Публикации ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Автор: Кабанова Наталья Васильевна

Кабанова Наталья Васильевна,преподавательГБОУ ДПО "Республиканский центр последипломного образования специалистов здравоохранения"ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ Стремительное развитие современного мира и экономики испытывает необходимость в высококвалифицированных кадрах – специалистах, имеющих достаточную подготовку, высокий уровень знаний, умений и навыков, обладающих и способных применить широкий спектр профессиональных компетенций. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане могли активно действовать, принимать самостоятельно решения в критических ситуациях, быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям реалий. Потребность в подготовленных специалистах, в свою очередь, выдвигает ряд требований к современной системе образования, которая должна быть направлена на постоянное совершенствование и модернизацию, внедрение личностно-ориентированного и компетентностного подходов в образовательном процессе, использование современных образовательных технологий и методов обучения для обеспечения качественного и эффективного обучения специалистов той или иной отрасли. Приоритетной задачей каждой образовательной организации является подготовка квалифицированного, конкурентоспособного специалиста, что невозможно осуществить без внедрения в учебном процессе современных, инновационных педагогических методик и технологий. В разнообразии существующих методов и технологий обучения достаточно популярной является проектная технология, ведь именно исследовательская и проектная деятельность обучающихся лежит в основе модернизации современного образования.Проектная технология или метод проектов – методика обучения, которая направлена на выявление и развитие творческих способностей обучающихся, активизацию познавательных процессов и критического мышления, умение самостоятельно получать знания и применять их в дальнейшей профессиональной деятельности, способность ориентироваться и анализировать полученную информацию. Данная методика не является принципиально новой в мире педагогики. Методологические подходы к определению проектной деятельности были заложены американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком. Ими был определен основной принцип метода проектного обучениявзамен системы, основанной на приобретении и усвоении умений и навыков, было предложено обучение, в ходе которого обучающиеся получали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы, при котором преподаватель становится консультантом или сотрудником. Идеи проектного обучения в России возникли еще в начале ХХ века, однако не нашел широкого распространения. Установлено, что данная технология является нестандартным, нетипичным способом организации и осуществления образовательного процесса при помощи планирования, прогнозирования, анализа и синтеза.Актуальность и эффективность использования проектной технологии в педагогической деятельности обусловлена широкой областью ее применения на всех этапах организации системы обучения. При внедрении данной технологии подразумевается самостоятельная деятельность обучающихся (индивидуальная или групповая), выполняемая в определенный промежуток времени, результатом которой является проект – конкретное решение проблемы, представленное обучающимися.Структура проектной деятельности представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных между собой этапов, среди которых: этап подготовки, этап планирования, организационно-исследовательский этап и этап представления полученных результатов. Проектная технология предполагает наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; практическую и познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность обучающихся; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов; обсуждение методов и оформление конечных результатов; анализ полученных данных и подведение итогов.Классифицировать проектные технологии можно по следующим признакам:
  • по количеству обучающихся (индивидуальные или групповые);
  • по содержанию (монопредметные и межпредметные);
  • по продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);
  • по характеру координированияявной координацией, со скрытой координацией);
  • по доминирующему виду деятельности (информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные).
  • Использование проектной технологии в организации учебного процесса требует от педагогического работника тщательной подготовки. Для этого преподаватель должен владеть широким арсеналом исследовательских, поисковых методов обучения, уметь организовать исследовательскую деятельность обучающихся, уметь организовать и проводить дискуссии, направлять обучающихся на самостоятельный поиск решения поставленной проблемы, уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. Применение практики проектной технологии обучения способствует умению обучающихся самостоятельно приобретать знания и использовать их для решения новых задач, развитию коммуникативных навыков и умений, овладению практическими умениями исследовательской работы: сбор необходимой информации, анализ фактов, подведение итогов и заключений. В процессе реализации обучающиеся применяют различные методы: наблюдение, интервью, анкетирование, опрос, собеседование, тестирование, сравнение, с помощью которых изучаются конкретные явления и формируются гипотезы. Каждый проект – это маленькая или большая, но научно- исследовательская работа. Она может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев. Результатом или продуктом любого проекта могут быть разные формы: доклады, сообщения, выступления на конференциях или конкурсах, создание газет или информационных бюллетеней, написание отчетов. В последнее время наиболее востребованной и интересной формой считается презентация, которая ярко, наглядно демонстрирует результаты творческой деятельности обучающихся, тем самым приобщая их к использованию современных информационных технологий. Критерии оценки проекта должны быть четкими и понятными, их должно быть не более 7 -10. Оцениваться должно, прежде всего, качество работы в целом, а не только презентация. Среди основных критериев можно выделить следующие: актуальность поставленной проблемы, теоретическая и (или) практическая ценность, эффективность и целесообразность используемых методов исследования, качество содержания проектной работы, качество продукта (результата) проекта, компетентность обучающегося при защите (демонстрации) проектной работы.Анализ проведенной работы позволяет сделать вывод, что сами обучающиеся положительно оценивают методику проектной технологии, отмечая следующие положительные аспекты: повышение интереса к обучению; возможность работы в команде; более легкое усвоение, закрепление и применение на практике изученного материала по сравнению с традиционными учебными занятиями; возможность проявить креативность и творческие способности; возможность своими силами найти решение в актуальных для себя вопросах и проблемах.Популярность использования проектной технологии при организации и проведении учебного процесса позволяют использовать проект как способ уйти от традиционной модели обучения, заключающейся в простом получении знаний, к возможности самостоятельно получать информацию, анализировать ее, использовать для генерации новых идей и решений. Такая методика позволяет существенно повысить эффективность учебных занятий, способствует качественной подготовке обучающихся, развивает общекультурные и профессиональные компетенции. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Являясь личностно- ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения обучающихся.Литература:1. Кудинова, О. С. Проектная деятельность в ВУЗе как основа инноваций [Электронный ресурс] / О. С. Кудинова // Современные проблемы науки и образования. –2018. –No 4.2. Кукушкина, А. С. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном комплексе [Текст] / А. С. Кукушкина // Молодой ученый. 2016. –No 7. 3. Лукина, И. Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащихся [Текст] / И. Г. Лукина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. –2007. –No 43–2.4.Маркова, С. М. Проектная технология обучения студентов в условиях профессионально педагогического образования [Электронный ресурс] / С. М. Маркова// Современные проблемы науки и образования. –2014. –No 3.