Публикации
Развитие индивидуальных творческих способностей через музыкальное искусство
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие индивидуальных творческих способностей через музыкальное искусство
Автор: Волощук Светлана Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие индивидуальных творческих способностей через музыкальное искусство
Автор: Волощук Светлана Алексеевна
Развитие индивидуальных творческих способностей через музыкальное искусствоНовые требования к дошкольному образованию изменили и подходы к организации образовательного процесса, в том числе и музыкального развития дошкольников. Процесс музыкального образования предполагает реализацию образовательных задач (развитие музыкального слуха, певческих навыков, в танце, игры на детских музыкальных инструментах, импровизации и сочинительство) и задач воспитания. Следовательно, и методика музыкального воспитания должна быть комплексной и действенной, чтобы она позволяла выявлять и развивать все задатки музыкальных способностей обучающихся.Музыкальные способности развиваются на основе природных задатков и только в деятельности. Поэтому задача музыкального педагога состоит в том, чтобы предоставить дошкольникам максимум возможностей, позволяющих детям реализовывать себя в различных видах музыкальной деятельности и в творчестве. Не секрет, что методик развития вокала много. Но, как правило, они направлены на работу с детьми-подростками и взрослыми, и адаптированы под специфику музыкальных школ и студий. Музыкальное образование в детском саду направлено не столько на организацию работы голосового аппарата у детей, сколько на раскрытие возможности для развития вокально-речевой и общедвигательной культуры воспитанников.Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания дошкольников. Обучая детей вокалу, надо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка.Не стоит забывать, что голос служит только инструментом, а педагогическое мастерство обучения пению гораздо сложнее одного звуковедения. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово – оно рисует образы, отражает эмоциональные состояния. Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пения. В связи с этим, в обучении музыки выделяют 3 этапа педагогического воздействия, направленные на развитие вокально-певческих способностей:- I этап (чувствуем и познаем) направлен на способность детей к подражанию, создает возможность прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности;- II этап (певучесть и интонирование) направлен на развитие певческой интонации через игровые способы формирования координации слуха и певческого голоса;- III этап (певческие умения) направлен на работу над песней, посредством игровых заданий. Задачи I этапа педагогической работы по развитию вокально-певческих способностей: - подготовить голоса детей к пению; - «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата и обострить интонационный слух;- подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков. Основные направления работы первого этапа: певческая установка; артикуляционная гимнастика; игры и упражнения, развивающие речевое дыхание; развивающие игры с голосом; речевые ритмо –интонационные игры и ритмодекламация.Певческая установка направлена на обучение ребёнка правильной осанке перед началом пения. Для реализации данной задачи необходимо использовать стихотворения с яркими образными сравнениями: медведь, Баба – Яга и пр.Основные задачи артикуляционная гимнастики: - разогреть мышцы языка, губ щёк, всего речевого аппарата; - устранить напряжённость и скованность артикуляционных мышц; - развить артикуляционную моторику, мимику; - развить выразительную дикцию.Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание включают в себя: - игры на дыхание без звука («Вдох и выдох» (по Н.И. Журавленко); «Быстро – медленно», «Мороз», «Ладошки», «Кошечка», «Ушки» (по методике А.П. Стрельниковой), «Синьор Помидор»); - звуковые дыхательные упражнения с использованием различных образов (сердится кошка; звучат пчела, жук, комар; играет ветер с листвой; пыхтит ёжик; и т.д.);- игры-стихотворения, включающие в себя подражание звукам животных или природы (Игра «Лягушки» (С. Чёрный), игра «Кукареша», игра «Петух» (текст В. Данько)).Также очень эффективен комплекс упражнений, направленный на развитие мышц и навыков правильного «вдоха» и «выдоха», разработанный Дубовой О.Ю.. Нужно помнить, что чрезмерное увлечение дыхательными упражнениями может привести к гипервентиляции лёгких, поэтому допустимо использовать не более двух упражнений на развитие дыхания.Развивающие игры с голосом (подражание звукам окружающего мира): а) игры на интонации различной высоты: куковать, мяукать, тикать, капать. «Кошка, как тебя зовут?», «Что ревёшь, самолёт?», «Ослик»). Такие игры дают возможность послушать и почувствовать свой голос и позволяют расширить диапазон речевого и певческого голоса;б) игры на интонацию звуко-высотной направленности (крик, смех, плач, вой): «Пробуждение» (С.А. Коротаевой), «Лес ночной» (С.Пшеничных), «Что ревёшь, самолёт?» (Н. Орловой). Нацелены на развитие интонационного и фонематического слуха и подготавливают детей к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.Развивающие игры с голосом могут быть использованы как динамические паузы, так как помогают выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и утомление.Ритмо-интонационные игры и ритмодекламация способствуют: - развитию речевого и музыкального слуха, чувства ритма, темпа, тембра; - расширяют диапазон речевого и певческого голоса; - формируют естественное звучание голоса; - развивают дикцию и выразительность голоса.Такие игры могут сопровождаться движениями рук, ног или всего тела («Воробей» М. Картушиной») и очень полезны для детей с недостаточной координацией слуха и голоса.Задача II этапа – развитие певческого голоса, координировать его со слухом, создавая возможность точно воспроизводить музыкальные звуки.Основные направления работы второго этапа: дыхательные упражнения под музыку; вокально – артикуляционные упражнения и пальчиковые игры; музыкальные игры и упражнения на развитие звуко-высотного и ритмического слуха; музыкально – дидактические игры и упражнения на развитие ладового чувства; темповые и динамические игры; вокально – двигательная гимнастика и игры с пением.Цель дыхательных упражнений под музыку: помочь овладеть навыком певческого дыхания. Включают в себя: звуковые дыхательные упражнения с движениями; «Воздушный шар», «Пузырь», Котёнок и шар»; попевки с использованием дыхательных упражнений: «Паровоз», «Ветер», «Листики» (муз. и сл. М. Картушиной)». Эти упражнения также способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, укрепляют нервную систему.Вокально – артикуляционные упражнения и пальчиковые игры направлены на: развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом чётко пропевая согласные звуки и способность петь интонационно чисто. Предлагаются детям в виде песенок – игр, когда музыкальный руководитель поёт запев, а дети отвечают за персонажа. Можно использовать сборник Овчинниковой Т. С. «Логопедические распевки». Также можно использовать пропевание скороговорок в различном темпе, ритме, характере. Более эффективно пропевать скороговорки, стоя в кругу с передачей какого- либо предмета, игрушки, мяча.Вокал, постановка голоса требует внятной дикции, поскольку слова являются одной из значимых составляющих хорошей песни. Работу над точностью интонирования определённых звуков и интервалов необходимо с понятия высоты звука лучше начинать с использования музыкальных игр и упражнений на развитие звуко-высотного и ритмического слуха. Хорошей основой является «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной, в котором представлены короткие песенки на каждый интервал. Для наиболее эффективной работы можно использовать наглядные пособия, в которых движущиеся детали показывают изменения высоты звука. (Картушина М.Ю. «Вокально – хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий»). Добиться чистоты интонирования помогут: игры – повторялки (дети повторяют за педагогом попевки по фразам); упражнения с солистами (дети поют распевку, а солист исполняет партию персонажа песни). Такие игры могут быть представлены в различных формах: ритмические игры по подгруппам, с солистами, с педагогом; пение по ритмическим картинкам и инсценирование песен с солистами, исполняющими ритмическую партию.Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые ступени лада. Реализуя данное направление развития певческих способностей, рекомендуются музыкально – дидактические игры и упражнения на развитие ладового чувства Важно научить детей ощущать тонику и находить её самостоятельно, для этого используются:- музыкальные приветствия;- игры - добавлялки (дети допевают слова, основанные на четкой тонической опоре);- музыкально – дидактические игры и наглядные пособия с движущимися деталями, позволяют проследить мелодическую линию, изменить её и получить варианты мелодий;- певческие импровизации.Исполнение песни в одном темпе, слаженно - непростая задача для дошкольников. Почувствовать ритм и единение в хоровом пении помогут темповые и динамические игры. Скорость движения музыки дети лучше всего поймут, если прочувствуют её своим телом (Игры «Мы едем на автобусе», «Поезд», «Сороконожки» и т д.). Цель вокально – двигательной гимнастики и игр с пением: развитие координации движений с пением и пропеванием различных фонем, слогов, слов; снятие статического напряжения.Для этого наиболее эффективно подходят: - вокально-двигательная гимнастика «На птичьем дворе», «В Детском садике», «Русские народные инструменты» (муз и слова М. Картушиной).- игры с пением - используются для завершения занятия и создания у детей приподнятого настроения (Игры-ловишки, игры с выбором («Снежок – колобок»), повторялки («Домовой»), Замиралки «Ледяные фигуры», «Солнышко и тучки»)- игры на внимание - для снятия напряжения или для активизации внимания проводятся («Шведский стол», «Хлоп – шлёп»).Основные ориентиры III этапа: научиться петь, и накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух. Основные направления работы представлены через знакомство с песней, разучивание её и закрепление.Знакомство с песней происходит посредством выразительного исполнения песни педагогом с помощью использования игровых методов (О.В. Кацер) и музыкального сопровождения.Разучивание песни походит согласно четко определенному алгоритму:- проговаривание текста в ритме песни негромко или шёпотом;- разучивание в удобной тисситуре, по мелодическим фразам, и вначале без сопровождения;- фразу начинает петь педагог, а затем повторяют дети (пение «эхом»);- использование мнемотаблиц или иллюстраций;- пение в диалоге с педагогом (игра «Я и вы»);- игра «замри» (с остановкой на сложном слове или звуке).Все эти игровые приёмы можно использовать как в работе над текстом, так и в работе над качеством исполнения, то есть работа над ансамблем – интонационным, ритмическим, динамическим и т.д.Для закрепления песни можно использовать игры: «Дирижёр» (в роли дирижёра выступает взрослый или ребёнок); «Чья группа лучше?» (исполнение песни по подгруппам, а припева – все вместе); «Поиграем с песенкой» (пение по цепочке) и пр.Таким образом, перечисленные методики и педагогические приемы обеспечивают в полной мере выполнение рабочей программы музыкального руководителя и соответствуют принципам полноты и достаточности. Представленные техники и приемы основаны на игровой и здоровьесберегающей технологиях. Использование таких приемов и форм на занятиях музыки ведет к повышению творческого потенциала детей и к осмысленному формированию вокально-певческих способностей, к бережному отношению к своему музыкальному инструменту - голос. Еще один аспект, на который нужно обратить внимание - игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на них. Эффективность и результативность данного подхода объясняется синтезом различных видов музыкальной деятельности. Результативность определяется не только субъективными оценками педагогов, но и интенсивностью участия детей в различных конкурсных движениях, участия в общественной жизни детского сада и города. Данный критерий свидетельствует о заинтересованности родителей в продолжении работы, направленной на развитие музыкальных способностей детей.В настоящее время единая методика обучения детей дошкольного возраста навыкам вокала еще не разработана, и педагоги вынуждены объединять в своей деятельности отдельные положения различных методик. Предложенные техники, основанные на игре, в доступной форме позволяет сформировать и развить все певческие навыки детей (дыхание, артикуляцию, интонацию), а также вокал и импровизацию.