Публикации Проект как эффективная форма взаимодействия с семьей в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект как эффективная форма взаимодействия с семьей в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Автор: Ирина Алексеевна Кандакова

Проект как эффективная форма взаимодействияс семьей в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников Кандакова Ирина Алексеевна, старший воспитатель МАДОУ детский сад №55 города Белово, Кемеровская область-Кузбасс Актуальность взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Семья и образовательное учреждение представляют собой два важных института социализации детей. Поэтому, одним из самых главных аспектов работы воспитателя в данном направлении остается его взаимодействие не только с детьми, но и родителями, ведь прививая нравственные чувства детям, нам необходимо вести параллельную работу с родителями, чтобы они в домашних условиях показывали собственный пример детям. Даже самые успешные методики нравственно – патриотического воспитания, не дают того, что дает собственный пример родителей и воспитателя. Очень важно выстроить отношение с семьей так, чтобы, предполагалось не просто совместное участие в воспитании ребенка, а вовлеченность родителей в воспитательный процесс определялось понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". «Все и хорошее и плохое человек получает в семье».  Эта мудрость известна всем. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Мы считаем, для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Одной их форм вовлечения семьи в воспитательный процесс-является проектная деятельность. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи проводим работу по ознакомлению с профессией родителей, с родным городом, краем, начиная с того, что принято назвать «Моя семья», «малая Родина» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Одним из таких проектов в нашем детском саду стал проект «Мир профессий». Нами были организованы экскурсии детей на предприятия родителей в онлайн-режиме. Родители знакомили детей с спецификой своей работы через видеорепортажи. В рамках реализации этого проекта состоялась встреча с интересными людьми, знакомство с профессиями шахтера, бульдозериста, шофера, бухгалтера, машиниста электровоза, менеджера, строителя и т.д. Такой подход показал свои положительные результаты:
  • Воспитанники знакомятся с профессиями, с которыми нет возможности познакомится в формате обычных экскурсий.
  • Родители становятся полноправными участниками образовательных отношений.
  • У воспитанников формируется представление о профессии, чувство гордости и уважения к профессии своих родителей.
  • Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Работу в данном направлении мы осуществляли через реализацию проектов: «Путешествие по Кузбассу», «Частица малая большой страны-наш Кузбасс», Моя малая Родина. Родители вместе с детьми создали макеты-7 чудес Кузбасса, альбомы достопримечательностей всех городов Кузбасса, книги о знаменитых людях страны, кем гордится Кузбасс, создавали куклы-обереги, проводили фоторепортажи с красивых мест края, педагоги оформляли фотоколлажи, фотовыставки путешествий родителей по интересным и примечательным местам Кузбасса.
  • Такое взаимодействие объединило педагогов и родителей в поисковой деятельности, изучая интересные факты родного края.
  • Это позволило повысить авторитет педагогов в организации воспитательно- образовательного процесса и с детьми, и с родителями.
  • Совместная деятельность педагогов и родителей – пример для воспитанников.
  • Но и главное, на наш взгляд, именно в такой деятельности формируется чувство любви к красоте родного края, гордости за трудовые доблести своего края, уважение к людям Кузбасса, его истории и традициям.
  • Культурное наследие своего народа, своей страны, нами изучалось через реализацию проекта «Русская старина». Вместе с детьми и родителями знакомились с русским фольклором, традициями русского народа, обычаями на гостиных, семинарах, мастер-классах. Совместно с детьми родители активно участвуют в фольклорных театрализованных постановках. Воспитатели с воспитанниками провели праздники «Коляда», «Масленица», участвовали в фестивале народностей России, приуроченного в ДОО ко Дню народного единства, празднующего в России 4 ноября. В ходе реализации проекта состоялись знакомство с нетрадиционными символами России: с русской березой, русской матрешкой. Были встречи с представителями малочисленных народов Сибири-телеутами. Воспитанников познакомили с одеждой народа, особенностями быта, жилища, традициями и обрядами. Представительница телеутского народа, которая является родительницей сада, организовала мастер-класс на котором познакомила детей с женской одеждой, старинными украшениями из золота и серебра, украшениями на одежде, которые телеуты делают самостоятельно для своих нарядов. Патриотическое воспитание включает в себя много разделов: это воспитание любви к родителям, близким, к своей малой родине, детскому саду, городу, к Родине, своей Отчизне. И наконец, патриотическое воспитание было бы неполным, если не познакомить детей с героическими подвигами соотечественников в различных войнах, с великими полководцами, с событиями Великой Отечественной войны. Такой подход нами осуществляется через реализацию проектов: Вальс Победы, «Катюша», «Книга Памяти». В тесном контакте с педагогами родители активно участвуют в реализации проектов, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. В детском саду родители создали книги памяти прадедов воспитанников, участников Великой Отечественной войны. С участием родителей у нас проводятся квест-игры, развлечения, спортивные состязания, флешмобы. Мы не остаемся равнодушными и безучастными во всероссийских акциях: «Окна Победы», «Свеча памяти», «Сад Памяти», поддерживаем совместное шествие с детьми в акции «Бессмертный полк», «Георгиевская лента» и т.д. В детском саду стало традицией проводить акцию «Свежий хлебушек для бабушек и дедушек». Свежеиспеченный хлеб в дни празднования Победы дети с родителями раздают в магазине пожилым людям со словами благодарности за мир, в котором мы живем. Хлеб родители оплачивают заранее с оформлением открыток-этикеток ко Дню Победы. К 80-летию Победы нас вдохновила идея создания «Аллеи памяти». Сейчас на территории детского сада есть «Аллея Памяти» с фотографиями детей-пионеров и комсомольцев - героев войны и кратким описанием их подвига. Штендеры расположены рядом с хвойным деревом, которое посадили воспитанники дошкольных групп в честь героя. Еще одной традиционной акцией стала акция «Подарок ветерану». Совместно с отделом социальной защиты организуем уход и поздравление труженика тыла Прудникова Ивана Николаевича, которому уже 97 лет. Ко Дню пожилого человека организовали побелку квартиры, К празднику организуем посещение на дому с вручением подарков, цветов, открыток, сделанных руками воспитанников. Ко Дню Победы воспитанники участвуют в различных театральных и хореографических постановках, посвященных военной тематике, проводим литературный марафон стихов «Мы о войне стихами говорим». Ежегодно более 30 воспитанников участвуют в таком марафоне. Эти литературные композиции можно просмотреть на ютубе, на телеграмм канале, на сайте ДОО, в результатах конкурсов. На наш взгляд, именно приобщение детей к такой деятельности, когда ребенок становится непосредственным участником, формируется чувство глубокого уважения к старшему поколению, гордости и любви к собственному народу, причастности ко всем событиям, о которых часто проговаривается в детском саду, дома. В этом и есть начало формирования чувства патриотизма к своей Родине. Таким образом, без тесного взаимодействия с семьей формировать в ребенке нравственно-патриотические качества стало бы сложной задачей, так как родители являются живым примером и хранителями национальных традиций.