Публикации
Сущность понятия «коммуникативно-речевая деятельность»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сущность понятия «коммуникативно-речевая деятельность»
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Маслова Ирина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сущность понятия «коммуникативно-речевая деятельность»
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Маслова Ирина Николаевна
И.Е. Королькова, И.Н. МасловаСущность понятия «коммуникативно-речевая деятельность»Под коммуникативно-речевой деятельностью подразумевают навыки и умения общения с людьми. Рассматривая понятие «коммуникативно-речевая деятельность», обычно в языкознании используют такие категории как «общение», «коммуникация», «коммуникативная деятельность», «речевая деятельность», которые часто взаимозаменяемы, а иногда употребляются как синонимы. В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение.Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, который основан на обмене информацией между ними с помощью различных средств общения и является одной из социальных потребностей человека. В современном мире проблемы общения, механизмы его становления и изменения интересны исследователям разных направлений. Актуальность данной проблемы объясняется значением общения в формировании человеческой психики. Это связано с функциями, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:1. Коммуникативная – обеспечивает связь человека с окружающим миром и обмен информацией.2. Информационная – обеспечивает получение, хранение и передачу информации.3. Когнитивная – осознание воспринятой информации, благодаря мышлению, воображению и фантазии.4. Эмотивная – отражает переживания человеком своих отношений с окружающим миром.5. Конативная – взаимное управление, контроль и коррекция поведения коммуникантов.6. Побудительная – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий 7. Креативная – связана с творческим преобразованием действительности.8. Координационная – согласование действий при осуществлении совместной деятельности.Рассматривая проблему общения с разных точек зрения, исследователи дают и разные определения самому понятию «общение». В работах М.В. Бехтерева, И.М. Сеченова, Л.С Выготского, В.М. Мясищева общение рассматривается как фактор психического развития человека, как существа социального, чье развитие проходит через общение. М. И. Лисина дала такое понятие: «Общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата».Интересным является подход исследователей в определении общения как процесса (Б.Д. Парыгин, A.B.Киричук): "Общение - это сложный и многомерный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимодействия друг с другом, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга".Широкое распространение получила точка зрения Я.Л. Коломинского на общение как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению, при этом субъект общения является одновременно для другого индивида объектом и наоборот. Таким образом, общение представляется как цепь сменяющих друг друга коммуникативных деятельностей субъектов со своими целями, задачами, мотивами.А.А. Леонтьев рассматривает общение в качестве изначальной и важнейшей стороны совместной деятельности людей. Б.Ф. Ломов представляет общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, несводимую к деятельности. Д.Б. Эльконин понимает общение как коммуникативную деятельность, возникающую на определенном этапе онтогенеза.Следовательно, можно сказать, что общение – это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой линии взаимодействия.В отечественной психологии общение (коммуникация) интерпретируется как деятельность, в связи с этим синонимом его является понятие «коммуникативная деятельность». Коммуникативная деятельность играет важную роль в развитии человеческой психики, формировании культурного, разумного поведения людей. Человек, благодаря своим способностям к обучению, приобретает свои познавательные и поведенческие качества и способности через общение с другими людьми. Активно общаясь с развитыми личностями, индивидум сам становится личностью. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Чем богаче и разнообразнее жизненный опыт человека, тем более развиты у него коммуникативные способности.Коммуникативная сторона процесса общения связана с выявлением специфики информационного обмена между людьми с учетом отношений между партнерами, их целей и намерений. Коммуникативная деятельность не может быть ограничена простой передачей информации, а предполагает активное взаимодействие людей друг с другом в процессе общения, их воздействие друг на друга, восприятие и понимание другого человека. Важнейшей характеристикой коммуникативной деятельности является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, используя вербальные и невербальные средства общения. Средствами коммуникативного процесса являются: речь (диалог, монолог), невербальные средства общения (мимика, жесты, пантомимика), лингвистическая и паралингвистическая системы (интонация, паузы и др).На определенном этапе коммуникации возникает речь как средство общения. Процесс использования речи для общения называется речевой деятельностью. Речевая деятельность рассматривается А.А. Леонтьевым как частный случай коммуникативной деятельности. По мнению автора, речевое общение является не только наиболее сложной и наиболее совершенной формой общения, но и формой наиболее специализированной.Речевая деятельность представляет собой совокупность речевых действий и операций между говорящим (создающим речь) и слушающим (ее воспринимающим), которая вызывается определенными потребностями, ставит перед собой определенную цель и совершается в определенных условиях. Основной функцией речевой деятельности является её коммуникативная функция – речь предназначена быть средством общения. Коммуникативная функция речи - это использование речи для сообщения другим какой-либо информации (знания, мысли, эмоции, желания) или побуждения их к действиям (просьба, вопрос, предложение и др.). На основании вышеизложенного можно сказать, что коммуникативно-речевая деятельность – это сложный процесс восприятия и передачи информации в различных ситуациях общения путем активного взаимодействия людей друг с другом при помощи мотивированных речевых действий, обусловленных правилами и нормами речи, принятыми в обществе.