Публикации
Критериальное оценивание
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Критериальное оценивание
Автор: Татьяна Николаевна Литвинова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Критериальное оценивание
Автор: Татьяна Николаевна Литвинова
Критериальное оценивание как способ повышения мотивации к учебной деятельности младших школьников (из опыта работы учителя начальных классов Литвиновой Т.Н.)Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству Психолог, философ. Уильям ДжеймсОценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. В настоящее время система оценивания занимает особое место среди современных педагогических технологий. Оценивание рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли обучающихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Дети приходят в школу очень разные, но все они получили установку на то, что в школе их ждут новые знания, открытия. И у каждого ребёнка продвижение по этому пути индивидуальное. Успешность школьников должна определяться не наличием пресловутых «5» и «4», а личной динамикой развития и желанием учиться. Звучит критика, если бы мы, взрослые, не сравнивали детей между собой, а сравнивали бы вчерашние результаты с сегодняшними достижениями, то в мире было бы гораздо больше счастливых детей. «Ты что получил за контрольную? А Петя?» «Ну почему Валя занимается на пятёрки, а ты не можешь?» и т.д. И кроме этого при всех имеющихся недостатках найти альтернативу пятибалльной системе пока не удалось. Недостатки существующей системы оценивания. Ученик крайне ограничен в возможности увидеть динамику собственного роста, развития. Например, он написал диктант, сделав 12 ошибок. «2». В следующий раз он допустил 6 ошибок. Он улучшил свой результат в 2 раза, а в итоге тоже «2». В такой ситуации невозможно поддерживать мотивацию ученика, не говоря уже о том, чтобы её повышать.Отношения «ученик-учитель» определены контролирующей функцией наставника. Учитель – контролёр. Это никак не поднимает авторитет учителя, ну, и конечно, не мотивирует ученика. Представьте, что вас каждый день только контролируют, а не советуют и помогают. Комфортно ли будет работать в таких условиях?А страх перед плохой оценкой? Причём, заметьте, не перед тем, что я что-то плохо усвоил, а именно перед двойкой.Ребёнок не учится контролировать и оценивать себя сам, а ведь во взрослой жизни именно это ему нужно делать изо дня в день. Как следствие, у многих детей неадекватная самооценка. Государство ждёт гражданина критически мыслящего, а не просто исполнителя. Человека, который будет предлагать, который может адекватно оценивать возникшую ситуацию, который может ставить перед собой цель и достигать её. Не останавливаться на достигнутом, а постоянно повышать свои знания. А фундамент этот должны заложить учителя начальных классов. Но как быть в создавшейся ситуации? Ответ на этот вопрос дает введение в систему критериального оценивания.Обучающиеся начальной школы учатся оценивать себя, свои успехи в учебе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учебы, но и работу одноклассников. А чтобы научить этому, в практике своей работы я использую критериальное оценивание. На мой взгляд, технология критериального оценивания: помогает сделать оценку более объективной как для обучающегося, так и для учителя позволяет школьнику оценить собственные знания обеспечивает обратную связь между обучающимся и учителем позволяет выявить пробелы в знаниях для их дальнейшего исправленияДля того, чтобы критериальное оценивание приносило свои результаты необходимо, чтобы оно было:1) открытым, т.е. известным для всех участников образовательного процесса (учитель, обучающиеся и родители);2) многообразным, для того чтобы получить наиболее эффективную оценку деятельности3) имело обратную связь между оценивающим и оцениваемым.Я постараюсь представить некоторые приемы критериального оценивания. Приемы критериального оценивания (из практики) В условиях безотметочной системы 1-го класса использую такой прием оценивания как «Волшебная линеечка» – на полях тетрадей или на доске я черчу линию, дети отмечают крестиком или другим знаком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке, если я согласна с оценкой ученика, обвожу знак, если нет, то черчу свой ниже или выше, при этом обязательно аргументирую. Первоклассники учатся оценивать работу товарища по парте или классу. Далее включаю в систему оценивания «Листы учебных достижений». Они разрабатывались и выдавались детям на уроке, позже ребята сами учатся определять те умения, которые следует проверить при изучении определенной темы. «Листы учебных достижений», которые разработаны для одного урока, есть такие, которые используются в серии уроков. В таком случае ученик видит свой прогресс от урока к уроку, либо его отсутствие в изучении данной темы, а ведь это тоже возможность оценить свою деятельность и ответить на вопрос: «Все ли делаю правильно?». Вместе с детьми, когда они становятся старше, разрабатываем критерии к разным видам деятельности. Например, при списывании текста:1. Правильное оформление предложения.2. Безошибочное списывание текста.3. Списывание без пропуска слов и предложений.4. Отсутствие исправлений (зачеркивание, пропуск букв и слогов).5. Каллиграфическое написание.Система работы позволяет сделать оценивание качественным, «прозрачным» для ученика, а значит, будет являться эффективным средством формирования у учащихся оценочной деятельности. Дети рисуют дом. (у доски или за партой)(по окончании работы)- Оцените свою работу или товарища ( появляются затруднения) - А теперь оцените рисунки по таким критериям: (критерии могут составлять и дети)Рефлексия по заданию:- Какие виды оценивания были применены?Насколько отличались оценки и почему?Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?Какой из оценок вы остались довольны и почему? «Редакторский совет» Во время редактирования сочинения «Мое любимое животное» на доске вывешиваются критерии. Все ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по желанию к доске, в роли – «писателя». «Редакторы» внимательно слушают письменный рассказ, опираясь на критерии успеха, указывают достоинства в работе ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания сочинения. В данном случае сама форма проверки помогает ученикам учиться на успехе. После того как ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на свое место и корректирует свою работу. Ученики выходят к доске по желанию. Некоторые из них, слушая рекомендации по поводу улучшения работы своего одноклассника, проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и неточности, то исправляют. «Пирамида знаний» Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока. Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.Например, пирамида знаний по теме: «Вода» может выглядеть так: Воду нельзя загрязнять Без воды нет жизни на планете Вода может переходить из одного состояния в другое Вода бесцветнаяЛисты бумаги вывешиваются на доску. Все ученики встают, ходят, смотрят, читают. «Закончи предложение» В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно или устно на следующие вопросы: Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов: Я узнал… Я теперь знаю… Мне было интересно… Я хочу еще узнать… Учитель анализирует ответы учеников, обобщает и комментирует их. «Древо творчества» У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно поработать.«Светофорик» – оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:· зеленый – я умею сам,· жёлтый – я умею, но не уверен,· красный – нужна помощьВ начальной школе широко применяется тестирование Процент выполнения, согласно шкале95-100% -высокий уровень усвоения75 -95% – среде – высокий уровень50 -74% – средний уровеньменьше 50% -низкий уровень Эмоциональная оценка – это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи. (Я часто пишу: Молодец!, Умница!, обвожу в кружок слова, как эталон написания) Все это поднимает настроение и повышает мотивацию к учебной деятельности. «Волшебная лесенка» – ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:-нижняя ступенька – не понял,-вторая ступенька – требуется небольшая помощь-верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. В рабочих тетрадях имеются задания по критериальному оцениванию (2-3 примера)Итак, уважаемые коллеги! Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям. При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся.