае в контакт готовы вступить трое участников, а в третьем – каждый сам решает, будет он вступать в контакт или нет. При обсуждении результатов упражнений ведущий обращает внимание участников на признаки, которые были определяющими при установлении готовности вступить в контакт. Необходимо сделать акцент на взаимоотношения с детьми: всегда ли мы обращаем внимание на готовность ребенка взаимодействовать с нами, порой мы отвлекаем его от какого-то важного процесса своими попытками привлечь внимание к себе.Умение делать выбор и осознавать его последствия.Эти упражнения помогают осознать множество возможных решений одной ситуации.«Коридор». Все участники образуют коридор. Задача каждого - пройти по коридору разными способами, ни разу не повторив предыдущего участника. Работа в парах. Участник А рассказывает участнику Б свою историю от рождения до сегодняшнего дня с различных позиций: автора, жертвы, на иностранном языке, поет как песню. То же самое делает участник Б участнику А. При обсуждении упражнений ведущий обращает внимание на то, что не существует единственно правильных универсальных решений, средств и правил. Прежде всего, нужно ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь, на состояние, в котором он находится, на свое состояние и на свою жизненную позицию. Иногда на одну и ту же ситуацию стоит взглянуть с другой точки зрения, и все меняется. И ошибка ребенка становится не его личной ошибкой, а большим уроком, как для нас, родителей, так и для него самого.Мини-лекция «Неформатные дети» (см. в отдельном документе).3 ЭТАП – «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА»Сюжетно-ролевая игра «Суд»Выбираются судья, присяжные заседатели, прокурор, адвокат, подсудимый и свидетели. Прокурор обвиняет одного из участников (подсудимого) в том, что он является плохим родителем для своего ребенка, позволяет ему часами сидеть перед телевизором, компьютером, гулять одному на улице. Остальные участники выполняют свои роли.После игры участники делятся впечатлениями о своих ощущениях, мотивируют свои поступки.Дискуссия «Открытый взгляд»4 ЭТАП – «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»«Похвала по кругу» (упражнение на формирование обратной личной связи). Участники делают друг другу комплименты и принимают их. Позитивная обратная связь является хорошим средством стабилизации и повышения самооценки участников тренинга, создания позитивного эмоционального фона в группе.