Публикации Развитие и воспитание эмоциональной и культурной компетенции школьников на уроках музыки в условиях цифровой трансформации образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие и воспитание эмоциональной и культурной компетенции школьников на уроках музыки в условиях цифровой трансформации образования
Автор: Никитина Екатерина Викторовна

Никитина Екатерина Викторовна,учитель музыки МАОУ ОЦ «Горностай», г. НовосибирскРазвитие и воспитание эмоциональной и культурной компетенции школьниковна уроках музыки в условиях цифровой трансформации образованияВведениеАктуальность темы. В современных образовательных условиях музыкальное искусство играет особую роль в воспитании гармоничной личности. Музыка не только способствует эмоциональному развитию, но и является важным инструментом в формировании культурной компетенции. В эпоху цифровой трансформации особое значение приобретают новые подходы, основанные на использовании современных технологий, которые позволяют сделать музыкальное обучение более интерактивным и привлекательным для школьников.Цель статьи. Настоящая статья посвящена рассмотрению возможностей развития эмоциональной и культурной компетенций школьников на уроках музыки через использование цифровых инструментов и платформ. Цель – дать практические рекомендации учителям музыки, которые помогут разнообразить образовательный процесс и способствовать более глубокому и осознанному восприятию музыки школьниками.Основные понятияЭмоциональная компетенция. Это способность школьников осознавать, понимать и выражать свои чувства и эмоции, а также воспринимать и анализировать эмоции других. Музыка, обладая мощным эмоциональным воздействием, помогает учащимся научиться распознавать и выражать эмоции, а также развивает их эмпатию.Культурная компетенция. Включает знание и понимание музыкальных традиций, стилей и форм разных народов и эпох. Она способствует развитию уважения к культурному многообразию и формированию эстетического вкуса.Цифровая трансформация образования. Интеграция цифровых технологий в образовательный процесс позволяет сделать занятия более динамичными и интересными. На уроках музыки цифровые технологии открывают новые горизонты для учеников, предоставляя им возможность работать с музыкальными произведениями в цифровой форме, создавать собственные композиции и исследовать музыку других культур.Развитие эмоциональной компетенции через музыку. На уроках музыки эмоциональная компетенция развивается через переживание музыкальных произведений, творческое самовыражение и работу в команде. Цифровые инструменты делают этот процесс более разнообразным и увлекательным.Слушание и анализ музыки. Музыка разных жанров и направлений может вызывать самые разные эмоции, что делает её отличным средством для обучения школьников различать эмоции и выражать свои переживания. Учитель может предложить ученикам послушать отрывки из произведений, сопровождаемых визуальными или текстовыми материалами, которые усиливают эмоциональное восприятие. Например, ученикам можно дать задание прослушать отрывок из симфонии Бетховена и описать, какие эмоции он вызывает и почему, а затем сравнить с произведением современной популярной музыки. Платформы, такие как Glinka Digital или стриминговые приложения, помогают воспроизводить произведения и обсуждать их в классе.Исполнение музыки. Использование цифровых инструментов позволяет школьникам исполнять музыку даже при отсутствии музыкальных инструментов. Виртуальные музыкальные инструменты и приложения дают учащимся возможность выразить свои эмоции через музыкальное творчество. Учитель может предложить школьникам создать композицию, которая отражает их настроение в данный момент, и представить её классу, что способствует развитию их эмоциональной самовыразительности.Виртуальные классы и обратная связь. Учитель может организовать виртуальные музыкальные классы, например, на платформе Glinka Digital, где ученики делятся своими произведениями и получают обратную связь от учителя и одноклассников. Это создаёт атмосферу доверия и поддержки, где каждый ученик может выразить свои эмоции и переживания, а также учиться распознавать и уважать эмоциональные реакции других. Например, ученики могут загрузить созданные ими композиции и обсуждать их на совместной онлайн-конференции, что развивает у них способность к конструктивной критике и самовыражению.Воспитание культурной компетенции. Культурная компетенция – это умение понимать и ценить музыкальное наследие разных народов и эпох, а также уважать культурное разнообразие.Изучение музыкальных культур мира. Музыка – это отражение культурных традиций, и цифровые ресурсы позволяют ученикам погрузиться в разнообразные музыкальные стили и жанры. Учитель может предложить прослушать песни разных народов на Рутуб или других образовательных платформах. Например, ученики могут изучить индийскую классическую музыку и сравнить её ритмы и тембры с европейской классикой, что даёт представление о богатстве культурного разнообразия. Образовательные платформы, такие как Glinka Digital или онлайн-музеи, позволяют виртуально путешествовать по странам, изучая их музыкальное наследие.Проектная деятельность. Для закрепления знаний учитель может предложить проект, где каждый ученик или группа готовит презентацию о музыкальной культуре определённой страны или эпохи. Например, ученики могут подготовить мультимедийные презентации о бразильской самбе или японской народной музыке, добавив в них фрагменты композиций и визуальные материалы, найденные в Интернете. Этот проект можно реализовать с помощью Canva или других инструментов, которые позволяют создавать насыщенные мультимедийные проекты.Дистанционное взаимодействие с музыкантами и преподавателями. В условиях цифровой трансформации появилась возможность организовывать онлайн-конференции, встречи с музыкантами из разных стран, участвовать в международных вебинарах и концертах. Учитель может организовать видеоконференцию с музыкантом, живущим в другой стране, который расскажет о своей культуре и исполнит несколько национальных произведений. Например, пригласить через онлайн ресурс исполнителя из Москвы, чтобы он рассказал о традициях и исполнил несколько популярных мелодий.Технологии и цифровые инструменты. В условиях цифровой трансформации важно понимать, какие цифровые инструменты могут помочь в преподавании музыки.Платформы для музыкального творчества. Платформы вроде Glinka Digital позволяют ученикам создавать собственные музыкальные композиции. Например, учитель может дать задание создать музыкальный трек, используя только выбранные инструменты, которые ассоциируются у них с определённым настроением. Это помогает развивать творческие способности и эмоциональное самовыражение.Образовательные порталы и приложения. Использование образовательных порталовдаёт возможность прослушивать музыкальные произведения, анализировать их структуру и узнавать о музыкантах и композиторах. Например, можно попросить учеников подготовить сообщение о композиторе, используя найденные в Интернете аудио- и видеоматериалы, что развивает исследовательские навыки и культурное понимание.VR/AR технологии. Виртуальная реальность даёт возможность создать атмосферу, в которой ученики могут почувствовать себя в различных исторических и культурных контекстах. Например, учитель может использовать VR-технологии для виртуальной экскурсии по театру Ла Скала в Италии или концертному залу в Вене, чтобы ученики могли лучше понять и почувствовать, как воспринимали музыку в разных странах и эпохах. Такая возможность есть в нашей гимназии, так как открыт Центр цифрового образования IT-Куб.Педагогические приёмы для учителя музыки. Создание эмоционально-насыщенной среды. На уроках музыки важно создать условия, способствующие эмоциональному отклику учащихся. Учитель может вводить элементы драматизации, сочетая музыку с рассказом о жизни композиторов или исполнителей. Например, можно провести урок-экскурсию по музыкальному произведению, подробно рассказывая о его создании и историческом контексте. Это побуждает учеников переживать события и эмоционально реагировать на музыку.Интерактивные методы для вовлечения. Музыкальные произведения можно обсуждать, моделировать различные музыкальные ситуации, анализировать фрагменты из музыкальных фильмов или театральных постановок. Учитель может использовать задания, в которых ученики представляют себя в роли дирижера оркестра, отвечающего за музыкальные нюансы исполнения. Это помогает учащимся чувствовать и понимать эмоциональные нюансы произведений.Оценка и мониторинг. Оценка успехов учеников в развитии эмоциональной и культурной компетенции также важна. Например, можно создать электронное портфолио на платформе uPortfolio. Платформа для создания электронного портфолио для обучающихся 5–11 классов, где ученики будут размещать свои работы, получая обратную связь от учителя и одноклассников. Это позволяет эффективно отслеживать их достижения и прогресс в развитии эмоциональных и культурных навыков.ЗаключениеЦифровая трансформация образования открывает новые возможности для учителей музыки. Цифровые технологии позволяют развивать эмоциональную и культурную компетенции школьников, делая уроки музыки более живыми, интересными и насыщенными. Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс создаёт условия для эффективного и увлекательного освоения музыки, которая способствует гармоничному развитию личности школьника.