Публикации
Система работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий. Кинезиология.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий. Кинезиология.
Автор: Дьяченко Анна Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий. Кинезиология.
Автор: Дьяченко Анна Владимировна
Анна Владимировна Дьяченко- учитель-дефектологХанты-Мансийский автономный округг. Пыть-ЯхМБОУ СОШ №4Движение, как таковое, может по своему действиюзаменить любое средство, но все лечебные средствамира не могут заменить действие движения.Т. Тассо Система работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий. Кинезиология. Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже 200 лет и используется во всем мире. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга — это связь и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций. За последние годы увеличилось число детей с нарушением речевой деятельности и незрелостью психических процессов, приводящих в дальнейшем к расстройствам письменной речи, снижению работоспособности, отставанию в развитии двигательной сферы, расстройствам в эмоционально-волевой, личностной сферах. В следствии, трудности в процессе усвоения школьных программ. По исследованиям физиологов полушария головного мозга не только различны по размерам, не только управляют каждое «своей» половиной тела, но и выполняют разные функции. Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Работа головного мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы. Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развитияКинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.Для всестороннего использования у детей младшего школьного возраста кинезиологических упражнений благоприятным становится тесное взаимодействие специалистов: учителя дефектолога, учителя логопеда, педагога психолога. Педагоги на своих занятиях закрепляют кинезиологические упражнения, которые позволяют настроить детей на активную работу межполушарного взаимодействия. На развитие головного мозга еще влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.ПроблемаПостоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.Актуальность.Дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные дефектом.Традиционные методы психолого – педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений. В отличие от них, метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов. Применение данного метода позволяет совершенствовать коррекцию основных психических процессов у ребенка: память, внимание, мышление, речь, воображение, восприятие, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость и повышает способность к произвольному контролю.Вид проектаПрактико-ориентированныйЦель:Развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, речи.Задачи:- Создание педагогических условий для интеллектуального развития детей с ОВЗ;- Развивать внимание, воображение, восприятие и память детей;- Развивать общую и мелкую моторику;- Снимать эмоциональную напряженность;- Расширить представление родителей о роли кинезиологии в развитии детей;- Профилактика дислексии и дисграфии;Условия реализации проекта- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке. Нужно отметить удачу, хорошее настроение ребенка. Реакция на неудачу должна быть с надеждой на успех.- Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;- От детей требуется точное выполнение движений и приемов.- Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.-Весь материал лучше предлагать детям в стихотворной форме, т. к. ритм стихов способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы), что является одной из форм коррекции нарушений.Методические рекомендации для педагогов- В практической работе обязательным условием является соблюдение принципа систематичности и последовательности. Не забывайте совет Я.А. Каменского: «Всё должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы всё сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего».- Методы и приёмы, используемые для определённой возрастной категории детей, должны быть для них доступны и соответствовать возможностям детей с ОВЗ.- Одним из важных условий работы является соблюдение индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, их психического и речевого развития.- Одна из главнейших задач российского общества сегодня - создание такой коррекционно-образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребенка, но и приумножала его. Я рекомендуем использовать кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, т.к. они позволяют получить им удовольствие от движений и улучшают качество и содержание жизни младших школьников.Ожидаемые результаты Для детей:Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: обучающие успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.Для педагогов:- создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов;- повышение педагогической компетентности по данному вопросу.Для родителей:- создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.IV этап – ЗаключительныйТаким образом:Разработанная программа позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям. Будет создана система развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов, детей и родителей. Повысится педагогическая компетентность по данному вопросу. Библиографический списокДеннисон П. И., Деннисон Г. И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинезиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998г. – 85 с. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. М., ТЦ Сфера, 2005г. – 187 с. Основы физиологии человека: учебник для ВУЗов / под ред. Б. И. Ткаченко. СПб.: Международный фонд истории науки, 1994г. – 567 с. Сазонов В. Ф., Кирилова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. Рязань, 2000г. – 48 с. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 2002г. – 232 с. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002г. – 80 с. Ти Д. Кинезиология: Оздоравливающее прикосновение. М.: Восхождение, 1998г. – 85 с.